До пирамид

    
      ОГЛАВЛЕНИЕ
      
      Шумеры: цивилизаций № 1
      Рождение египетской цивилизации
      Восток Европы и первое Средневековье
      Запад Европы: мегалиты и Стоунхендж
      
      
      ШУМЕРЫ: ЦИВИЛИЗАЦИЯ № 1
      
      Как вы уже могли догадаться из заголовка, первую в мире НАСТОЯЩУЮ, БЕЗ СКИДОК, ЦИВИЛИЗАЦИЮ, – с городами, сложной системой власти (жрецы, советы старейшин, выборные и самопровозглашённые военные вожди), с развитой письменностью и ЛИТЕРАТУРОЙ, – создали ШУМЕРЫ в Нижней Месопотамии – южной, приморской части междуречья Евфрата и Тигра. Причём строили они свою цивилизацию при почти полном отсутствии сырья. Единственным ресурсом, которым они располагали, были две полноводные реки и климат, благоприятный для поливного земледелия.
      (Хотя, возможно, первенство шумеров выглядело бы не таким очевидным, знай мы хоть что-нибудь об истории египетских номов до их слияния в единое царство).
      ***
      Общество, в котором элиты только начинают формироваться, западные историки называют chiefdom, что на русский язык переводят неуклюжим словом «вождество». В советско-российской исторической науке их общественное устройство долго было принято именовать «военной демократией», после разложения которой якобы возникал «рабовладельческий строй». Но к общественному строю шумерских номов (полисов) V-IV тысячелетий до Р. Х. эти термины плохо подходят.
      Важнейшей задачей каждой общины была организация работ по созданию и поддержанию оросительной системы. Чрезвычайно тяжелый труд по строительству и чистке каналов, пахоту и сев выполнялся в основном не рабами, а общинниками в порядке повинности; каждый взрослый свободный мужчина тратил на это в среднем месяц-два в году, и так было в течение всей истории древней Месопотамии.
      Понятно, что без сильной власти такую систему не создашь.
      Первоначально единственной властью в шумерских сообществах были родовые (клановые) старейшины. Совещания старейшин для решения общих вопросов со временем становились традицией и оформлялись в нечто вроде постоянного совета, хотя мы не знаем, входили в совет главы всех кланов или только наиболее влиятельных, и как он пополнялся. Народные собрания существовали, но, похоже, играли реальную роль только в критические моменты. Чаще они становились лишь поводом для бесплатного угощения, выставляемого теми, кто был заинтересован во «всенародном одобрении» подготовленного решения.
      У каждого рода (клана) были свои родовые божества, и роль жрецов выполняли опять же старейшины. Со временем одни роды становились богаче и сильнее других, их богов начинали почитать во всём номе, а по мере развития связей между номами культ некоторых богов распространился на всю Месопотамию. Такими богами стали Ану  – бог Неба, вождь небесных жителей-аннунаков, и бог Нтппура Энлиль – «царь наводнения», «гора ветра», «царь страны». Бог Энки почитался особенно приморскими общинами, его изображали в виде человека-рыбы, его культ, вероятно, был связан с преданием о человеке-рыбе У-Ан (Оаннес), который вышел из Персидского залива и дал шумерам закон, знания и письменность. Главными астральными божествами были бог Солнца Уту и бог Луны Нанна; центрами почитания Уту были Ларсе и Сиппар, а Нанны – Ур и далекий Харран на севере Месопотамии. Урукская богиня Инанна стала общешумерской богиней плодородия.
