Сказки Мясного Бора. Часть 01-2

Сказки Мясного Бора
**********************
Часть 01-2

*
.
В своих действиях Искандер старался не нарушать законов природы.
Если, по закону природы, сильные господствуют над слабыми, противиться этому не следует. Следует возглавить этот процесс и направить в нужное русло.
Поэтому, он сохранил «естественных» лидеров, на своих местах.
Сохранение естественной иерархии и взятие её под контроль – принцип Искандера.
.
Лучшим способом организации жизни детского дома Искандер считал устав воинской части. Его он и собирался внедрять.
*
.
Притом, Искандер прекрасно понимал, что воспитание должно стоять на прочной материальной основе. Одно дело – нагнать страху на молодых, агрессивных зверей, которых принято называть «детьми», а другое дело - завоевать их  уважение.
 А путь к сердцу «зверя» лежит через его желудок, вечно требующий пищи.
.
«Ты, сначала, накорми «зверя», напои его, а потом уж требуй от него выполнения устава и успехов в учебе и труде.
К тому же , сытые «звери» перестанут конкурировать за еду. Старшие и сильные перестанут отнимать пищу у маленьких и слабых»,- думал, про себя, Искандер.
.
По утвержденным нормативам, дневной рацион воспитанника детского дома включал:
1. Мясо 1-й категории – 100 гр.
2. Рыба – 50 гр.
3. Масло сливочное      – 20гр.
4. Сахар  - 50 гр
5. Хлеб – 500гр
6. Крупа – 1кг
7. Овощи и фрукты – 500 гр
.
Из этого списка мясо 1-й категории бывало раз в неделю, масло и сахар – с большими перебоями. Из овощей и фруктов можно было разжиться капустой, свеклой, морковью и луком. Свекла была в наличии часто. Остальное – как повезет.
.
Учитывая вышесказанное, стандартное меню «зверя» состояло из каши, селедки и хлеба. При таком рационе гиповитаминоз обеспечен.
.
«Звери» знали о состоянии экономики родной страны из победных сводок, звучащих по репродуктору. Оттуда же приходила информация о небывалых урожаях на колхозных полях, об укосах и опоросах.
 Поэтому, они не представляли, что чего-то может не быть в наличии, и были убеждены, что мясо, масло и сахар съели преподаватели.
 « Препы сожрали нашу пайку!»,- бухтели они,- « Лишать зэка пайки - западло!».  «Звери» считали себя зэками.
*
.
Продовольственную проблему нужно было решать срочно.
Первым делом, Искандер надел, для солидности,  форму и отправился на мясокомбинат, где получали , вернее, должны были получать мясо.
 Он пришел в кабинет к директору:
 « Искандер Алимовмч Хафизов, зам начальника детского дома»,-  представился Искандер.
.
« Осип Иванович Гинзбург»,-  отрекомендовался директор мясокомбината,- « всегда к Вашим услугам».

« Мы должны получать у Вас мясо для детей, но его почти никогда нет»,- начал Искандер.
.
« С мясом 1-й категории напряженка»,- подтвердил Осип Иванович,- « Но мы предлагали вашему завхозу заменить мясо на субпродукт. Субпродукта 2-й категории ( ливер) можете взять не 30, а 300 кг. Он отказался, сказал, что детям не положено. Между прочим,  я очень уважаю пирожки с ливером, щи с ливером, кашу с ливером. Что у Вас там за дети такие, что им не положено?».
.
« Я воспользуюсь Вашей добротой, Осип Иванович,»,- сказал Искандер,-  « но мне нужна 700 кг.  в день. У меня 300 воспитанников и 40 воспитателей, 2 кг. на человека плюс резерв. В счете-фактуре я распишусь, что получил еще 30 кг. мяса 1-й категории».
.
« Так его же нет»,- напомнил Осип Иванович.
.
« Для меня нет, может, для Вас найдется.»,- предположил Искандер.
.
Осип Иванович расцвел улыбкой: « Приятно иметь дело с умным человеком. А платить за ливер не нужно, он – условно подотчетный.  Мы выкрутимся. Пока вы выбьете себе лимит, пройдет много времени, да и не подпишут еще ( «детям не положено»). Приезжайте каждый день, расписывайтесь в счете-фактуре за 30 кг. мяса и забирайте вашу тонну ливера. Детям не жалко».
