Почему православные христиане молятся святым?
Представляете масштаб ее личности? Без ее толкования нет спасения! ))Это прельщение, читайте Библию, изучайте, а учить православных христиан, как понимать наше Священное Писание, В Новый Завет мы сами приняли решение, какие Евангелия включать, а какие - нет, Наталия, а вы пытаетесь учить нас, как по вашему понимать наше Писание - что это, как ни прелесть и обольщение. Можете читать, но навязывать свое понимание и выдергивание из контекста Библии- не следует, Наташенька. Свидетели Иеговы, баптисты, пятидесятники, харизматы, евангелисты - вы разделились, поломались по группам, как сухая ветка и каждый мнит себя первой инстанцией по учению нашего Писания. Разве Христос разделился? Одна вера, одна Церковь. А ваших групп множество.
---------------------------------
Одно из самых распространенных возражений, которое я слышу от протестантов, критикующих Православие или даже католицизм, это: «Святые мертвы – они вас не слышат».
Святые на небесах не мертвы! Это очевидное отрицание того, что сделал Христос во время Своего сошествия во ад. Он освободил оттуда всех усопших праведников и забрал их в рай. Спаситель Сам сказал в Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38).
Святые на небесах прекрасно знают о том, что происходит с нами здесь, на земле, в Церкви, и молятся за нас
Святые, обитающие во Христе на небесах, приобщаются нетварным Божественным энергиям, ибо «от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия… дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 3–4). Поэтому святые на небесах прекрасно знают о том, что происходит с нами здесь, на земле, в Церкви, и окружают нас как великое «облако свидетелей» (Евр. 12: 1–2). Об этом также свидетельствует тот факт, что апостол и евангелист Иоанн Богослов слышал всех живых существ на небе, на земле и под землей (см.: Откр. 5: 13).
Поскольку они знают о нас, их очень заботит то, что происходит с нами на земле, и они активно утешают нас и помогают нам до конца дней, горячо за нас молясь. Они жаждут отмщения за нашу кровь даже на Небесах (ср.: Откр. 6: 10). Вспомним, что Рахиль плакала о своих детях (из колен Вениамина и Иуды) и не могла утешиться во время избиения младенцев царем Иродом (ср.: Мф. 2: 18, отсылка к Иер. 31: 15).
О том, что святые молятся о нас, прямо сказано в Библии:
«И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5: 8); «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8: 3–4).
Если всё это собрать воедино, то «вишенкой на торте» будет тот факт, что если все эти рассказы правдивы и святые знают о нас, ходатайствуют за нас и живы во Христе, то в чем еще мы можем сомневаться? Мы можем просить святых на небесах молиться за нас, как святой апостол Иаков заповедует нам молиться друг за друга. Он также добавляет, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5: 16). Это означает, что молитвы одних людей больше угодны Богу, чем молитвы других, и это факт: «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Притч. 15: 29). Мысль о том, что молитвы одних людей для Бога значат больше, чем молитвы других, многократно отражена в Священном Писании, но один конкретный пример мы находим в книге Иова:
«Сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас…» (Иов. 42: 7–8).
Таким образом, поскольку святые на небесах освящены и больше не имеют греха, их молитвы намного ценнее, чем у кого-либо из живущих на земле. Помните, Господь сказал в Евангелии, что меньший в Царствии Небесном больше, чем больший из рожденных женами на земле (ср.: Мф. 11: 11). Так почему бы нам не просить молитв тех, которые достигли обожения на небесах, если их молитва обладает такой силой? Мы, православные христиане, считаем, что было бы неразумно не просить их заступничества.
Протестанты обычно выдвигают два возражения, если заходят слишком далеко в интерпретации цитат из Священного Писания, которые я привел выше.
Возражение 1. Они, как правило, приводят следующий стих: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2: 5). Это не является адекватным возражением на всё, что я сказал выше. Слово «посредник» здесь означает «мост», а не «заступник». Христос – единственный Посредник между Богом и человеком, потому что Он и Бог, и Человек. Поскольку Спаситель одновременно и Бог, и Человек, Он один, как «мост», ликвидирует пропасть между Богом и человеком, будучи Богочеловеком, ради нашего спасения. Посредничество – это не заступничество. Указанный стих из послания к Тимофею является сотериологическим. В нем говорится о спасении, а не о молитвах и заступничестве. Это две совершенно разные вещи, поэтому этот стих значит совсем не то, что утверждают некоторые протестанты.
