Гл. 6. Человека социальная суть
Глава 6. Человека: социальная суть
Вся история человечества — это эволюция сообществ, в которые объединялись люди.
Путь этот длинный и тернистый. Свое начало, как утверждают историки, он берёт из родоплеменных отношений.
Человек — существо социальное и общественное, обладающее разумом и сознанием, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. И по своей природе одиночество для него неприемлемо.
Социальная природа человека проявляется в его способности к взаимодействию с другими людьми, созданию сложных сообществ и формированию отношений. Каждое человеческое взаимодействие, будь то семья, дружба, работа или более широкие социальные группы, влияет на индивидуальное поведение и развитие.
Социальные контакты формируют личность и мировосприятие, закладывая основы для развития ценностей, верований и норм поведения. С раннего возраста люди начинают осваивать социальные роли, изучая, как действовать в различных ситуациях. Эмоциональная связь с другими людьми, способность к пониманию чужих чувств создают фундамент для межличностных отношений.
Окружение человека позволяет ему стать человеком, делает его общественным и социальным. И исключает это, если он вырос за пределами социума – среди животных.
Существует несколько известных историй в человеческой культуре, которые перекликаются с темой Маугли — ребенка, выросшего в дикой природе.
Одним из наиболее известных случаев является история Марион Блэкуэлл, девочки, найденной в 1730-х годах в лесу в Англии. Говорят, что она провела много лет среди диких собак, усвоила их повадки и даже не могла говорить. Другим примером является Каспер Хаузер, мальчик, найденный в 1828 году в Нюрнберге, Германия. Он был найден в возрасте около 16 лет в лесу, не имея навыков общения и с минимальными знаниями о мире. Его таинственное происхождение и поведение породили множество легенд и предположений. Известен случай девочки из Бака, которая была найдена в лесу в Испании в начале ХХ века. Этот ребёнок был воспитан группой волков и имел повадки, характерные для диких животных. Девочка также не могла говорить и нуждалась в помощи, чтобы адаптироваться к человеческому обществу.
Подобные случаи стали основой для исследований детской психологии. Общий вывод учёных печален. Дети, выросшие в дикой природе, не могут стать полноценными людьми. Их адаптация, насколько бы длительной она ни была, не приведет к развитию всех человеческих способностей, имеющихся у детей, выросших в обычных семьях. Несмотря на наличие людей рядом, такие дети, приспосабливаясь к непривычной среде, демонстрируют поведение, не соответствующее социальным нормам, и их психическое и умственное развитие остается неполноценным.
Дети же, воспитанные в человеческом обществе, обладают уникальными способностями, которые невозможно развить, находясь под влиянием животных. Эти способности становятся видимыми именно в человеческом взаимодействии. Присутствие человека влияет на развитие другого человека. Само общество обогащает личность, предоставляя навыки, знания и эмоциональную поддержку, способствуя индивидуальному развитию. Но в то же время оно может и вредить, если окружение человека недостаточно развито или отношение к нему имеет негативную окраску.
Исторически известны случаи, когда люди, потеряв возможность контактировать с подобными себе, деградировали, сходили с ума. Это же подтверждают наблюдения по изменению психики у человека, находящегося длительное время в изоляции. У этих людей наблюдается появление различных психических расстройств, которые могут стать необратимыми. Известны случаи людей, выживших после разнообразных бедствий и оказавшихся в одиночестве в различных уголках Земли. Вынужденное длительное одиночество даже в благоприятной и безопасной среде вызывало у них душевные расстройства, от которых они страдали, даже возвратившись в человеческое сообщество.
Из этого следует вывод, что человека как человека делает среда, в которой он растёт и воспитывается. Влияние окружения, будь то семейное, культурное, образовательное или социальное, играет ключевую роль в формировании личности, ценностей и взглядов человека. Человек существует не только в биологическом, но и в культурном, психологическом и социальном контексте. Понять его природу можно лишь через призму этих взаимосвязей.
Семья — это первичное общество, которое обеспечивает эмоциональную поддержку и передаёт начальные моральные принципы. Роль родителей, их отношение к обучению, традиции и способы общения оставляют неизгладимый след в характере ребёнка и его дальнейших социальных взаимодействиях. Культурные факторы также имеют огромное значение. Регион, в котором человек родился и вырос, его языковая среда, религиозные и культурные особенности формируют его уникальную картину мира. Традиции кавказской, японской или русской старообрядческой семьи неизбежно будут отличаться, точно так же будут отличаться дети, выросшие в этих семьях.