.
« Спасибо за понимание, до свидания»,- Искандер собрался уходить.
.
« Одну минуту»,- остановил его Осип Иванович,- « Вы, судя по форме, служите в НКВД?».
.
« Да»,- подтвердил Искандер,- « Детский дом для трудновоспитуемых числиться по этому ведомству».
.
« У меня к Вам огромная просьба. Моя хорошая знакомая Роза Львовна, женщина редких достоинств и большой души, заведующая магазином «Мясо»,  попала под следствие и сидит в «Крестах». Если есть такая возможность, нельзя ли узнать, как у неё дела. А может, и помочь ей как-то?».
.
« Недостача?»,- спросил Искандер.
.
« Избыток»,- ответил Осип Иванович.
.
« У меня таких связей нет, но я узнаю. Я ничего не обещаю. Впрочем, я уверен, что следствие скоро убедится в полной невиновности Розы Львовны»,- Искандер ушел.
.
 Таким образом, проблема  животного белка была решена.
.
Искандер вернулся в Детский дом , зашел к Алевтине и изложил ей проблему Розы Львовны.
.
« Я позвоню, но не обещаю. Черт её знает, эту Розу Львовну, что она там начудила?!»
.
По утрам, Искандер собственноручно ездил на мясокомбинат загружаться ливером , потом, на рыбкомбинат  - за селедкой.
На кухне детдома Ливер мололи на мясорубках, проваривали, обжаривали с луком или черемшой и предлагали с кашей три раза в день ( завтрак обед и ужин). Также и во щах употребляли этот продукт.
 Ели все, включая преподавателей и дворовых собак, которых было больше десятка. Все находили блюдо вполне съедобным, даже вкусным.
.
 Наконец, «звери» наелись и перестали бурчать, что их лишили кровной пайки.
.
А через несколько дней, когда Искандер, очередной раз, приехал за ливером, его встретил Осип Иванович, он сиял от радости: «Вы знаете, следствие таки разобралось. Роза Львовна ни в чем не виновата. Она вернулась в свой магазин «Мясо». Приглашает Вас посетить его».
.
« Я был уверен, что все выясниться. Я очень рад за Розу Львовну»,- сказал Искандер.
.
« Спасибо Вам. Я – Ваш должник»,- сказал Осип Иванович.
.
« Да, ладно»,- вздохнул Искандер.
.
*
Точно такую же комбинацию, как на мясокомбинате, Искандер проделал на продуктовой базе, где получал масло, сахар и крупы. Он расписывался за масло и за сахар, а получал условно подотчетные крупы в удвоенном размере.
.
*
Однако, Искандера, пытавшегося решить продовольственную проблему в  Детском доме,  ждал неприятный сюрприз. Норму потребления хлеба  сократили в два раза.
.
Дело в том, что в 1932-1933 году в стране шла Великая Сталинская Сельскохозяйственная Революция. Великий вождь и отец всех народов, товарищ Сталин задумал избавить, наконец, страну от дефицита сельскохозяйственной продукции. Для этого он провел полную коллективизацию сельского хозяйства. Кулаки, как эксплуататоры и мироеды,  были выселены на Север, в Казахстан и в Сибирь.
.
Коллективизация была проведена очень успешно. От этих успехов кружилась голова. Однако, скрытые и явные враги и троцкисты продолжали сопротивляться и вредить. От «головокружения от успехов», с одной стороны и от происков вредителей, с другой стороны, нард начал дохнуть. На Украине, например, повыздыхало более 3 миллионов.
Но это еще полбеды, увлеченные реформами работники сельского хозяйства ничего не сеяли и не убирали.
 В стране возник острый дефицит всех продовольственных продуктов. Была введена жесткая карточная система.
.
Костлявая рука сталинских реформ дотянулась и до детского дома.
Хотя бала снижена только норма потребления хлеба, но, фактически, отпуск ливера и круп тоже сократился вдвое. Их, просто, не было. На овощных базах уже нельзя было получить даже свеклу и капусту.
