24. А что это было? Иран

    Предыдущая часть - http://proza.ru/2025/08/19/861

Ночёвка в квартире незнакомых мне людей прошла успешно.
Как бы не казалось, что времени для отдыха недостаточно, успела сделать всё и смогла выспаться. В девять утра встала, попила чай с сахаром, что оставили для меня на столике, и, собрав вещи, решила позвонить моим друзьям в город Кум, но не успела. Парвиз опередил меня.

— Привет, родное сердце! Как дела? Как тебе Домган? Ты попала на чаши травертинов в Бадаб-е-Сурт? Я рад за тебя. Что? Ты в Реште? Не может быть! Я же сейчас в Решт еду с Мишей! Нужно визу продлить. Уже подъезжаем. Где встречаемся? У отеля Кейвар? Мы позвоним. С визой разберусь быстро, ещё вчера договорился, поэтому давай выдвигайся в центр. Поедем в Астару.

Вопросы и восклицания сыпались от Парвиза сплошной тирадой, а я поверить не могла, что мы так просто и вновь оказались рядом, к тому же собиралась сегодня отправиться в Талеш, а завтра в Астару. Но если ехать сразу в Астару, то это даже удобнее. В очередной раз судьба мне преподнесла такое невероятное совпадение, и я заспешила навстречу друзьям. Хочу заметить, в Реште находится консульский отдел посольства России, и при необходимости тут можно продлить визу. У моего товарища закончилась виза, поэтому пришлось ехать из Астары в Решт.

Быстро вышла из квартиры, отдала ключ в семью с первого этажа и оттуда позвонила хозяину. Тот явился через пять минут, сверкая линзами очков. Он привёз мой паспорт, который накануне заселения забрал. Простились полюбовно, и я отбыла в центр Решта, который, к моему удивлению оказался почти рядом. А мне ведь казалось, что заехали ночью в окраины пригорода. Вот это закружилась!

В ожидании звонка сидела в интернет-кафе напротив условленного места встречи, но совсем не долго. Парвиз с Мишей, хозяином машины из Талеша, ждали меня на улице. Встреча была бурная и радостная. Потом ели вкусное мороженое из больших бочек холодильников, пили холодный напиток и ехали красивой дорогой до Талеша.

Там нас застал обед в том самом отеле, где останавливалась в первую ночь по приезде в Иран. Казалось, там к нам настолько привыкли, что считали обычным делом периодические наезды на обед. А после пили чай в красивом месте среди цветов недалеко от городка.

Мы уютно устроились в чайхане и эмоционально делились новостями, которые произошли в течение последних трёх дней. Я снова оказалась в русле привычных событий, они потекли своим чередом. Тут узнала, вчера Парвиз и Саджади вернулись из Кума в приграничную с Азербайджаном Астару, а сегодня Саша поехал к себе в Ардебиль на денёк, пока Парвиз съездит в консульство по делам визы. Таким образом, вырисовывалась печальная, но неизбежная картина — сегодня в Астаре я заночую, завтра меня отвезут в красивое место с источниками, это под занавес, а послезавтра отправят через границу в Азербайджан. Закончится моё счастливое пребывание в стране, иссякнет коктейль эмоций, чудеса превратятся в воспоминания. Но впереди ещё два дня! Это ли не радость?!

В Астару приехали в сумерках, и к возвращению Саджади сняли квартиру. Встретились все у ресторана. Саша вышел из машины в строгом костюме глубокого тёмно-зелёного цвета, который был ему к лицу. Мы все присели и замолчали, а я пролепетала:

— Саша, какой ты красивый! Поздравляю тебя с религиозным праздником шиитов! Пусть твоя семья будет всегда здорова и счастлива.

Потом состоялся вкусный ужин на четверых, бесконечные рассказы и отдых в уютной квартире. Миша распрощался и вернулся в Талеш с тем самым кожаным браслетом от немецкого мастера, случайно встретившегося мне в Куме. Купленная три недели назад машина была рядом, она, кстати, ни разу не подвела моих друзей.

Саджади рассказал, во время празднования Дня Рождения 12-ого имама в Кум съехались четыре миллиона верующих из разных стран, Россия не осталась в стороне, от нас прибыли полторы тысячи шиитов, чтобы отпраздновать этот день в священном Куме. Во второй половине дня все площади перед мечетями, которые казались мне просторными, заполнились народом, этой шевелящейся чёрной людской массой.

Люди встречались с друзьями, родственниками, они просто гуляли. После того, как я посмотрела на праздник в Реште, ясно представила многолюдный Кум того же дня. Может быть, я немного пожалела, что не оказалась там в значимый для страны праздник. Но получилось так как получилось. Зато с упоением рассказывала всем о террасах травертина и с удовольствием показывала фотографии. После чего Саша изрёк:

— Теперь я верю, что можешь быть самостоятельной в чужой стране.