      Главной обязанностью жрецов было добиваться помощи богов в земных делах.  Будучи посредниками между своей паствой и богами, жрецы, вполне естественно, взяли на себя заботу о богатых урожаях, руководство строительством и ремонтом оросительных сетей и международной торговлей. К тому же совет старейшин по своей сути мог только принимать решения; руководить повседневной работой он был не в состоянии, так как старейшины занимались прежде всего делами своего клана; мешали и разногласия между кланами. Поэтому повседневное руководство усложняющейся жизнью общины волей-неволей все больше ложилось на жрецов. В их храмах накапливались припасы, которые служили, во-первых, запасным фондом для всей общины на случай неурожая или войны; во-вторых, обменным фондом для межобщинной торговли; в-третьих, для жертвоприношений; в-четвертых, для содержания самих жрецов, служебного и рабочего персонала храма. Получая от храма (то есть от бога) землю и воду для орошения, общинники сдавали в хозяйство храма сельскохозяйственную и ремесленную продукцию. Шумерская письменность появилась первоначально для ведения учета в усложнившихся храмовых хозяйствах. С середины IV тысячелетии шумеры научились ЗАПИСЫВАТЬ хозяйственные сведения, у них появляется пиктографическое письмо – предшественник клинописи. К концу тысячелетия письменность начинает применяться и в других сферах.
      Во главе храмового хозяйства стоял верховный жрец. В некоторых номах (например, в Уруке) он первоначально назывался «эвен» (позже «эн»), в других – «энси». Вероятно, пост верховного жреца и другие важные жреческие должности закреплялись по наследству за старейшинами сильнейших кланов.
      Как взаимодействовали жрецы и совет старейшин, мы не знаем; вероятно, первоначально четкого разделения обязанностей между ними не было, а позже в каждои номе сложились определённые традиции. Во всяком случае, власти жрецов, говоривших от имени богов и опирающихся на совет старейшин, вполне хватало, чтобы заставить трудоспособных мужчин рыть каналы и строить дамбы. Такую власть нельзя назвать ни «военной», ни «демократической», но и до монархии и тем более «восточной деспотии» она была ещё очень далека.
      ***
      Эреду растёт и строится, Ур из поселения превращается в город, Ниппур становится общемесопотамским центром почитания Энлиля, хотя большой храм этого бога – Э-Кур («Дом на горе») будет возведён позднее. Уже к началу IV тысячелетия к этим ранним селениям добавляются Урук и Киш.
      Киш ещё только набирает силы, а Урук в ходе экспансии, начавшейся около 3800-3600 годов, присоединяет значительные территории на востоке и на севере, его жители основывают колонии (дочерние, «младшие» города) Ларса, Куталлу и Бад-Тибира. Однако сам Урук в этого времени представляет собой не город, а около сотни деревень, располагавшихся вокруг сети проток и небольших искусственных каналов. Центром урукского нома являлся обнесённый стеной священный участок Э-Ана с несколькими храмами, место почитания богини Инанны.
      Полис Мари, самый западный в Шумере, был основан около 2900 года до Р. Х. в 1-2 километрах от Евфрата. Это изначально был довольно крупный город, который соединял с Евфратом искусственный канал длиной 7-10 километров. От наводнений город защищала круглая насыпь, на ней был участок длиной в 300 метров для садов и ремесленных кварталов, окружённый круговым валом толщиной 6-7 метров и высотой в 8-10 метров. В Мари был центральный курган, но ни храма, ни дворца на нем не обнаружено. Около 2550 года до Р. Х. город по неизвестной причине был покинут.
      Вокруг протогородов из ближайших к ним селений формируются номы – подобие будущих греческих полисов, но с более сильной властью жрецов. В месопотамских номах говорили на одном языке, у них были общие боги, но между ними начинала разгораться борьба за гегемонию, неотделимая от борьбы за ресурсы.
      
