Гл. 4. Человек чувства и творчество
Глава 4. Человек: высшие чувства и творчество
Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии.
Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявлений: у каждого человека свой набор эмоций и способов их выражения. В 2012 году психологи Панксепп и Бривен в своей книге «Археология разума» описали несколько эмоциональных систем, встречающихся и у человека, и у животных. Это ожидание, забота (эмпатия, привязанность, любовь), социальная радость, вожделение, страх (тревога), горе (печаль), гнев (ярость). Но эти системы не являются единственными источниками чувств у человека.
Можно сказать, что человек – наиболее эмоциональное из живых существ, он обладает в высшей степени разнообразными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний. Почти с первых минут жизни любой младенец проявляет эмоциональные реакции. Исследования поведения людей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных культур.
Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоционального отношения человека к социальной действительности.
Высшие чувства человека — это сложные эмоциональные и духовные переживания, которые выходят за рамки базовых инстинктов (таких как страх, голод, боль). К ним относят:
- любовь в широком смысле (романтическую, родительскую, дружескую, к человечеству, к природе),
- сострадание — способность понять чужую боль и желание помочь,
- честь и совесть — стремление к честности, равенству, порядку, ощущение личной ответственности,
- чувство прекрасного — восприятие красоты в искусстве, природе, человеке,
- страстное стремление к поискам смысла, истины, связи с чем-то высшим.
Эти чувства связаны с сознанием, моралью, личностным развитием, культурой и формируются в самых сложных отделах мозга. Они считаются “высшими”, потому что требуют осознанности и зрелости. Такие чувства выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.
Не менее таинственным является чувство юмора, присущее именно людям. Психологи до сих пор спорят о его природе. Как оно формируется? Почему встречается не у всех людей? Н.В. Гоголь, например, характеризовал юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы. Так что это за особенность личности? И зачем нужна эта «особая активность головного мозга»?
У растений и животных, как было рассказано в предыдущих частях книги, есть зачатки высших чувств: эмпатия, привязанность и любовь, грусть и скорбь, чувство справедливости… Однако у других живых существ эти чувства инстинктивнее, чем у людей. По современным данным, у них нет сложной рефлексии или философии, хотя эмоциональная жизнь может быть глубокой и подлинной.
И у некоторых людей высшие чувства могут быть ослаблены или скрыты. Это наблюдается при наличии психических расстройств, травм мозга, при идеологическом или эмоциональном подавлении в условиях жестокой среды (война, секты, тюрьмы), когда люди “отключают” высшие чувства для самозащиты и выживания. Но даже если они ослаблены или скрыты, у большинства людей есть потенциал к развитию высших чувств — через опыт, воспитание, общение. Полное отсутствие их у людей — редкость.
По мнению ученых, чувства человека возникают в глубинах его внутреннего мира, формируясь на основе взаимодействия различных факторов. В первую очередь это биологические предпосылки: нейрохимические процессы в мозге, гормональные изменения и индивидуальная структура нервной системы.
На более высоком уровне чувства формируются под воздействием личного опыта, воспитания и социальной среды. Эти факторы влияют на восприятие и интерпретацию происходящего вокруг, а также на эмоциональную реакцию на различные события.
Культурные и социальные нормы играют значительную роль в зарождении чувств. Человек растет и развивается в определенной среде, которая формирует его представления о том, что такое любовь, страх, радость или горе. Личные связи, переживания и взаимодействия с окружающими людьми являются катализаторами, которые могут пробуждать или углублять определенные чувства.
Чем больше человек размышляет, читает, учится, соприкасается с произведениями высокой литературы, музыки, искусства, общается с настоящими личностями, чем нравственней цели, идеалы в обществе, где он живет, тем глубже развиваются его высшие чувства. Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека к миру и к жизни в целом, их иногда называют мировоззренческими чувствами. Осознание и понимание собственных чувств рассматриваются как важная часть духовного роста, как инструменты для самопознания, позволяющие исследовать свое внутреннее «Я» и работать над душевным состоянием.
Психологи отмечают, что в современном обществе происходит обеднение и упрощение внутренней жизни личности, ослабляется способность людей к чувственному восприятию, сужается спектр высших переживаний и чувств, связанных с внутренним культурным и эстетическим опытом. Плохо это или хорошо? Что изменилось в нашей жизни, если наблюдаются такая динамика? К чему это может привести?
Один из печальных результатов описанного явления – снижение творческого потенциала человечества. Творчество также относится к высшим проявлениям человеческой природы. Как писал Даниил Андреев в книге «Роза Мира», творчество – «высшая, драгоценнейшая, священнейшая способность человека, божественная привилегия его души».
А что такое творчество с позиций современности? Удивительно, но человек, который решает загадки бытия, проникает в тайны микромира и космоса, менее всего исследовал то, с помощью чего он это делает, то есть суть творчества, его природу и механизмы.
