Моя родословная. Глава. 14 Мемуары
Кипит вода, ревёт ручьем,
На мельнице и стук, и гром,
Колеса – то в воде шумят,
А брызги вверх огнём летят,
От пены – то бугор стоит,
Что мост живой, весь пол дрожит.
Шумит вода…
И.С. Тургенев. Гнездо ласточки.
Из омута под плотиной всегда ловили крупную рыбу и в пруду плавали утки с гусями, а на заливных пойменных лугах сочно зеленела трава. Пруд и плотина заметно оживляли сельский пейзаж.
На мельнице в ожидании помола встречались крестьяне из разных деревень. Шёл обмен новостями, разгорались хозяйственные дискуссии. На Руси водяные мельницы появились не позднее 12-го века.
На равнинных реках необходимый для работы мельницы напор воды обеспечивался плотинами. Мельницы строились с наливным верхнебойным колесом. Имеются колесные мельницы двух типов: верхнего и нижнего боя.
При верхнем бое река запруживается, а при нижнем бое реку не запруживают. Лопасти водяного колеса опущены в воду и приводятся в движение течением реки.
Передаточный механизм от горизонтального вала водяного колеса к вертикальному валу жернова представлял собой цевочную – зубчатую деревянную передачу.
В середине ХVI-го века на реках в России cтали работать бумажные мельницы. Ивантеевская бумажная мельница - пока единственная известное нам бумажное производство в России XVI-ом века.
Кроме того к водяному колесу смогли приспособить кузнечный молот и получился «самоков». В 1655 году на реке Яузе по указу царя Алексея Михайловича построили две пороховые мельницы.
Но всё же основной работой водяного колеса оставался помол зерна. С мукомольными мельницами связали благополучие целого края.
Некоторые плотины имели специальный затвор для пропуска весеннего паводка и льда. На крупных реках строители возводили ряжевые плотины. Ряж - это деревянный сруб с крепким полом.
Установленный на реке ряж заполнялся валунами. По мере погружения в воду, ряж наращивали сверху новыми венцами бревен. Между ряжами устанавливался затвор.
Обычно мельник являлся специалистом и по плотинам. Все мельницы находящиеся в частных руках, после октября 1917 года большевики безвозвратно экспроприировалы.
А владельцы вынуждено покинули родные места, боясь репрессий новой властью.
Многих подвергли раскулачиванию и сослали в Сибирь. Не стало водяных мельниц. Уходят последние свидетели той далекой непонятной эпохи. Надо успеть запомнить и записать, чтобы донести потомкам частицу нашей истории.
Александровцы той поры воплощали собой черты истинных сибиряков: открытых, отзывчивых и порядочных – сильных людей, благодаря которым Россия выстояла в Великой Отечественной войне.
Этот мир улучшают люди, живущие по правилам: соблюдай закон, уважай мнение других, а если не согласен с их мнением - оставайся при своём.
Каждый пусть ищет то, что ему подходяще и не противоречит правилам того закона, какой существует в стране, где ты живёшь.
Человеческое безразличие и военное лихолетье, время с прогрессом уничтожили водяные мельницы.
Сейчас остатки плотин, да торчащие из воды старые сваи напоминают нам о существовании на нашей земле этих древних сооружений и с каждой утратой наша культура и традиции становятся беднее. Ведь на любви к истории и технике в частности воспитывается молодое поколение.
После войны в нашей деревне Александровке находилось много ссыльных.
После реабилитации «врагов народа» в начале шестидесятых годов прошлого века многие из них вернулась к себе домой в различные места нашей необъятной Родины, но некоторые приросли душой и остались на прежнем месте.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225082500816