      РОЖДЕНИЕ ЕГИПЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
      
      Засуха, которая заставила прото-семитов покинуть обжитые места на северо-западе Африки, не ограничивалась Сахарой. Примерно 5900 лет назад (то есть за 3900 лет до Р. Х.) закончился Атлантический период влажной фазы голоцена (по-английски это именуется «5.9 kiloyear event»), многие степи начинают превращаться в пустыни. Засуха вызвала всемирную миграцию в долины рек, и приход прото-семитов в долину Нила стал одним из эпизодов этого всемирного движения.
      Ко времени создания Библии рейд из Сахары на восток был прочно забыт. Согласно Четхому Завету, египтяне являются потомками Мизраима, сына Хама – одного из сыновей Ноя, который прибыл из Месопотамии, чтобы поселиться со своими детьми на берегу Нила.
      Помимо прото-семитов, в IV тысячелетии в долину Нила стягивались с запада ливийские берберы, а с юга – кушиты, совмещавшие европеоидные и негроидные черты. О том, как и из кого сформировалась древнеегипетская нация, у учёных существуют лишь некоторые общие предположения.
      Проводившиеся исследования ДНК относятся к древним египтянам значительно более поздних периодов – с 2000-го до 400 гг. до Р. Х. Предполагается, однако, что генофонд, сформировавшийся к рубежу IV-III тысячелетий, в последующие тысячелетия изменился не слишком сильно – по крайней мере, до появления греков.
      У жителей Древнего Египта определены три Y-хромосомных гаплогруппы – J1, J2b1 и E1b1b1a1b2.
      J1 и J2 выделились из J примерно 32 тысяч лет назад (далее – ТЛН). Сейчас наибольшая концентрация J1 наблюдается в Йемене, Саудовской Аравии, среди палестинцев, в Сирии и Ливане, среди семитоязычного населения Северной Африки.
      Область распространения J2 несравненно шире. Различные её субклады распространены от Северного Кавказа, Краснодарского края, Абхазии, Закавказья и Ирана до Узбекистана и Восточного Туркестана (Синьцзян), а также в Ливане, на Мальте, в Турции, Албании, Италии, Греции, Македонии, Венгрии, Сербии, Черногории, Белоруссии. При этом J2b1 определили у человека, жившего 4507-4246 лет назад в Айн-Гхасале в Иордании, и у останков в славянском кургане X-XI веков от Р. Х. близ деревни Студёнка (Быховский район, Могилёвская область, Белоруссия).
      Гаплогруппа E1b1 возникла в Восточной Африке – вероятно, в Эфиопии, где в настоящее время наблюдается наибольший в мире уровень распространения E1b1 (10-15 %). У фараона Аменхотепа III, его сына Аменхотепа IV, более известного как Эхнатон, и внука и Тутанхамона определена присущая индоевропейцам Y-хромосомная гаплогруппа E1b1b. Эту гаплогруппу имеют около 7 % современных египтян.
      В геномах египтян II-I тысячелетий до Р. Х. присутствовала митохондриальная гаплогруппа U5b, которая десятью тысячелетиями ранее была широко распространена среди охотников-собирателей Европы от Пиренеев до Румынии, а позднее встречающаяся у обитателей Чатал-Хююка, у представителей Культуры ямочно-гребенчатой керамики, жившего в устье реки Нарвы 5600 лет назад, то есть в перод строительства египетских пирамид, и в несколько более поздней (около 2800-1900 гг. до Р. Х.) Культуре колоколовидных кубков, распространённой в Западной и Центральной Европе.
      Всё это разнообразие генетических линий позволяет сделать два вывода:
1) среди предков египтян было много кланов и племён, в разные эпохи проживавших в разных концах Евразии и Африки;
2)  разработав более-менее адекватные модели миграций в последние пять тысячелетий до Р. Х. индоевропейцев, семитов и финно-унров, мы практически не имеем понятия о том, какими маршрутами двигались более древние сообщества, говорившие на совершенно неизвестных нам языках;