.
*
Семью Искандера «успехи» сталинских реформ не затронули. В семье, только он   находился на государственной службе. Жена занималась домашним хозяйством и портняжно-вязальным  ремеслом. Ей помогали трое детей и, разумеется, муж. Они держали лошадь, овец, коз, кроликов, кур.  Себя семья обеспечивала полностью. Искандер помогал и Алевтине, семья которой жила в городе . Хотя Алевтина служила в НКВД и пользовалась закрытым распределителем, дефицит все равно ощущался.
*
.
Искандер понял, что на плодоовощных базах , в обозримое время, ловить нечего. Нужно срочно переключаться на сбор урожая в окрестных лесах. К счастью, все это происходило летом.
.
« Аля,»,- Искандер зашел в кабинет начальницы,- « с завтрашнего дня классы с 5-го по 7-й освобождаем от занятий и направляем на заготовку ягод, грибов и зеленого корма в лесу. Отряд в 50 человек занимается сбором в лесу. Другой отряд в 50 человек  принимает, чистит, сортирует и отдает на кухню. Я думаю, что за два-три часа они соберут по 10 кг на человека. Итого, 500 кг.
.
Потом, перерыв и перекус, и отряды меняются ролями. Таким образом, мы будем иметь 1 тонну зеленого, грибного и ягодного корма в день.  500 кг – текущее потребление,  и ещё 500 кг – заготовка на зиму( сушка). Потребности учителей тоже учтены. Если, вдруг,  не хватит, увеличим число заготовителей на 10 человек. Ты как?».
.
« А что, есть выбор? Действуй.  Тебя мне бог послал».- Алевтина склонилась над бумагами.
 Искандер подошел к ней: «Аля». Она подняла голову. Искандер наклонился и поцеловал её в рот.
.
« Ты что, спятил? Вопрётся кто-нибудь!»,- она отпихнула его.
« Аля, я скучаю»,- сказал Искандер требовательно.
.
« Приходи после работы, скучает он ».
Искандер кивнул.
.
 
Таким образом,  Искандер решил вопрос с зеленым кормом и силосом.
Ведь «зверям», для их здоровья, требовались овощи и фрукты.
 Потребности учителей и их семей тоже были учтены. Конечно, учителям платили зарплату, но все было по карточкам, а отоварить карточки часто было не так просто.
.

*
После решения продовольственной проблемы  Искандер Алимович внедрил следующий распорядок дня:
Подъем -  в 6-00,
 умывальник  -20 минут,
зарядка на плацу - 40 минут,
 завтрак  -  с 7-00 до 7-30.
.
 С 7-30 до 14-00  разные занятия по расписанию ( школа, мастерские,  физкультура, военная подготовка, поход в лес на заготовку зеленого корма, уборка помещения, ремонт одежды и обуви, работа на кухне,)
.
Обед  - с 14-00 до 14-30. Тихий час 14-30 – 16-00.
.
С 16-00 до 21-00 продолжение учебы, работы в мастерских, физкультура, военная подготовка – одним словом, продолжение рабочего дня.
.
21-00 -  21-30 – ужин.
21-30 – 22-00  -- подготовка ко сну, мытьё ног, жоп, чистка зубов.
 Отбой -- в 22-00.
.
В Детском доме – два отряда:
Отрид-1 ( мужской)  20 звеньев .
Отряд-2 ( женский)  10 звеньев.
Звенья – по 10 человек, 
.
*
Основные  методы  воспитания всем известны. Это: поощрение, наказание, личный пример.
---------------------------------------------==
Страх – быть наказанным – важный момент дрессировки «зверей».
За провинность одного наказывалось все звено.
Звено переводилось в «парашютисты» на уборку отхожих мест и «парашютных» комнат ( умывальников).
В звене поддерживалась строгая иерархия. Никакого панибратства
Звеньевой наказывает провинившегося дополнительными нарядами по уборке комнаты, чистке обуви, уборке коридора и лестничных клеток.
Если вина серьезная ( кража, например), виновный может быть выпорот.
 Члены звена сами исполняют наказание .
.
*
Еще один важный принцип воспитания – отсутствие свободного времени.