Мне, конечно, было лестно это слышать, но неужели он до этого не верил в меня? Ведь всё, на что я способна — это на путешествия. Больше ничего не умею делать хорошо. Но менталитет иранца никак не воспринимает в реалии путешествия одинокой женщины по миру, и не считает их женским делом. Поэтому понимала Саджади без попыток доказать своё геройство.

Ещё долго сидели бы вместе, но я всегда ложилась спать чуть раньше моих «мальчиков». Пожелав друг другу спокойной ночи, пошла в свою комнату. Совсем не заметила, как уснула и увидела себя среди красивых источников Ардебиля. А в это время Парвизу звонили несколько раз из Йезда, с просьбой прибыть туда завтра по работе. Нужно было проследить отгрузку сухофруктов для отправки в Россию, поэтому утро для меня стало сумбурное и спешное. Минеральные источники я отменила до следующего раза, если он будет, а сегодня предстоял переход границы. Мои же друзья после обеда отбудут в Йезд.

Мы торопились, ведь ещё надо было купить гостинцы друзьям и соседям, а это важное дело я отложила на последний день, чтобы неспешно пройти по базару и выбрать в гостинец что-либо восточное. Но так не получилось, а получилось быстро и на ходу закупить то, что попалось под руки. Пока Саджади сидел в машине, мы с Парвизом быстро обежали приграничный рынок Астары, забрасывая мне в сумку конфеты, чай, изюм, мятный сахар, урюк. А когда багаж заметно отяжелел, то успокоились. Это потом не могла понять, для чего купила то, что никак не удивит моих друзей? Но паника со спешкой — сильная вещь!

Всё проходило в таком бешеном ритме, даже сим-карту Ирана забыла вернуть друзьям. Наспех попрощалась с Сашей и бегом в пограничные ворота. Парвиз быстро передал мой багаж знакомому в пограничной зоне, мы наспех обнялись, как принято при встрече и прощании, и я побежала за человеком с моими вещами.

Перед иранской таможней мне вручили сумку, она быстро попала на ленту досмотра. Несколько банальных, но обязательных вопросов от пограничников, штамп выезда в паспорт, и уже спешу к азербайджанской таможне.

А тут ожидаемая засада. Народу столько, что не пробиться, но сработал мой российский паспорт, который подняла над головой, и, извиняясь, смогла пройти в первые ряды толпы с большими сумками иранского товара. Только благодаря своей решимости смогла за полчаса преодолеть ирано-азербайджанскую границу, иначе бы мне там стоять до вечера.

В ещё неосознанной до конца ситуации, и как-то непривычно чувствуя себя в более свободной обстановке, сняла с головы платок, оставив только шляпу, и присела на азербайджанской территории попить чай. Я уже не торопилась. Здесь намечалась встреча с землячкой, которая ехала из Ленкорани, чтобы забрать меня на несколько дней к себе в гости. Она находилась ещё в пути, а у меня было время собраться с мыслями.

Сидя в одиночестве за столиком, перебирала в памяти сегодняшний последний день в Иране. Я жалела, что прощание стало таким скомканным, что не сказала своим друзьям тех тёплых слов, что собиралась. Благодаря мужчинам путешествие по стране стало подарком судьбы. Это они, которые чужие, но родные. Это они провели меня за руку по стране. Это им все лавры почёта.
***
Вернувшись домой описала впечатления, чтобы мои друзья прочли и узнали то ассорти чувств, которые пережила рядом с ними. Поверили в ту сердечную теплоту, которой переполнялась моя душа. Услышали ту тревогу и радость за них, что может почувствовать только сестра.
Они прочли.

Я верю в возвращение, и знаю почти наверняка, второе путешествие по Ирану станет таким же удачным. Тут по-другому быть не может. А пока буду жить ожиданием встречи и воспоминаниями о стране, как одной из самых удивительных на нашей большой планете.

P.S.

А что это всё-таки было? Ничего страшного. Так работают иранские спецслужбы. Должны же они знать, какой контингент туристов попадает в страну. Я вызвала подозрение с самого начала по нескольким причинам - одна, женщина преклонного возраста, одиночка, прошла наземную границу, минуя аэропорт, приехала сразу в нетуристический город. Тут вопросы и возникли. В первый же вечер сотрудники отеля в Талеше позвонили кому надо и ко мне приехали "друзья". А дальше всё было так, как было.
В последующие несколько приездов в Иран чётко понимала, когда ко мне подходили нужные люди, казалось бы, случайно. Мне это даже нравилось. Так легче идти по стране.


Рецензии