Под творчеством чаще всего понимают создание чего-то нового, принимаемого в определенной ситуации и в определенное время как нужное и полезное для общества. Однако, по мнению ряда ученых, творчество не просто сводится к индивидуальной активности, но даже выходит за рамки человеческого существования. Оно лежит в фундаменте мира, является вселенской закономерностью.
На взгляд философа и антрополога А. Назаретяна, всё развитие человеческой цивилизации, преодоление любых цивилизационных кризисов происходит благодаря творческим решениям и творческой деятельности. Возможно, по этой причине современное творчество становится всё менее связанным с отдельным человеком и всё более – с коллективами, организациями, группами людей.
Причём именно человеку природой преподнесен дар творчества, предоставлено самому определять своё место в мире на основе данного ему разума, включать какой-то иной режим функционирования сознания, подсознания и бессознательного, когда привычные готовые формы поведения не срабатывают. Другие живые существа не способны творить так, как это делают люди, они «творят» только в рамках жизненных условий, предусмотренных Высшим замыслом.
В наши дни способность к творению начинает приобретать большее значение, чем репродукция готовых форм. Компьютеры, ИИ постепенно берут на себя значительную часть умственной, но рутинной работы, освобождая время и энергию людей для созидания. При этом, правда, сами люди порой оказываются недостаточно творческими для решения имеющихся проблем.
Современные исследователи считают, что творчество — это результат работы мозга и одарённости, где талант складывается из природных задатков, условий развития и личностной позиции. Но чётких закономерностей, увы, не выявлено…
Мы все без исключения талантливы. Но почему одни творят шедевры, а другие за всю свою жизнь так и ничего не создали?
В давние времена способность к творчеству связывали с размером лба и массой мозга. Однако оказалось, что масса мозга гениев отклоняется в обе стороны от среднего показателя 1375 г: у поэта Байрона мозг весил 2230 г, а у писателя Анатоля Франса – всего 1017 г, и это никак не влияло на уровень их таланта.
Способность к творчеству ставилась в зависимость от выделения гормонов, которые вызывают сильный эмоциональный подъем и рождение шедевра в порыве вдохновения. Но известно рождение шедевров в результате усилия воли. Моцарт творил по вдохновению, а Гайдн ежедневно садился за рабочий стол, усилием воли заставлял себя сосредоточиться, и так рождались прекрасные симфонии. Ньютон говорил, что гений – это терпение и умение долго удерживать свой ум на решении задачи.
Считалось, что великие открытия и творения делаются в молодом возрасте. Действительно, Лермонтов написал «Белеет парус одинокий» в 14 лет, Паскаль доказал свою теорему в 19, Эйнштейн сформулировал теорию относительности в 25 лет. Но японец Момофуку изобрел лапшу быстрого приготовления в 50, писатель Аксаков опубликовал первое значительное произведение в 42, а самое популярное «Аленький цветочек» - в 67, художница Мэри Мозес начала творческую деятельность в 76, а экономист Гурвич получил Нобелевскую премию в 90.
Талант связывали и с академическим образованием, но изобретатель Эдисон, физик Фарадей, основоположник электротехники Яблочков, биолог Левенгук были самоучками.
Полагали, что творчество – это деятельность без принуждения. Но принуждение с детского возраста родило таких гениев, как Бетховен и Паганини.
Думали, что полет творческой мысли – результат благополучия, как общественного, так и личного. Однако Пушкин свои лучшие произведения написал, находясь в изоляции во время эпидемии холеры, Чайковский – мучительно борясь с нищетой, Кустодиев – сидя в инвалидной коляске, Левитан – после высылки из Москвы, страдая сердечным заболеванием, О’Генри и Сервантес – сидя в тюрьме, а Бах – похоронив жену и 11 детей...
В чём причина массового появления творческих талантов в те или иные исторические периоды, например рождение шедевров искусства во Флоренции эпохи Возрождения или литературных шедевров по всему миру в ХIХ веке?
Сейчас творческий процесс как особенность человека изучают нейрогенетика, психофизиология, молекулярная цитология, кибернетика, социология, педагогика, философия, синергетика… Но ни одна теория на данный момент не объясняет полностью природу и механизмы творчества. Правда, всё же выявлены некоторые закономерности.
Творчество требует слияния нескольких источников.
Первый – интеллектуальные способности выше среднего, знания, мотивация и труд. Без определенного минимума информации, относящейся к задаче, без обдумывания возможностей её решения не будет творческого озарения. Пустой, не стремящийся к решению задачи мозг вдохновение не посещает. Сколько человек видели химические элементы или падающие яблоки, но никому, кроме Менделеева и Ньютона, эти впечатления не подсказали ни периодической таблицы, ни закона всемирного тяготения. Подсказка – всегда отклик на заинтересованное, увлеченное, информированное усердие.
