Забытый уголок дворянской чести и культуры. Ч. 2
М. С. Сухотин привез молодую жену в свое родовое имение Кочеты Новосильского уезда Тульской губернии, что в 200 км от усадьбы Ясная Поляна. Там проживали его дети в старинном доме. Сохранились воспоминания людей, помнивших усадьбу в том виде, какой она была при М. С. Сухотине до разрушения после 1917 года.
Писали об усадьбе старейшины орловско-тульского дворянства Н. П. Пузин, хранитель дома-музея Ясная Поляна, и Н. К. Матвеев пасынок Т. Л. Толстой – Лев Михайлович Сухотин, старший из детей М. С. Сухотина, актриса Татьяна Фохт, внучатая племянница М. С. Сухотина и многие другие оставили дневники и записки.
Кочеты построены на заре царствования Петра. Прадед М. Л. Сухотина Фёдор Григорьевич (1743-1816) , поручик Семеновского полка, вышел в отставку секунд-майором и на приданое жены Соковниной Анны Николаевны построил каменный дом с изразцовыми печами. Расширялись постепенно и неторопливо. В начале 18 века рядом с бревенчатым дедовским сооружен кирпичный дом - небольшой флигель - о 10 комнатах Одно трехлетие в 1770-х гг. служил предводителем дворянства Новосильского уезда.
По воспоминаниям секретаря Л. Н. Толстого В. Булгакова: «Кажется, около двух тысяч десятин земли. Кроме прекрасного парка и прудов, замечателен в нем барский дом: тоже старинный, одноэтажный, но очень поместительный, с прекрасным убранством.
Дом Сухотиных был П-образный в плане, одноэтажный, кирпичный, оштукатуренный, с очень большими окнами. Обстановка не так роскошна, как бывает в богатых купеческих домах, но и не безвкусна, как там, не кидается в глаза и не внушает отвращения бессмысленностью и ненужностью массы дико дорогих вещей и очень комфортабельна. Много старины: по стенам портреты предков, оружие, шкафы с фамильным серебром и дарованными табакерками и т. п. На обстановке и на всем в доме лежит отпечаток красивой и приятной барственности, солидности и чистоты. Обитатели дома радушны, милы и любезны».
Н.М. Чернов в своей работе «Новосильские друзья Тургенева» уточнял: «Усадьбой Сухотины пользовались как летней резиденцией. У них здесь в разное время гостили литераторы, художники, столичные бюрократы. На зиму все уезжали в Москву, где у Сухотиных имелись дома в лучших частях первопрестольной. Реже отправлялись в Петербург, если это было связано со службой. А в необитаемом кочетовском доме, якобы, появлялись привидения, о чем ходило множество легенд. Конечно, владельцы задерживались иногда и до Рождества. В зале устраивался театр с занавесом и декорациями. Приглашались соседи и родственники. Играли хозяева и некоторые из ловких дворовых людей.
В доме были портреты предков, прекрасная библиотека, коллекции оружия и старинных костюмов».
Из воспоминаний актрисы Т. Фохт, внучатой племянницы М. С. сухотина, бывавшей в детстве в усадьбе: «Дом в Кочетах был очень старый. В нем было много интересного. По всему коридору стояли шкафы с книгами и архивом. Над шкафами висели портреты предков. В гостиной висел портрет военного в красном мундире, с пудреной косичкой, очень похожего на моего отца. В передней, разделенной аркой, по всем стенам висели: щиты, кольчуги, самострелы, шлемы, стремена, мечи, пики, сбруя, колчаны.
В архиве хранилась переписка Державина с Сухотиным, письма к Сухотиной Воронцовой-Дашковой, в которых подобно рассказывалось о перевороте 1762 года, родословное сухотинское древо. Род Сухотиных происходил от татарина Сухоты — сподвижника то ли Батыя, то ли Чингис-хана.
Много было рассказов “о привидениях”. Утром собравшиеся к столу к утреннему чаю рассказывали, кому что ночью привиделось.
В подвалах дома стояли сундуки со старинной одеждой предков. Каждую весну экономка Верочка развешивала на дворе камзолы, лифы, юбки, фижмы, все проветривалось, бережно вычищалось и укладывалось обратно.
К большому дому с двух сторон были пристроены флигеля. Один был старый, в нем жили Дорик с Мишей и экономка Верочка с древней старухой — своей матерью, 20 лет прикованной к постели... У кровати Дорика на этажерке стоял картонный домик, красиво разрисованный, с вьющимся виноградом, с окнами и дверью, в нем жили белые крысы с красными глазами и розовыми длинными хвостами.