      Так или иначе, начиная по крайней мере с 5200 года до Р. Х. в нильской долине сформировался единый древнеегипетский язык, который современная наука относит к афразийской языковой семье; внутри этой семьи предполагается его близость либо к семитским, либо к чадским языкам, распространённым сейчас в ряде стран Западной и Центральной Африки, в частности, на севере Нигерии, Камеруна, на западе Республики Чад, на юге Нигера.
      Между концом VI и концом IV тысячелетия из различных этнических элементов  нильской долины складываются прото-египетские племена, говорящие на одном языке. К концу IV тысячелетия у них возникло, видимо, несколько десятков государственных образований с собственными оросительными системами, несколько отличающимися диалектами и пантеонами богов. Сами египтяне называли эти прото-государства «септ», греки позднее назвали их «ном». Около 3500-3200 гг. до Р. Х. важнейшими из них были верхне-египетские номы Чени, иначе Абджу (др.-греч. Тинис или Абидос), Негада, или Небут (др.-греч. Омбос) и Нехен (др.-греч. Иераконполь). Обитатели Негады сыграли ключевую роль в формировании культуры Древнего Египта.
      Неизвестно, почему, но процесс объединения египетских номов в нильской долине шёл значительно быстрее, чем у шумеров Месопотамии. Номы Нижнего Египта (нильской Дельты) слились в единое царство Та-Меху (Страна папируса) со столицей в Буто, а верхне-египетские номы – в единое царство Та-Шемау (Страна тростника) со столицей в Нехене (Иераконполь). Цари Нижнего Египта носили красную корону, именуемую «Дешрет» (считалось, что она принадлежит богине-кобре Уаджит), а цари Верхнего Египта – белую корону «Хеджет» (атрибут богини-стервятника Нехбет). Более сильные правители Верхнего Египта совершали грабительские походы на север в Нижний Египет, на юг в Та-Сети (Куш, Северная Нубия) и на северо-запад в Та-Хену (Ливия). Около 3120 года верхне-египетские цари завоевали Нижний Египет. Произошло это единовременно, или процесс завоевания проходил в несколько этапов и занял длительное время – неизвестно.  Во всяком случае, к концу IV тысячелетия возникло Египетское царство, занимавшее плодородные земли вдоль всего течения Нила от верховий до устья (Дельты).  Главные роли в объединении сыграли верхне-египетские цари с именами Менес, Нармер, Хор Аха (Боец) и Хор Скорпион (чтение имени не установлено). Возможно, Нармер первым надел «Пшент» – двойную бело-красную корону объединённого Египта.
      Сами египтяне называли свою страну Та-Кемет (Кемет, Кеме) – «Чёрная земля», имея в виду плодородные земли, орошаемые водами Нила, в отличие от окружавшей её Та-Дешрет – «Красной земли» Аравийской и Ливийской пустынь.
      С объединением нильских номов над их локальными оросительными сетями была установлена (вероятно, далеко не сразу) единая система контроля. Постепенно стирались (но вряд ли до конца) различия диалектов, возникал общеегипетский пантеон наиболее почитаемых богов и богинь, хотя почитание тех или иных божеств в разных номах имело свои особенности.
      ***
      Итак, в отличие от шумерской, египетская цивилизация уже на рубеже IV-III тысячелетий она приобрела форму ЕДИНОГО ЦАРСТВА во главе с абсолютным монархом.
      Мы называем древнеегипетских царей фараонами, но это слово довольно позднего и к тому же не египетского, а греческого происхождения. Реальный титул этих правителей включал пять элементов, используемых в разных ситуациях:
      1) «Хорово имя» обозначало связь с богом Хором – одним из главных египетских богов, изображаемым с головой сокола. Это имя обычно записывалось в серехе – геральдическом знаке, представляющем фасад дворца. Как правило, изображение Хора Сокола размещалось на самой вершине сереха или возле неё. Это – самая старая форма имени фараона.
      2) Имя «Небти» всегда начиналось с иероглифов стервятника и кобры, опирающихся на «две корзины»: оно обозначало связь с богинями-покровительницами Верхнего и Нижнего Египта.
      3) «Золотое имя» всегда начиналось с изображения Хора Сокола, сидящего на иероглифе «золото» или около него. Значение имени спорно, но скорее всего оно символизирует богатство царя. 
      4) «Тронное имя» – первое из двух имен, вписываемых в серех; обычно сопровождалось «Несу-бити» – значком, объединяющим иероглифы «тростник» и «пчела» – символы Верхнего и Нижнего Египта.
      5) личное имя, данное при рождении.
      ***
      Впоследствии общеегипетское царство неоднократно рушилось в результате внутренних смут или иноземных вторжений, но каждый раз воссоздавалось. И так продолжалось на протяжении ДВУХ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ, пока страна не была завоёвана сначала персами, а затем Александром Македонским. Столкновения с новыми цивилизациями – эллинистическая культура, затем власть Рима, византийское христианство и, наконец, арабское завоевание – доконало цивилизацию Древнего Египта.
      
