Глава Рээ и духовное служение животным
Глава «Рээ» говорит о выборе между благословением и проклятием. Этот выбор не абстрактен. Он совершается каждый день — в простых, почти незаметных поступках. Когда человек замечает страдание животного и помогает — это благословение. Когда проходит мимо, равнодушно — это проклятие, потому что равнодушие разрушает душу. Именно через способность быть рядом, заботиться, сострадать мы проявляем свою человечность. Это и есть суть служения, которое сегодня называют animal chaplaincy — духовным сопровождением животных в жизни и в уходе.
В древности в Иерусалимском Храме приносили в жертву животных. Но не ради крови. Жертвоприношение было духовным актом. Оно возвышало и человека, и животное. Оно было соединением — между нижним и верхним мирами. Душа животного поднималась, становилась частью чего-то большего. Сегодня Храма нет, и жертвы не приносятся. Но духовный смысл остался. Сегодня мы поднимаем душу животного иначе — через любовь, уход, заботу, молитву, благодарность. Через то, что мы рядом — в старости, в болезни, в момент ухода. Мы не оставляем. Мы провожаем — не в смерть, а, как говорят каббалисты, в другую комнату. С уважением. С тишиной. С трепетом перед тайной, которую не можем объяснить, но можем чувствовать.
У животных есть душа. Каббала учит, что это нефеш — жизненная сила, дыхание, которое даёт Всевышний. И эта душа, как и наша, не исчезает. Она продолжает путь. Иногда возвращается в этот мир. Иногда поднимается выше. Есть мнение, что души животных могут быть реинкарнированы в человеческие тела или в другие формы более высокого духовного уровня. Мы не обязаны это понимать до конца. Но мы обязаны — верить, что всё происходит к добру. Как сказано в Талмуде: «Сначала Израиль сказал: сделаем. Потом — услышим». Сначала принять. Потом — попытаться постичь.
Кашрут, шмита, праздники — всё это касается не только человека. Кашрут — это про уважение к жизни. Шмита — даёт земле и животным покой. На праздниках в радости должны участвовать все, включая животных. Даже повеление «не запирай пасть волу, молотящему зерно» — это про уважение к чувствам и праву на участие в труде и радости.
Вспомним, что животные были спасены в потопе. Потомки Каина исчезли. А животные вошли в ковчег. Каждая пара. Даже те, кого человек считает «бесполезными». Потому что животные просто были тем, кем их создал Всевышний. Не предавали, не разрушали, не восставали. Они сохранили чистоту. И потому были спасены.
Праведники всегда понимали это. Авраам пас стада с любовью. Моше стал вождём народа, потому что вернулся за заблудившимся ягнёнком. Давид защищал овец с риском для жизни. Рабби Йехуда а-Наси плакал над телёнком, которого вели на убой. Баал Шем Тов говорил, что даже травинка не шевелится без воли Неба. Милосердие к животному — это не сентиментальность, а начало Торы.
Сегодня наша задача — построить ковчег в собственном сердце. Чтобы в нём было место для каждого. Даже для тех, кто не может сказать «спасибо», но может страдать. Даже для тех, кого другие считают неважными. Построить ковчег — это значит быть человеком в мире, где слишком много безразличия.
Каждый день — это новая вода. Каждое живое существо — возможность. Каждое мгновение — шанс. Мы не знаем, кого в этот момент Всевышний посылает к нам. Но если мы сможем «смотреть» — не глазами, а сердцем, если не пройдём мимо — это и будет благословение. И тогда небо приблизится.
Свидетельство о публикации №225082500179