Души усопших знают о состоянии тех, кто еще живет на земле, и беспокоятся о них
Возражение 2. «Ладно, может быть, святые знают о нас и молятся за нас, но где сказано, что мы можем им молиться? Где в Писании показано, что кто-то просит святого о заступничестве?» Это легко показать. В притче о богаче и Лазаре мы видим, как это происходит (Лк. 16: 19–31). Вся притча очень интересна, но стихи 24, 27 и 30 выделяются особенно, потому что человек в аду просит не Иисуса или Бога-Отца, а Авраама: «Умилосердись надо мною». Это показывает, что Бог передает полномочия Своим святым, и этот рассказ Самого Христа демонстрирует активное общение этих возлюбленных Богом людей между собой. Как сказано в аннотации к англоязычной «Православной учебной Библии» (Orthodox Study Bible): «Человек, который даже не был верующим, взывает из ада и беседует с Авраамом». Души усопших знают о состоянии тех, кто еще живет на земле, и беспокоятся о них; заступничество нечестивца тоже слышно, хотя от него нет никакой пользы, в отличие от усиленной молитвы праведника, согласно апостолу Иакову. Если так было в Ветхом Завете, то тем более так будет в Новом Завете.
Такие эпизоды есть даже в Ветхом Завете. Например, в книге Товита (Тов. 12: 15) архангел Рафаил, являющийся спутником Товии, называет себя ангелом, который приносит молитвы святых Богу: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго». Это, однако, не означает, что единственная взаимосвязь с оставившими этот мир святыми – это молитва к Богу за нас; в некоторых очень редких случаях, с особого Божия благословения, ветхозаветные святые могли напрямую вступать в контакт и являться верующим. Во второй книге Маккавейской (2 Мак. 15: 12–16) первосвященник Ония, который умер несколькими десятилетиями ранее, и пророк Иеремия, живший за несколько столетий до описываемых событий, явились Иуде Маккавею:
«Видение же его было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, из детства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий. Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч и, подавая его, сказал: возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов».
Это удивительный текст, который показывает, что святые были живы до всеобщего воскресения мертвых. Это было показано и на горе Фавор, когда пророки Моисей и Илия явились и беседовали со Христом во время Его Преображения (Мф. 17: 1–4).
В стихе 2 Мак. 12: 45 обычай верующих молиться друг за друга показан и в «обратном направлении»:
«Но он [Иуда Маккавей] помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха».
В данном стихе отражена давняя иудейская традиция молиться за души людей, чей земной путь уже завершен. Это потому, что молитва совершается как живущими на земле, так и перешедшими в вечность! Не только святые молятся за нас, но и мы молимся за тех, кто перешел в мир иной. Между душами здравствующих людей и душами обитателей духовного мира всегда существовали общение и взаимосвязь.
Между душами здравствующих людей и душами обитателей духовного мира всегда существовали общение и взаимосвязь
Церковь воинствующая (христиане, живущие на земле) и Церковь торжествующая (христиане, живущие на небесах) – это одна, единая Церковь, и так было всегда. То, что Церковь торжествующая и Церковь воинствующая не являются отдельными организмами или Церквами, но представляют собой одну, единую Церковь, показано в послании святого апостола Павла к ефесянам: «…пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3: 15–16).
В заключение хотел бы сказать, что молитвы и активное общение со святыми – это не какое-нибудь языческое искажение, не римский «заговор» и уж точно не поклонение святым. Это истинная, очень древняя и важная практика, которую обязаны принять все христиане. Ибо у нас есть семья на небесах, которая заботится о нас, и мы должны заботиться о них тоже. Храните традиции, которые были переданы нам! Молитвами Пречистой Богородицы и всех Твоих святых, Господи Иисусе Христе, помилуй нас, грешных!
Илья Роджерс
Перевел с английского Дмитрий Лапа
Orthodox Christianity
Да и Спаситель говорит иудеям, что «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8:56). А здесь ясно видно, что Он открыто говорит о знании Авраама и, следовательно, всех святых.
И в Послании к Евреям (Евр.11:13) говорится об Аврааме, Исааке и Иакове, что «все сии умерли в вере, не получив обетовании, а только издали видели оные, и радовались...». Итак, слова «видел и возрадовался» говорят о знании, которое получил Авраам и о той радости, которую он ощутил, увидев исполнение данного ему обетования о пришествии Спасителя от его семени.