Второй – личностные особенности. Выявлен довольно стабильный набор качеств человека, сочетающихся с творческими способностями: широкие интересы, независимость суждений, уверенность в условиях неопределенности, влечение к сложностям, принятие риска, стремление к свободе, смелость, интуиция, стремление к красоте и гармонии, умение удивляться, энтузиазм, внутренняя зрелость, способность «рождаться каждый день заново», видеть то, чего нет, готовность мыслить новыми способами, сотрудничать и принимать свои ошибки.
Третий – неравнодушная среда, обеспечивающая обратную связь, оценку, поддержку. Они не всегда могут быть положительными. Для творения важна именно реакция внешнего окружения, вызывающая радость и горечь, сомнения и удовлетворенность, разочарование и ликование преодоления… В истории немало свидетельств тому, что творческие новации не сразу принимаются обществом благосклонно.
Как видим, на пути творчества многое зависит от самого человека, его умения работать над недостатками и преодолевать трудности. Каждый шаг и каждое испытание становятся кирпичиками для личного и творческого роста. Творчество – не только дар, но и результат упорства, самодисциплины и открытости к изменениям.
Согласно эзотерическим учениям, творчество — это стремление души к самовыражению и гармонизации внутреннего мира, связанное с Высшим Я. Оно возникает, когда человек очищает ум и раскрывает каналы восприятия, позволяя вдохновению и идеям проходить через него. В этом состоянии Творец становится посредником между духовным и материальным мирами, реализуя знания через воображение, позволяя человеку выразить глубины его опыта.
Известно также, что в произведениях художественного и научного творчества человеческий опыт отражен по-разному. Теорема Пифагора имеет один и тот же смысл для любого человека, в то время как стихи или картины воспринимаются личностно окрашенными. Научное творчество следует непреложной логике развития, поэтому любое научное открытие будет непременно сделано. Иначе говоря, если бы не было Эйнштейна, теорию относительности рано или поздно сформулировал бы другой учёный. Но если обрывается жизнь художника, то уже никто не сможет создать то, что мог создать только он. Научное открытие неизбежно, художественное творение – неповторимо.
Творчество проявляется в разных видах человеческой деятельности: в науке, искусстве, технике, литературе, праве, кулинарии, спорте, экономике, коммуникации, везде… Все они отличаются формами своего проявления, продуктами. Но есть несколько звеньев творческого процесса, характерных для всех видов.
Это столкновение с новым, неизвестным, пока непреодолимым. Затем наступает этап «мук творчества», когда человек пребывает в неопределенности, как решить эту задачу. Потом в нашем мозге идет процесс скрытой работы. Вдруг наступает озарение, «эврика», осознаются стратегии решения проблемы, появляется идея, замысел. Начинается этап развития идеи, внутренняя критика её. Наконец, приходят подтверждение и воплощение. С точки зрения исследователей, только за два последних этапа отвечает наше сознание. Всё остальное – сфера интуиции, подсознания, бессознательного. Как там всё происходит? Что творится в это время в нейронных сетях? Нам пока неведомо. Возможно, кто-то из читателей сумеет разгадать эту тайну.
И, конечно, людей всегда волновал вопрос: можно ли научиться творчеству, как-то простимулировать пробуждение творческих способностей, талантов?
На данный момент ответ ученых-педагогов таков. Если хотите разбудить свои дарования, то осваивайте науку выживания, формируйте и укрепляйте потребность совершенствоваться, ощущайте ценность жизни и сделайте своими ориентирами в постижении ее смысла интеллектуальный поиск, эмоциональное наслаждение и веру.
Творчество требует мышления, чувств, духовного поиска и связи с чем-то большим, чем просто выживание. Оно лежит в основе культуры, науки, прогресса и самореализации — и потому по праву считается проявлением высших чувств и состояний.
Человеку многое дано: способность мыслить и мечтать, создавать и разрушать, а также уникальная возможность осознавать своё место в мире. Он наделён свободой выбора, что позволяет ему влиять на свою жизнь и окружающую среду. Через творчество человек участвует в общем творческом процессе мироздания, являясь частью великой симфонии жизни. Действия человека могут как поддерживать гармонию, так и нарушать её.
В настоящее время человечество оказалось ни социально, ни морально не подготовленным к использованию результатов своего творчества, особенно научного, создающего разрушительное оружие, вещества, отравляющие всё живое, или генетических мутантов. Поэтому и возникает настоятельная необходимость согласования творчества с гуманистическими ценностями. Именно благодаря своему разуму и эмоциональной глубине человек может осознанно действовать в интересах не только своего вида, но и всей планеты.
Творчество – это и уникальная привилегия, и огромная ответственность. Согласны?
Продолжение:http://proza.ru/2025/08/25/1568
Свидетельство о публикации №225082501566