------------------------------------------------------=
Воспитанник должен быть занят учебой, трудом, спортом, строевой и военной подготовкой, ремонтом своей одежды и обуви, работой на кухне, уборкой помещений, разучиванием и исполнением хоровых песен.
.
Труд – в основном,  ручной. Инструменты – самые простые: Иголка, нитка наперсток, рубанок, фуганок, топор, молоток и т.д.
.
 Рабочий день  - от 6 утра до 22 вечера. В 22 гашение света и сон.
Все, как в армии – подъем, зарадка, завтрак и т.д.
.
При появлении преподавателя в комнате звена, все встают, звеньевой докладывает, кто, чем занят.
Собственно говоря, ничего нового здесь нет. Такие порядки существуют в Суворовских и Нахимовских училищах.
.
Благодаря отсутствию свободного времени, всякого рода ЧП и проступки происходили в Детском доме очень редко.
.
*
Курс выживания – обучение выживанию в трудных  условиях, в лесу в любое время года.
Воспитанники учились строить шалаши, землянки, норы в снегу, добывать огонь без спичек, находить и добывать еду, использовать в пищу лягушек, змей, речных мидий, Изготавливать луки и стрелы, плести сети, ориентироваться на местности зимой и летом, и многое другое. Занятие вели Искандер и другие тренеры.
.
 Эти тренировки проводились в любое время года, включая зиму с ночёвками в лесу.
Курс выживания и походы за зеленым кормом, грибами и ягодами пользовались большой популярностью у воспитанников.
Отлучение от курса выживания, от похода за зеленым кормом и от военной подготовки был страшным наказанием .
.
*
Профессор филологии Семен Борисович Романовский.
======================================
.
Семену Борисовичу было уже 43 года, и он был доктором и наук и профессором филологии. Область его интересов была древняя литература: античность и раннее средневековье.
Еще будучи студентом Семен Борисович начал печататься в научных журналах .
.
Он закончил университет в 1914 году. Как раз началась Мировая война. В России был подъём патриотизма, который не обошёл и Семена Борисовича. Однако, в армию его не брали из-за плохого зрения. Тогда, он закончил курсы телеграфистов и пошел телеграфистом.
 В революции он поддерживал большевиков, хотя сам не был членом партии. В Гражданской войне он воевал на стороне Красных  тем же телеграфистом.
.
В 1921 году он демобилизовался и вернулся к своей работе. Как мы уже говорили, сферой его интересов была античная литература и литература средних веков. Он знал с детства древнееврейский и древнегреческий. Латынь и французский выучил в гимназии, немецкий и испанский – освоил в университете.
.
Такое знание языков позволяло Семену Борисовичу исследовать литературные памятники многих народов мира. Он напечатал множество статей и две монографии.

Чем больше он читал, тем больше убеждался, что за прошедшие три с половиной тысячи лет люди никак не изменились. И жизненные ситуации, в которые попадают люди , одинаковые по всей земле.
 .
Семен Борисович не был монахом. Отношения с женщинами у него случались. Это были  соискательницы научных степеней, сочинительницы диссертаций. Семен Борисович мог, без особого труда, помочь с написанием диссертации или научной статьи. Женщины были благодарны ему. Иногда такие отношения длились месяц или два. Потом заканчивались.
.
Семен Борисович имел тайную страсть: он любил трахать молодых девчонок 14- 17 лет неконституционным способом.  Однако,  они не входили в круг его общения. Оставалось довольствоваться зрелыми тетками.
.
*
Семен Борисович познакомился с Искандером Алимовичем случайно.
.
В 1933 году. Искандер Алимович только недавно привел Детский дом в более или менее приличное состояние. Но проблем было еще много, и решение большинства из них требовало некоторых финансовых затрат.
.
 Семен Борисович по каким-то делам был в Уре. К тому времени, на его сберкнижках скопилась уже солидная сумма денег. Семен Барисович имел в месяц  2200 рублей  за преподавательскую работу и за регулярные публикации в журналах, к тому же, у него вышли уже 2 монографии.
 Жил Семен Борисович более, чем просто, одевался весьма скромно, за модой не следил,  обновок не любил, довольствовался ширпотребом местного производства. Он  не экономил деньги. Просто, он не имел потребностей.