Наглядным примером служит крупнейшее коренное племя индейцев навахо, проживающее в юго-западных штатах США. В их семьях большое значение придается духовной связи, передаче традиций и ремесленных навыков. Дети учатся не только традиционным ремеслам, таким как ткачество или изготовление украшений, но и получают знания о мифах, историях и ценностях, связанных с природой и духовным миром. Воспитание включает обучение уважению к окружающей среде, ответственности за природу и сохранению культурного наследия.
Образование — ещё один важный аспект, который влияет на развитие человека. Качественное образование предоставляет знания и навыки, необходимые для интеграции в общество и профессиональной деятельности. Образовательные учреждения не только передают знания, но и формируют взгляды и идеалы, развивают критическое мышление и социальную ответственность.
В этом контексте особое значение имеет опыт СССР, который считался одной из самых образованных и читающих стран мира.Согласно международным исследованиям 1966 года, по уровню грамотности и массовому распространению литературы советское общество превосходило практически все страны мира. В стране активно развивалась просветительская деятельность: библиотеки, образовательные программы и газетно-журнальные издания способствовали тому, чтобы знания становились доступны широким слоям населения. Высокий уровень образования и культуры стал одним из важнейших достижений советской системы, что позволило стране в то время добиться значительных успехов в научных и технологических сферах.
Наконец, социум, включающий друзей, коллег и общественные группы, способствует формированию навыков коммуникации, сотрудничества и солидарности. Взаимодействия в обществе помогают людям лучше понять свои ценности и принципы, а также определить свою роль в социуме. Примеры этого разнообразны и хорошо иллюстрируют влияние коллектива. Средневековые гильдии обучали ремеслу и развивали сотрудничество и взаимопомощь. В XIX веке рабочие кооперативы создавали коллективное производство, укрепляя солидарность среди участников. В 1960-х годах антивоенные движения объединяли людей для борьбы за мир. С 1970-х людей объединяют экологические движения.
Общество играет ключевую роль в формировании человека, предоставляя ему социальные связи, поддержку, безопасность, которые способствуют развитию эмоциональных и социальных навыков. Оно также обеспечивает образование и знания через семейные и образовательные учреждения, способствуя получению информации и навыков, необходимых для жизни в социуме. Кроме того, общество формирует мировоззрение и установки человека с помощью культурных норм и ценностей, передаваемых через традиции и обычаи. Все эти факторы создают синергию, способствующую полноценному развитию личности.
Но общество может наносить и вред человеку. Социальные нормы и ожидания могут создавать давление, заставляя человека подстраиваться под стандарты, которые не соответствуют его истинной природе, подавлять индивидуальность и причинять ему психологический и физический вред.
Так Галилео Галилей в XVII веке был вынужден отказаться от своих научных убеждений под давлением католической церкви, которая требовала соответствия геоцентрической модели мира. Конфликт между истиной и общественным давлением привёл к его осуждению и домашнему аресту.
В XVII веке в Салеме многие люди, особенно женщины, были обвинены в колдовстве и казнены из-за социальных страхов и религиозных догм, навязывавших жестокие стандарты.
Известный писатель Оскар Уайльд в XIX веке страдал от преследований и общественного осуждения из-за своей гомосексуальности, противоречащей викторианским моральным нормам, что закончилось его арестом и тюремным заключением.
В нацистской Германии общество заставляло людей принимать жестокие идеологические нормы, что приводило к моральным дилеммам и внутренним конфликтам у тех, кто не разделял эти взгляды.
Социальная изоляция или отсутствие поддержки могут приводить к чувству одиночества и депрессии, особенно в условиях, когда человек не вписывается в определённые группы или сообщества.
Об этом свидетельствуют многочисленные исторические примеры. Например, в период Великой депрессии 1929–1939 годов массовая безработица и экономический крах вызвали у миллионов людей чувство отчуждения, одиночества и депрессии, что усугубляло социальные и личные кризисы. По данным того времени, уровень самоубийств и психических расстройств резко вырос, а многие люди оказались изолированы от общества из-за потери работы и жилья.
Современные исследования доказывают, что социальная изоляция повышает риск смертности до 50%, а у пожилых людей она связана с ростом депрессии, деменции и физической немощи. Дети, испытывающие социальную изоляцию, также подвержены риску развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности, депрессии и низкой самооценки.