С другой стороны дома буквой Г был пристроен новый флигель для Левы, когда он женился. Там все было очень красиво. В нем останавливался Лев Николаевич с Софьей Андреевной.
Третий флигель стоял во дворе. Там жили Сережа и Алик. На обтянутых красным сукном полках, кругом всей комнаты, лежали Мамонтовы кости, клыки и разные окаменелости, найденные мальчиками Сухотиными в раскопках курганов.»
Книги в их доме накапливались десятилетиями. Половина - на иностранных языках . На стенах полотна В. Боровиковского, Ф. Рокотова, Г. Мясоедова. Ездивший в 1904 году по дворянским усадьбам С. П. Дягилев в поисках редких портретов для знаменитой Таврической выставки, посетил Кочеты и отобрал для экспонирования несколько в буквальном смысле уникальных картин кисти русских и европейских мастеров
В Кочетах хранились уникальные предметы, попавшие в коллекцию Сухотиных от Варвары Сергеевны Домашневой, которая, выйдя замуж за Михаила Федоровича Сухотина, передала в эту семью много вещей, имеющих историко-культурное значение. А ей они достались от отца, С.Г.Домашнева.
Сергей Герасимович Домашнев был участником Первой Архипелагской экспедиции русского флота. В 1775–1783 годах он возглавлял Академию Наук. В Кочетах хранились его речи, с которыми он выступал на заседаниях Академии. В знак расположения Екатерина II подарила ему золотую табакерку, наполненную золотыми монетами.
Шкатулка и собственноручно написанное сопроводительное письмо императрицы тоже бережно хранились в Кочетах. Однажды, по поручению императрицы, он встречался в Париже с Марией-Антуанеттой – королевой Франции. В знак расположения она подарила ему чашку из знаменитого севрского фарфора. «Эта чашка передавалась старшему в поколении Сухотиных», поэтому после смерти Михаила Сергеевича она перешла ко Льву Сухотину. Вот что он написал о ней в своих воспоминаниях: «Она хранилась в витрине небольшого шкафчика из карельской березы, который украшал нашу гостиную в Марьине».
В «верхнем саду» находилась беседка, которую в честь легендарного места в Крыму, овеянного славой русского оружия, назвали «Малахов Курган». Сухотины за участие в битве на Малаховом Кургане во время войны с турками были удостоены орденов Св.Георгия ". Отставные моряки из старшего поколения обожали здесь чаевничать.
Церковь. Пруд. Парк
В 5-ти км от Кочетов в селе Грачевка находится Церковь Михаила Архангела. Храм построен в 1827году на средства князей Голицыных и помещиков Сухотиных, их усадьбы располагались неподалеку. Поставлена на возвышенном открытом месте над речкой Паниковец. Он возвышался над окружающим пространством , был его доминантой.
Древний деревянный храм во имя Св. Архангела Михаила сгорел в 1827г. во время грозы, вместе с ним погиб и церковный архив. В 1827—1828 гг. на средства князя Николая Борисовича Голицына и помещика Сухотина вместо сгоревшего возводится каменный храм в то же имя с приделом Св. бессребреников Космы и Дамиана.
Строители использовали в качестве образца храм в усадьбе Тургеневых в с. Спасском-Лутовинове. В 1880 г. придел пострадал от пожара, но был восстановлен. После пожара кирпичные стены храма оштукатурили, а верхний ярус колокольни обшили железом и выкрасили белой масляной краской, отчего он сверкал на солнце «яко сыр». На месте древнего сгоревшего храма поставили деревянную часовню.
Имение Голицыных (Ломцы, теперь с. Грачевка) посещал Л. Н. Толстой во время своего пребывания у Сухотиных в д. Кочеты. При церкви в 1885 г. существовала церковно-приходская школа, помещавшаяся в одном здании с церковной сторожкой. Храм закрыт в 1930-е год
Если посмотреть со спутника, то можно увидеть пруд в виде орла, а вверху сад в виде короны. С пруда начиналась усадьба. Во многих старинных русских усадьбах устраивались пруды. Они были не только украшением усадьбы, но и постоянным источником воды для хозяйственных нужд. Энергия воды могла использоваться для привода мельниц или других механизмов.
От пруда к месту расположения усадьбы и деревне "Кочеты", по пригорку, когда-то поднимался плодовый сад. Вся усадьба Сухотиных была окружена садами. Это тогдашнее правило жизни. В усадьбе Тургеневых Спасское-Лутовиново были два больших плодовых сада и в усадьбе Ясная Поляна Л. Толстого тоже. От продажи яблок помещики имели неплохой доход. В наше время яблочные сады почти исчезли на Орловщине. Мы лишились традиционного сельского промысла и важной статьи дохода.. Старые сады вырублены, а новые не сажают. Нет специалистов.