.
 Отношения с женщинами, время от времени случались, но они  не требовали больших затрат. Соискательницы степеней и писательницы статей  расплачивались с ним натурой за помощь, которую он оказывал, и не требовали больших затрат.
 Короче говоря, его месячные расходы не превышали 800 рублей. Остальное скапливалось на сберкнижке.
.
К 1933 году объем его сбережений приближался к 100 тысячам рублей.
 Он прекрасно осознавал, что никогда не сможет освоить эти деньги, тем более, что страна постоянно жила при  карточной системе  с короткими перерывами. Но, даже если карточки отменялись, нормирование отпуска пищи и предметов потребления в одни руки сохранялось в неприкосновенности всегда.
.
  Семен Борисович решил пожертвовать лишние деньги в какой-нибудь детский дом, чтобы они не «сгорели» в  денежной реформе, которую он считал неизбежной.
 Почему в детский дом? Потому что Семен Борисович знал, что  медицина и образование  финансируются по остаточному принципу, в последнюю очередь.
 Но, если хорошего врача прокормит народ, как резонно заметил тов. Сталин,   то дети,  даже и хорошие, могут рассчитывать только на государство. Да еще на посторонних благотворителей, если таковые найдутся.
.
*
Ур – городок небольшой, и детский дом, расположенный в бывшей загородной резиденции какого-то богатого купца был заметным строением.
Семен Борисович заинтересовался и подошел поближе.
Через открытые  ворота  он увидел, что жизнь в детском доме кипит. На территории полно детей. Одни занимаются физкультурой, другие строевой подготовкой, третьи пилят дрова. В это время подошли две подводы , груженные грибами, корзинами ягод, какой-то зеленью – дарами леса, собранными отрядом, который в этот день занимался освоением природы.
Была осень – самая пора для сбора урожая. Подводы стали разгружать, куда-то все это таскать.
.
« А как мне найти вашего директора?»,- спросил Семен Борисович у первого попавшегося взрослого .
.
« Вон административный корпус, второй этаж»,- ответил тот,- « начальницы сегодня нет, но есть её первый зам. Он все вопросы решает»
.
Так они и познакомились.
Услышав предложение Семена Борисовича, Искандер вежливо, но холодно поблагодарил: « Скажите, Семен Борисович, Вы хотите помочь конкретному детскому дому или имеете личный интерес? Например, хотите «купить» образ благотворителя? Я не осуждаю Вас за это. За свои, честно заработанные, деньги Вы имеете полное право покупать все, что продается, включая и разные общественно значимые образы.
 Если Вас интересует образ, то Вам следует обратиться в министерство. Они все оформят в лучшем виде с привлечением прессы и радио. У нас таких возможностей нет и времени тоже нет.»
.
« Образы мне не нужны, совсем не нужны»,- ответил Семен Борисович.
.
« То есть, Вы хотите помочь именно нам?».
« Да».
« Если Вы переведете нам ваше пожертвование через банк, у нас на такую же сумму уменьшат бюджетное финансирование. Потом, на следующий год, нам придется обивать пороги разных кабинетов, чтобы нам вернули прежнюю цифру, и не факт, что нам её вернут. Так что Ваша помощь может превратиться в большую проблему».
.
« И что же делать?»,- спросил обескураженный Семен Борисович.
.
« Передавать деньги наличными. Вы какую сумму хотите нам пожертвовать?"
.
« 50 тысяч».
« Тогда Вы должны узнать в банке, сколько можно обналичить за раз, и написать заявление. Вам скажут, когда Вы сможете указанную сумму получить. Мы с вами подъедем к банку, и Вы получите деньги. Я буду Вас сопровождать. Я буду в форме и при оружии. Если сразу всю сумму снять нельзя, тогда придется повторить всю процедуру несколько раз. Кстати, у Вас будет время передумать. Деньги Вы отдаёте лично мне. Про детский дом забудьте. А уж я распоряжусь как нужно. Список вещей, которые мы будем приобретать на Ваши деньги, я Вам предоставлю. Вот такой расклад»
.
