Учение о Двоице, шлока 38

Раздел I: Богословие (теоретическая часть)

38. (Мистерия Тетрады в Поместных общинах, по Песне Песней)

Множество, великое множество общин на местах
по всему миру составляют ныне
Величественное Масштабное Ликующее в Хвале
Глобальное Живоначальное Всеединое Тело Иисуса Христа:
малые и большие, ещё младенческие и зрелые,
домашние ячейки и массивные конфессиональные объединения,
двое или трое верующих в Него, где Он тоже посреди них,
и разветвлённые конгрегационные ассоциации,
и ситуативные конференции,
собрания для учёбы, молитвы, общения, юбилеев --
и которые все двигаются, развиваются,
плодоносят под Его Главою.

И в целокупном этом Всеедином Теле
действует, выражается, мистериально творит
в Славе и Величии, эманируя с запредельных высот,
в Утешителе, Параклете, -- Тетрада Ипостасей.

Такую Мистерию мы можем увидеть,
пророчески явленную в далёком прошлом,
на примере книги "Песнь Песней" царя и мудреца Соломона,

среди основных действующих лиц
и тех, кто упоминается вскользь, фоново, на втором плане,
можно аллегорически увидеть
как раз Четыре выражения Духа в нашем слое материальности,
и Отца, в образах царя, Соломона,
зрелого состоявшегося Мужчины,
и Сына, в образах возлюбленного, жениха, пастушка,
друга, братьев, стражей, сторожей,
и Матери, в образах родительницы невесты
и родительницы Соломона,
и Дочери, в образах возлюбленной, невесты, Суламиты,
подруги, женщин Иерусалима, "шестидесяти цариц
и восьмидесяти наложниц и девиц без числа" Песн 6:8

Поскольку о Соломоне не известно,
пас ли он домашних животных,
разве что символически, как царь народа Божьего, --
пастухом был его отец, Давид, но не он, --
поэтому всё же пастух и царь, среди персонажей этой книги,
здесь полагаю в рассуждениях разными лицами.

Обычная трактовка этого текста:
в иудаизме, любовь между Богом и народом Израиля,
в христианстве, между Иисусом и Своей Невестой, Церковью.

Сюжетно эту книгу нельзя назвать связно изложенной,
точно выверенной и правильно структурно построенной,
скорее это такие страстные, хвалебные,
печальные, радостные высказывания
из разных точек времени,
произнесённые разными персонажами
и обращённые к разным лицам,
набор небольших по форме стихов,
фольклорной, любовной, в том числе эротической лирики
в одном цельном произведении;

наиболее адекватная сейчас версия
о жанре этого текста в библеистике, --
перед нами сборник свадебных песен.

Наглядно эти Эманации хорошо видны,
когда читаешь современные переводы,
где текст произведения структурирован
смысловыми абзацами, а реплики -- озаглавлены,
тогда становится очевидно и более понятно
Олицетворённое пророческое иносказание Неба
в этой части Священного Писания:

1 глава

Девушка своему Возлюбленному --
Женщины Иерусалима Мужчине --
Она разговаривает с Женщинами --
Она говорит с Ним -- Он говорит с Ней --
Она говорит -- Он говорит -- Она говорит

2 глава

Он говорит -- Она говорит -- Она говорит Женщинам --
Она продолжает говорить -- Она говорит Женщинам

3 глава

Она говорит -- Она говорит Женщинам -- Он и Его Невеста

4 глава

Он говорит с Нею -- Она говорит

5 глава

Он говорит -- Женщины говорят с Возлюбленными --
Она говорит -- Женщины Иерусалима отвечают --
Она отвечает Женщинам Иерусалима

6 глава

Женщины Иерусалима говорят Ей -- Она отвечает --
Он говорит с Нею -- Женщины восхваляют Её --
Она говорит -- Женщины Иерусалима призывают Её

7 глава

Он восхваляет Её красоту -- Она говорит с Ним

8 глава

Она говорит Женщинам -- Говорят Женщины Иерусалима --
Она говорит с Ним -- Говорят Её Братья --
Она отвечает Братьям -- Он говорит --
Он говорит с Нею -- Она отвечает Ему

Как раз в этих репликах, диалогах, полилогах
на уровне земной бытовой лексики,
языкового дискурса еврейского народа в его истории,
за Словами Священного Писания,
выраженные через призму поэтического дара
творца этой Песни, можно увидеть,
естественно, в наших человеческих интерпретациях,
откровениях ментального порядка, --
Высокое Общение Субличностей Духа.

И толкуя эту книгу только строго метафорически,
без буквальностей, бытового реализма, --
явно видны Четыре Лица Тетрады в образах.

Отец, Зрелый Мужчина

Отец здесь буквально нигде не упоминается,
но подразумевается, раз у невесты есть и братья и мать,
а также его можно увидеть в чертах царя, Соломона,
уже опытного, состоявшегося, искушённого в жизни человека.

Мать

Суламита говорит:
"ввела я его в дом матери моей,
в чертог родившей меня". Песнь 3:4

"Пойдите и посмотрите, дщери Сионские,
на царя Соломона в венце,
которым увенчала его мать его в день бракосочетания его,
в день, радостный для сердца его." Песн 3:11

"единственная -- она, голубица моя, чистая моя;
единственная она у матери своей,
отличенная у родительницы своей." Песн 6:9

"Я повела бы тебя, привела бы тебя
в дом матери моей, и ты учил бы меня." Песнь 8:2

"Под яблоней разбудила я тебя:
там родила тебя мать твоя,
там родила тебя родительница твоя." Песн 8:5


О Поместных Общинах

"-- Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма,
окуриваемая миррою и фимиамом,
всякими порошками мироварника?" Песн 3:6

"-- Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца,
любезна, как Иерусалим,
грозна, как полки со знамёнами." Песн 6:4

"-- Кто это восходит от пустыни,
опираясь на своего возлюбленного?" Песн 8:5

"-- Есть у нас сестра, которая ещё мала,
и сосцов нет у неё;
что нам будет делать с сестрою нашею,
когда будут свататься за неё?
Если бы она была стена,
то мы построили бы на ней палаты из серебра;
если бы она была дверь,
то мы обложили бы её кедровыми досками.
Я -- стена, и сосцы у меня, как башни;
потому я буду в глазах его,
как достигшая полноты." Песн 8:8-10

Сын, Жених, Возлюбленный, Пастушок
и Дочь, Невеста, Возлюбленная, Суламита

Большая часть текста посвящено именно этим лирическим героям,
сюжету эмоционально-драматической линии их общения.

И любой, открывший эту древнюю книгу
и поразмышлявший над её смыслами, может убедиться сам,
что отношения дуальных Персонификаций,
Мужского и Женского Начала, Единого Духа
здесь можно увидеть достаточно ясно и рельефно,
в содержательных образах этой песни.

**


Рецензии