Определить, что когда-то это был сад, можно было по остаткам рва, опоясывавшего его. Лес оказался порядком запущенным, со множеством поваленных деревьев
Парк, как и главный дом, формировался постепенно. Развели фруктовый сад. Соорудили оранжерею, устроили грунтовый сарай с разного рода ягодными насаждениями. Прилегавший к усадьбе лес был расчищен. Там прокладывались аллеи. Высаживали декоративные деревья в разных комбинациях и чередованиях. Самой красивой считалась та, у которой одна сторона березы, а другая - сибирские лиственницы.
Большой ценитель паркового благоустройства Тургенев охотно любовался здешними насаждениями. Аллеи тянулись между куртинами яблонь. В старой части парка, от липовой "звезды", что у барского дома, начиналась великолепная перспектива столетних елей. Хвойные деревья в то время были редкостью в этом крае. Всё больше ясень и дуб, да самосев - осина и тополь. Но в начале XIX века Ф.Х.Майер, управляющий соседним имением Голицыных, завел у себя питомник саженцев. В культурных усадьбах стали появляться пихты, кедры, конские каштаны, орех, туя. Такое древесное разнообразие в сочетании с привычными липами и кленами в разное время года представляло роскошное зрелище.
Л. Н . Толстой любил бывать в Кочетах, которые, как он признавался, дарили покой его душе. Он бродил по лесу, беседовал с крестьянами, гулял по сухотинскому парку с его гигантскими дубами и глухими уголками. Иногда он принимал участие в развлечениях, которые обычно устраивала его дочь. Гуляя по окрестностям, обдумывал сюжеты своих новых произведений и делал наброски будущих произведений.
Однажды в первый день майского визита 1910 года (визит продолжался со 2 по 19 мая 1910 года) Лев Николаевич вечером, когда было уже совсем темно, один пошел гулять в парк и заблудился. Валентин Федорович Булгаков уточнял, что «в Кочетах парк был огромный: три версты вокруг, а длина всех дорожек, очень запутанных, двенадцать верст». Татьяна Львовна не без основания стала опасаться, что отец, гуляя один по парку, может почувствовать себя дурно, упасть на дорожке, и тогда его будет трудно найти. Поэтому несколько человек побежали разыскивать Льва Николаевича, стали звонить в колокол, услышав звон которого Толстой нашел путь к дому.
В Кочетах Т. Л. Сухотина-Толстая прожила 15 счастливых лет. Здесь родилась ее единственная дочь Татьяна. Отсюда она уехала после смерти мужа М. С. Сухотина в 1914 году
Кочеты после 1917 года 20 века и в 21 веке
До наших дней усадебный дом не сохранился (только полуразрушенный фундамент), осталось несколько хозяйственных построек: здания конюшни, скотного двора, амбара и парка.
В начале 90-х гг. ХХ в. на усадебном амбаре-лабазе висела охранная доска, был выполнен проект реставрации, планировалось проведение ремонтно-реставрационных работ с приспособлением постройки по прямому назначению.
В 2006 г. усадьбу Сухотиных-Толстых посетила комиссия научных сотрудников музея «Ясная Поляна» на предмет возможной совместной реставрации приусадебной постройки и включения ее в туристические литературные маршруты.
Из двух десятков отдельно стоящих зданий усадьбы большинство — подлинные крестьянские хозяйственные и промысловые постройки ХIХ в., по всем выполнена проектно-изыскательская документация. Проект реставрации хозяйственной постройки в усадьбе Сухотиных-Толстых — это закономерное продолжение уже сделанного в Ясной Поляне. Однако комиссия из Ясной Поляны, увидев сруб с вывороченными бревнами, мерзость запустения из чертополоха и битого кирпича, бытовой мусор в подклете, где работал Л. Н. Толстой, молча все осмотрела и поспешно уехала.
От садов Сухотиных не осталось ничего. Местные жители рассказали, что разрушение усадьбы началось ещё в довоенный период. Во время войны здесь жили немецкие солдаты. Для строительства землянок и блиндажей были вырублены все лиственницы в усадебном парке. Лиственницы не встречались нигде более в округе, а теперь осталось одно единственное дерево в разрушенной усадьбе.
Усадьба Сухотиных – объект культурного наследия Орловской области, памятник истории регионального значения.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №225082501840