«Вы – деловой человек. Это – хорошо»,- сказал Семен Борисович,- « Я хочу пообедать в вашей детдомовской столовой, если можно?»
.
« Это – правильно, Идемте, сейчас как раз обед».
Они сходили в столовую и съели стандартный детдомовский обед, потом пошли в жилой корпус и посмотрели, как воспитанники живут.
 Семен Борисович убедился, что в жилых комнатах чисто и тепло (+22), хотя был октябрь месяц. Когда они входили в комнату воспитанники, которые там были, вставали, и старший докладывал обстановку. Тоже и в учебных классах и мастерских.
.
« У Вас как в военном училище»,- сказал Семен Борисович.
.
« За образец организации жизни мы взяли устав воинской части»,- ответил Искандер.
.
Рацион наших  воспитанников очень простой : каша с ливером, щи с ливером, салаты из диких съедобных растений, грибы, ягоды. Если удается что-то достать на плодоовощных базах, мы берем и там. Но сейчас с этим туго. А грибы, ягоды, траву – заготавливаем в лесу ( 1 кг. в день на человека).
.
Наши преподаватели и обслуживающий персонал тоже питаются в нашей столовой.
 Наши воспитанники сыты и здоровы. Их пища богата витаминами,  клетчаткой и животными белками. С сытого воспитанника можно уже требовать соблюдение воинского устава. Вы съели обед, как он Вам?».
.
« Мне понравилось очень. Честно, говоря, если бы было ближе, я бы в вашу столовую ходил. Салат, клюква и чай из сушеной малины  мне показались просто превосходными. Я – человек одинокий. Всю жизнь питаюсь в столовых. Ваша, пожалуй – лучшее, что я видел»,- сказал Семен Борисович.
.
«А на Ваши пожертвования мы поставим кузницу. Будем свой инструментарий делать: лопаты, топоры, молотки, пилы и прочее. Все это можно купить, но пусть воспитанники осваивают ремесло.
.
Я еще присмотрел на станции передвижной паровой двигатель. Он – в нерабочем состоянии и  им не нужен. Но, если заплатить, они его приведут в порядок и подарят нам, в качестве шефской помощи детям-сиротам.
.
 На этой паровой тяге мы соорудим  механический дровокол . Товарных дров вечно не хватает,  а вот комля много валяется на лесопилках. Можно даже даром набрать. Вы знаете, что такое комель?»
.
«Нижняя часть дерева, откуда корни растут. Там волокна перекручены так, что ни распилить, ни разрубить», - ответил Семен Борисович.
.
« Правильно, поэтому он и не пользуется спросом, идет в отходы. А мы - тут как тут, с нашим дровоколом.
.
«Мельницу для размалывания угольного шлака в муку тоже желательно иметь. Размолотый шлак – неплохой заменитель цемента. Цемент – размолотый обожженный известняк, а у нас будет размолотый угольный шлак. Цемент - тоже в дефиците. Если что построить – заморишься «доставать». А угольного шлака у нас гора. Котельная круглые сутки уголь в шлак перерабатывает.
 Вот такие планы»,- говоря все это, Искандер с интересом смотрел на посетителя.
.
 Тот не только не заснул, но очень даже заинтересовался.
 .
« А Вы где живете?»,- спросил Семен Борисович.
.
« Здесь, недалеко. Вы хотите посмотреть, как я живу?
 Это- разумно: попробовать детдомовскую пищу, посмотреть, как живут воспитанники, посмотреть, как живут воспитатели. Очень разумно. Я Вас отвезу. Это недолго, туда и назад».
.
Они съездили к Искандеру. Искандер показал, как он живет, познакомил с женой и детьми: « Мой главный принцип – зависеть от государства как можно меньше. Поэтому, я стал на самообеспечение.
Те, кто во всем полагается на государство – очень сильно рискуют. Нужно уметь выживать самостоятельно.
Мы и воспитанников этому учим»   
.
Так Семен Борисович стал теневым благотворителем детского дома . От своей благотворительности он не имел ничего. О ней , кроме участников процесса, никто не знал. Это была благотворительность в чистом виде.
.
*
.
Конец Части 01-2
Продолжение Часть 01-3


Рецензии