      ВОСТОК ЕВРОПЫ И ПЕРВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
      
      В первой половине IV тысячелетия по всей территории нынешних Греции, Сербии, Болгарии, Венгрии и Румынии возникают укреплённые поселения с домами-мазанками. А в бассейне Южного Буга, на землях современных Молдавии и Украины, в V-III тысячелетиях развивалась Трипольская культура – с городами площадью до 400 га и населением до 20 тыс. человек (!), с развитыми металлургией, ткачеством и гончарным производством. В техническом отношении Балкано-Карпатский регион развивался вровень с Малой Азией и Месопотамией, а по уровню металлургии даже опережал их.
      Мы не знаем, как была устроена системы власти в «Старой Европе», но письменность в ней, возможно, уже зарождалась: клинопись на «тэртерийских табличках похожа на более позднюю шумерскую, но этих табличек во всей Восточной Европе найдено всего три, и их письмена пока не дешифрованы.
      ***
      В конце IV тысячелетия в восточном Средиземноморье продолжается формирование Эгейского мира, который в будущем охватит материковую Грецию, побережье Малой Азии, Крит и острова Эгейского моря.
      Согласно греческим преданиям, в глубокой древности на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря и в Малой Азии обитали лелеги, карийцы и пеласги; Геродот, писавший в V веке до Р. Х., считал лелегов выходцами с Кикладских островов, покорёнными карийцами.
      (Впоследствии Эгейскому миру суждено было пережить много передряг, которые на закончились после его гибели.
      В середине II тысячелетия до Р. Х. лидерство в этом регионе перешло к минойскому Криту, а затем их место на века заняли эллины-греки – сначала в форме разделённой на полисы Эллады, а затем в виде Восточной Римской империи, которая вопреки названию была по преимуществу греческой и которую мы называем Византией. Ослабев в борьбе с Западной Европой, Но Византию в XV веке от Р. Х. завоевали турки-османы. В Юго-западной Азии и Египте османы утвердились прочно под знаменем ислама, а в Восточной Европе образовался политический вакуум; её народы – греки, румыны, сербы, болгары, украинцы и др. – оказались объектами борьбы Османской и Российской империй и Габсбургской монархии. В наше время эти народы с трудом приживаются в Евросоюзе – детище чуждой им западной цивилизации).
      Но в IV тысячелетии до Р. Х. Эгейский мир делал первые шаги; его центрами в ту эпоху были Фессалия (северо-восток будущей Греции) и Кикладские острова.В Фессалии с V тысячелетия существовала культура Димини, возможно, оглотившая Сескло. Поселение Димини располагалось на холме и было окружено семью (!) поясами каменных стен, в плане близких к овалу. Почти прямоугольный двор акрополя имел длину около 35 метров, к его задней стене примыкал мегарон (6,5х5,5 м), а между обводными стенами находились мегароны меньшего размера. Жители Димини выращивали ячмень, пшеницу, горох; при раскопках поселения найдены керамические шаровидные сосуды с двумя ручками, чаши с загнутым внутрь краем и чаши на высоком полом поддоне с тёмной росписью по светлому фону или чёрно-красной по белому.
      Архипелаг Киклады, включающий более 200 островов, находится в южной части Эгейского моря. Здесь примерно с 3200 года до Р. Х. складывается культура бронзового века. Для неё характерны:
      а) укрепленные поселения, такие как Кастри на Сиросе и Филакопи на Мелосе, свидетельствующие о внутренних или внешних конфликтах;
      б) высокий уровень мореходства, строительство парусных кораблей, торговля с другими регионами Средиземноморья;
      в) развитое производство керамики, украшений из меди и серебра, орудий труда и оружия, мраморные статуэтки, часто изображающие женские фигуры со сложенными руками и согнутыми колени,
      г) погребения с каменными ящиками купольными гробницами.
      ***
      Европейские гуманисты XV века от Р. Х., обнаружив зияющий культурный провал между падением Римской империи и собственной эпохой прогресса, назвали его Средними веками. Но, как выяснилось впоследствии, такие периоды культурного упадка Европа переживала и раньше. Правда, они ограничивались Восточной Европой: в Западной Европе культура и без того была такой низкой, что «уронить» её было под силу разве что давно исчезнувшим неандертальцам.
      В IV – начале III тысячелетия до Р. Х., то есть в период формирования цивилизаций в долинах Нила, Тигра и Евфрата, зародышевые цивилизации Восточной Европы и Эгейского мира пережили резкое и длительное падение культурного уровня. Около 3850-3500 годов приходит в упадок культура Варна, исчезают балканские поселения, создавшие «тэртерийские таблички», и «мегаполисы» на Южном Буге. Кикладские острова и Центральная Греция покрываются руинами.
      Письменности в этом регионе тогда не существовало, поэтому судить о происшедшем мы можем лишь по археологическим данным. Основных объяснений происшедшей катастрофы три: 1) изменение климата, 2) внутренние конфликты, 3) вторжение варваров – возможно, первая волна индоевропейцев.
      