Общественные стереотипы и предвзятости могут ограничивать возможности человека, создавая барьеры на пути к успеху, самоутверждению и самореализации. История полна примеров таких ограничений.
На протяжении истории миллионы людей подвергались рабству, особенно в США и Бразилии. Общество не признавало права людей другой расовой принадлежности, что приводило к систематическому насилию и угнетению.
В средние века инквизиция преследовала людей, обвиняемых в ереси, знахарстве, подвергая их жестоким пыткам и казням. Общество требовало следования строгим религиозным нормам, что приводило к массовым преследованиям и гибели невиновных.
В средневековой Европе евреи подвергались экономическому антисемитизму: им запрещали заниматься многими профессиями, что подталкивало их к ростовщичеству и торговле, что в свою очередь порождало негативные стереотипы и дискриминацию.
В нацистской Германии идеология расового превосходства формировала стереотипы об «арийцах» и «неполноценных» народах, что приводило к массовым преследованиям и геноциду, полностью лишая жертв возможности самореализации и даже жизни.
В Индии кастовая система веками закрепляла социальное неравенство, при котором неприкасаемые (далиты) подвергались крайней дискриминации и исключению из общественной жизни.
Также стоит упомянуть гендерное неравенство. На протяжении разных исторических эпох, например в Викторианскую эпоху, женщины сталкивались с дискриминацией, лишением прав голоса и образования, что ограничивало их возможности и свободы.
В Китае в 1966–1976 годах в ходе культурной революции общество подвергало преследованию интеллектуалов, художников и ученых, что нанесло серьезный ущерб культурному наследию и человеческому потенциалу страны.
В последние полвека с развитием технологий динамика общения между людьми претерпела значительные изменения. Социальные сети и цифровые платформы изменили способы взаимодействия, позволяя людям поддерживать связи на расстоянии, обмениваться идеями и создавать глобальные сообщества. Тем не менее, такие изменения тоже имеют новые негативные стороны, такие как кибербуллинг, недостоверная информация и ухудшение социальных навыков.
Человечество постоянно сталкивается с необходимостью находить баланс между личными интересами и интересами общества, что приводит к различным социальным движениям, борьбе за права человека и кардинальным переменам в истории. И… к пониманию ценностей, которые объединяют человечество. А это – взаимопомощь, уважение, доверие, справедливость и солидарность в заботе о нашем единственном общем доме – планете Земля.
Именно от состояния планеты зависит наше будущее, и её состояние должно объединять нас всех. Ведь только совместными усилиями мы можем обеспечить выживание человеческой цивилизации и подтвердить свою разумность, не так ли?
* * *
Человек – уникальное творение Высшего Разума, наделённое даром созидания, свободой воли и правом выбора — теми качествами, которые отсутствуют у других живых существ на планете. Знаменитый Аристотель определил человека как самую глубокую сущность всеобщего бытия. Демокрит, выражая своё отношение к месту и роли человека в мире, назвал его микрокосмом. Протагор провозгласил, что «человек есть мера всех вещей». Сократ добавил: «Во Вселенной для человека нет более интересного объекта познания, чем сам человек».
Антропоцентризм – философская идея, в рамках которой Вселенная оценивается как «живая» и «мудрая» система, важнейшим компонентом которой является человек. Антропоцентризм, как система миропонимания, «судит» о самом человеке как о наиболее совершенном продукте естественной природы, познание которого ведёт к постижению всех тайн Вселенной и к пониманию причин её бытия.
Однако, несмотря на свою уникальность и скрытые сверхвозможности, многие люди не способны их реализовать. В чём причина этого? В бездуховности? В неготовности принять эти дары? В неспособности ими распоряжаться?
Что мешает нам по-настоящему любить окружающий мир и его природные проявления, а не потребительски относится к нему? Что толкает нас на исключительно технократический путь развития, на создание искусственной жизни, синтетической среды обитания и заставляет забывать о нашем гигантском естественном потенциале ума и тела?
При таком подходе велик риск потерять свою суть и стать чем-то иным, отличным от «Homo sapiens naturalis».
Природа, созданная по законам гармонии, альтруизма, эмпатии и любви, призывает нас прозреть, осознать своё истинное предназначение, стать сотворцами и найти ключ к пониманию себя и своей роли в этом мире…
Продолжение: http://proza.ru/2025/08/28/585
Свидетельство о публикации №225082501571