Моя родословная. Глава. 9 Мемуары
Казачество – это искра, высеченная из груди русского народа ударами бед.
Н.В. Гоголь - великий русский писатель
Гребенцы считали, что многие болезни и даже смерть являются последствием негативного воздействия вертунов - холодных духов - ветров, которые срываются с Кавказского хребта и стараются навредить человеку.
Считалось, что попавшийся на пути вихрю - вертуну обязательно занедужит. Поэтому казаки при сильном ветре клали рядом шашку или кинжал - только оружие вместе с молитвой могло защитить.
Гребенские старожилы рассказывали, что на лезвии такого оружия - оберега потом можно было видеть кровь нечистого вертуна.
Как пишет в А. Яровой в монографии: «Конь в казачьей культуре», об умершем донском казаке говорили, что он «привязал коня». Это сильное, умное и грациозное животное сопровождало казака от самого рождения и до смерти.
Недаром донских казаков называли «степными кентаврами». Конь в славянской мифологии представлялся «связующим звеном» между двумя мирами.
Он одновременно был и земным существом, и сакральным проводником.
Неслучайно казаки почитали коня, заботились и оберегали его.
И после смерти конь оказывался рядом. В древности животное хоронили или сжигали вместе с всадником.
Позднее эта традиция трансформировалась в обычай класть в гроб казака рядом с оружием подкову любимого коня.
Интересно, что завершались казачьи похороны обычно оружейными выстрелами, а также скачками - ритуалом, призванным разрушить преграду между миром живых и мёртвых и облегчить путь казачьей душе.
В казачьих песнях распространён мотив отсылки коня к родным с сообщением о гибели сына. При этом в народном творчестве иносказательно сообщается, что погибший казак не убит, а женился, взяв в жены могилу - девицу.
На коне казак совершал и свой последний путь, отдавая верного друга за возможность попасть в Царствие Небесное. Е. Бородина, рассматривая православную веру в традициях качества, указывала, что каждый казак мечтал быть похороненным на Родине.
Ведь это упрощало попадание в рай. Понимая, что обстоятельства не всегда позволят перевезти тело домой, казаки в поход обязательно брали с собой горсть родной земли.
Чаще её черпали на могиле родителей или рядом с церковью, зашивали в ладанку - красиво расшитый мешочек - и дополняли рукописной молитвой. Ладанку подвешивали рядом с нательным крестом на груди.
Во время похорон на чужбине землицу высыпали из ладанки и бросали в могилу первой. Считалось, что так казачья душа обретает спасение, очищается и попадает в рай, несмотря на то, что тело похоронено в чужом краю.
Примечательно, что казачью могилу старались копать оружием. В этом случае оружие выполняло посреднические функции перехода из мира живых в мир мёртвых.
В статье Т. Власкиной: «Домашний мир на сломе эпох» упоминается ещё одна интересная традиция, которой следовали казаки Нижнего и Среднего Дона.
За гробом умершего обязательно несли камень. Брали его со двора покойника, заворачивали в платок, а после погребения клали сверху могильного холмика.
Эти камни называли ключами или стражами, а функция их состояла в охранении могилы, «наблюдении» за тем, чем занимается душа на том свете, и подтверждении её будущего воскрешения.
Новочеркасские казаки в старину поступали иначе. Перед военным походом они обязательно отстаивали молебен, не забывая принести и положить на церковной площади камень со своего двора.
В случае гибели станичникам не приходилось заботиться о поисках камня - стража, ведь погибший заранее всё предусмотрел. Камень брали рядом с церковью после отпевания погибшего казака и оставляли на его могиле.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225082500514