      ЗАПАД ЕВРОПЫ: МЕГАЛИТЫ И СТОУНХЕНДЖ
      
      Около 3700 года до Р. Х., то есть за тысячу лет до египетских пирамид, на юге Иберии (Пиренейского полуострова) появляется культура мегалитов – сооружений из огромных каменных глыб разнообразной формы. Правда, результаты последних исследований дают основания утверждать, что раньше всего возведением мегалитов озаботились обитатели севера современной Франции.
      Зачем люди тратили силы на возню со здоровенными каменюками? Объяснений они не оставили, и об их намерениях нам остаётся лишь гадать.
      Как правило, коллективные глупости совершаются по идеологическим соображениям. А так как на протяжении почти всей человеческой истории роль идеологии играли религии (то есть теории, основанные на вере в загробную жизнь), предполагается, что мегалиты были связаны с погребальным культом или использовались в качестве храмов.
      . Согласно распространённой точке зрения, в Иберии культура мегалитов распространялась с юга – от современного города Альмерия, по часовой стрелке вдоль атлантического побережья на север полуострова вплоть до Пиренеев. В III тысячелетии мегалиты появляются во всей Атлантической Европе, а также в Северной Африке. В Рокнии, доисторическом некрополе на северо-востоке современного Алжира, вдоль скалистого побережья на полосе длиной около 2 км установлено более 7000 дольменов – сооружений в форме стола, состоящих из огромной каменной плиты, лежащей на двух или более каменных глыбах. Для сравнения: во всей Франции обнаружено только 4500 дольменов или их следов. Пока не удалось установить ни время устройства некрополя в Рокнии, ни как происходило движение традиции дольменов – из Испании в Северную Африку или наоборот.
      (Дольмены не являются чисто средиземноморским явлением, но в других регионах они появились позже: дольмены Западного Кавказа – современники пирамид (не ранее 1-й половины III тыс. до Р. Х.), а на Корейском полуострове самые древние дольмены датируются VII веком до Р. Х.)
      В значительном количестве мегалиты найдены в Ирландии и вдоль всего западного побережья Великобритании. В эпоху здешнего неолита (4000-2500 гг. до Р. Х.) эти острова, как и континентальный европейский Запад, населяли люди смешанного происхождения – потомки западноевропейских охотников-собирателей и пришельцев из Юго-западной Азии; но если на континенте от азиатских мигрантов по женской линии происходят около 20% современного населения, то в Британии – около 11%.
      Артур Л. Мортон британские мегалиты приписывает пришельцам из Иберии, плававшим на север вдоль британского побережья: «В Корнуолле, в Ирландии и вдоль побережья Уэльса и Шотландии можно видеть скопления памятников, оставленных иберийцами или людьми мегалитической культуры, добравшимися до Британии и населившими её в промежуток от 3000 до 2000 г. до н. э. Конечная группа таких памятников в Сатерленде, последнем пункте, к которому приставали их корабли перед тем, как отправиться через Северное море в Скандинавию, проясняет маршрут и его назначение».
      Помимо дольменов, люди британского неолита устанавливали кромлехи – кольцевые сооружения тз менгиров (грубо обработанных каменных глыб). В Англии и Шотландии таких сооружений диаметром от 2 до 113 метров обнаружено несколько сотен. Остатки кромлехов встречаются и в других странах Западной Европы, но самым знаменитым кромлехом является Стоунхендж в долине Солсбери в английском в юго-западном графстве Уилтшир, примерно в 130 км к юго-западу от Лондона.
      . Стоунхендж состоит из кольцевых и подковообразных сооружений, построенных из больших менгиров. В центре Стоунхенджа лежит камень размером 4,8х1 х0.5 м. Вокруг него в виде исполинской подковы диаметром около 15 метров высятся пять трилитонов – сооружений вроде дольмена, но похожих не на стол, а на букву «П», поскольку перекладина у них не плоская. Высота трилитонов – 6, 6,5 и 7,2 метра, она увеличивается к центру подковы. Трилитоны когда-то были окружены тридцатью вертикальными менгирами высотой около 5,5 метра; на этих опорах лежали горизонтальные плиты, образуя кольцо диаметром 29,6 метра. За этим кольцом располагалось ещё несколько кольцевых сооружений – одно диаметром около 40 метров, другое примерно 53,4 метра, третье – 88 метров. За кольцами находился внутренний меловой вал диаметром примерно 100 метров, с шириной насыпи около 6 метров и высотой 1,8 метра. И, наконец, весь комплекс сооружений окружал внешний земляной вал диаметром 115 м, с шириной насыпи 2,5 метра и высотой 0,5-0,8 метра.
      Строительство главного рва и валов датировано радиоуглеродным методом 3020-2910 годами до Р. Х.
      О том, кто и для чего строили Стоунхендж, существовало и существует много теорий. Его приписывали и римлянам, и кельтским жрецам-лруидам, даже швейцарцам и  немцам; в нём видели языческий храм, гробницу Боудикки (вдовы племенного вождя, возглавившей антиримское восстание), солнечный календарь и астрономический прибор. 


Рецензии