Об одном типе псевдологики
Одной из разновидностей псевдологики является система, в которой положение считается опровергнутым, если доказано, что у оппонента имеются психологические основания его отстаивать.
Приведу пример.
Петя заявляет Наде о том, что та по его мнению переспала с соседом. У Пети есть ряд косвенных свидетельств в пользу подобного предположения.
В подавляющем большинстве случаев Надя никоим образом не станет обсуждать эти свидетельства и оценивать степень их достоверности. Она выдвинет эмоционально – этические аргументы. “Ты говоришь так, потому что ревнуешь! ”. “Ты сам строишь глазки Варьке, и считаешь, что я тоже такая! ” “Да как ты смеешь говорить обо мне подобную гадость – извинись немедленно!”
Ни один из этих аргументов не имеет никакого отношения к вопросу о том, чем занималась с соседом Надежда, и занималась ли вообще. Спор идет о моральном праве на правоту, об авторитете. Дискуссия переводится из плоскости чистого установления фактов в плоскость обсуждения кто кого хочет обидеть, или не обидеть, и кто имеет, или не имеет право на суждение, принижающее ценность другого индивидуума... Из плана истины вопрос переносится в область ценности и авторитета.
В логической системе Нади суждение считается опровергнутым, когда показано, что у противоположной стороны есть личный интерес говорить именно так. А личный интерес устанавливается ощущением Нади, что он там присутствует. Заметим, такая система абсолютно непроницаема к внешним факторам и стопроцентно оторвана от вопроса о фактической составляющей дела. На самом деле Надя говорит, что сама постановка вопроса переспала / не переспала является некорректной – корректен лишь вопрос имеет ли право Петя выдвигать подобное предположение в культурно заданной системе отношений.
Формально-логическая несостоятельность аргументов Надежды совершенно очевидна. У человека может быть личный интерес говорить, что Земля вращается вокруг Солнца для того, чтобы принизить роль Создателя, поместившего человека в центр Вселенной. Однако, само утверждение при этом может оказаться и верным. У Пети из нашего примера запросто может иметься личный интерес обвинить Надю в измене, но из наличия такого интереса вовсе не следует, что факт не имел места.
Однако, в чисто дискуссионном плане аргументация Нади имеет неплохие шансы сработать. Пристыженный Петя, который действительно строил глазки Варваре, и полагал, что Надежда об этом не знает, замнет инцидент, купит подруге новые сапоги в знак примирения, и Надежде даже не придется лгать, утверждая, что с соседом у нее ничего не было.
Свидетельство о публикации №225082501677