Животные как часть Тикун Олам
В этом и есть наша боль. И, возможно, наша ошибка. Потому что Тора начинается не с запретов, а с заботы. Б;г создаёт Адама и помещает его в сад Эден — не просто чтобы он наслаждался, а чтобы возделывал и охранял. Охранял всё живое. Не только растения, но и животных. Не только телесно, но и духовно
Наши мудрецы учили, что страдание животного — это не мелочь. Это запрет Торы, цаар баалей хаим. В трактате «Брахот» говорится, что человек не должен есть, пока не накормит своё животное. В «Шаббат» рассказывается о раввине, который отказался участвовать в трапезе, пока не удостоверился, что его осёл получил воду
Это не просто аллаха — это шаблон для души. Модель отношения. И если мы следуем этому пути, то должны спрашивать себя: где мы, когда страдает животное? Где мы, когда умирает питомец, и никто не пришёл, не сказал слова, не помолился?
Согласно Каббале, у животного есть нефеш — базовая душа. Она не исчезает. Она также от Б-га. В трудах Аризаля и Рамхаля говорится, что душа человека может быть переселена в животное. Это не унижение — это путь исправления. Это форма, в которой душа проходит свои этапы. И если так, то как осторожно мы должны относиться к каждому взгляду, к каждому мяуканью, к каждому последнему вздоху
Служение animal chaplaincy — это не новая выдумка. Это возвращение к истинному лицу Торы. Это когда раввин или раввинка сопровождают семью в трауре по утрате животного. Это когда читается псалом Давида или молитва из «Тикун Кляли», чтобы утешить и душу животного, и душу человека. Это когда мы наконец признаём, что духовные нужды есть не только у людей, но и у братьев наших меньших
Да, у них нет свободы выбора, но у них есть чувствительность. Есть боль. Есть память. Есть привязанность. И, как говорит Талмуд в трактате «Хулин», животное чувствует боль утраты. Чувствует добро. Чувствует предательство. И чувствует благословение
Сегодня именно реформаторские и прогрессивные еврейские общины часто идут вперёд в этой теме. Там уже существуют службы animal blessing, специальные шаббатоты в честь животных, службы прощания с питомцами. Но где же мы? Где традиционные, хасидские, литовские евреи? Где голос Торы, который говорит «не мучь животное» и «люби ближнего» — включая хвостатого?
Хабад учит распространять свет во всём мире. Но, быть может, пришло время признать, что часть этого света — это служение тем, кто не может говорить. Тиккун Олам начинается с малого. С миски воды. С времени, уделённого кошке. С молитвы за собаку. С того, чтобы не проходить мимо
Мир ждёт эпоху Мошиаха. Но, как пишет Рамбам, он придёт тогда, когда весь мир наполнится знанием Б-га, как воды покрывают море. А знание Б-га — это не только учение. Это чувствительность. Это милосердие. Это духовная реакция на страдание всего живого
И потому сегодня, когда мы слышим, как скулит собака на улице или видим, как умирает птица без молитвы, мы должны задать себе вопрос — а не откладываем ли мы приход Мошиаха тем, что не обращаем внимания на самое простое: сострадание
Служение animal chaplaincy — это часть будущего еврейства. Это не просто мода. Это восстановление глубокой истины. Это каббалистическое служение Творцу, в каждом живом существе. Это путь к Третьему Храму — не из камня, а из добрых дел, из слёз, из любви. И пусть каждый из нас будет строителем этого Храма.
Свидетельство о публикации №225082500582