В толковании богослова Г. Констандину на Евангелие от Иоанна мы читаем следующее: «Авраам возрадовался на небесах, увидев исполнение обетований с пришествием Христа, ибо по Его (Христа) благодати бедный Лазарь обрел упокоение в его недрах». Итак, святые знают о нас. Кроме того, из притчи Спасителя о богаче и бедном Лазаре мы узнаем, что Авраам знал не только о том, что происходит с людьми в мире, но и саму историю иудейского народа – то есть, что был и Моисей, и Закон, и пророки, и учение. Это открывается из ответа богачу: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31).
В Ветхом Завете, во Второй Маккавейской книге (2Мак.15:1–16) ясно говорится о том, что умершие праведники знают о нас и молятся за своих живых братьев. В указанных стихах рассказывается, что Иеремия молится об иудейском народе, и Ония, ставший архиереем, также добрый человек, молится о народе. Это было открыто Иуде Маккавею во сне. Отвергающие молитвы святых не могут отвергнуть и это свидетельство. Ибо если они и отвергают его, существует свидетельство иудеев, поверивших словам Иуды. Если бы иудеи согласно с преданием не верили в то, что святые мужи могут являться во сне и что они молятся за них, то Иуде, проповедовавшему противное догматам, не поверили бы. Это свидетельство может потерять силу лишь в том случае, если отбросить Маккавейские книги как не имеющие исторической ценности. Однако это невозможно, ибо историческая ценность этих книг подтверждается и светской историей.
Отвергающие молитвы святых, пребывающих на небесах, отвергают и молитвы живых святых, молитвы самой Церкви, взывающей к ним о заступлении ради дерзновения святых перед Богом. Они отрицают любое посредничество и, таким образом мыслят против Священного Писания.
Свидетельства Нового Завета
В Новом Завете молитва о других является заповедью Господа нашего Иисуса Христа (Мф.5:44; Лк.6:27–28). Сам Христос дал нам пример такой молитвы, помолившись за распявших Его (Лк.23:34). Также архидиакон Стефан молился за побивавших его камнями (Деян.7:60). И Павел тому же учит в Послании к Римлянам (Рим.12:14). И в первом Послании к Коринфянам (1Кор.4:13–15). То же пишет и Петр в Первом Послании (1Пет.3:9), и Иаков (Иак.5:16). И Иоанн молится о Гаие, чтобы тот здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа его. И, говоря вообще, все Священное Писание пронизано духом молитвы к Богу друг за друга. Тот, кто молится за другого, становится посредником между ним и Богом; таким образом, всякий, молящийся за другого, исполняет дело посредника.
Церковь приняла от апостолов заповедь и пример молиться за весь мир, предстательствовать перед Христом за мир.
В своих молитвах к Богу Церковь просит Господа принять ее прошения и призывает молитвы святых и Богородицы, поскольку она верит в их дерзновение перед Богом и в их неложную и постоянную любовь к воинствующей Церкви Христовой.
Церковь верует (когда она призывает молитвы святых), что святые, которые во время своей жизни молились Богу о мире и благостоянии святых Христовых церквей, не перестают делать то же самое и в небесной торжествующей Церкви Христовой. Они благосклонно выслушивают наши молитвы, когда мы призываем их, молятся Богу и становятся носителями благодати и милости Господней.
О молитве святых ясно говорит Откровение Иоанна (Откр.5:8). В Деяниях Апостолов написано, что Церковь молилась о Петре, находившемся в темнице: «Итак, Петра стерегли в темнице; между тем Церковь прилежно молилась о нем к Богу» (Деян.12:5).
О молитве святых и о том, что святые знают о том, что бывает с нами, смотри: 4Цар.5:26; Деян.5:1–11 и Деян.12:5; Ин.8:56; «О церковной иерархии» 7,3; Анастасия Синаита вопросоответ 6. О молитве святых к Богу пишет Евсевий Памфил Кесарийский («Евангельское приуготовление», кн. 13, с. 663 по Кельнскому изданию 1688 г.) и Гангрский Собор в своем 20 каноне.
И апостол Павел пишет к Римлянам, что он всегда, непрестанно поминает их в своих молитвах к Богу (Рим.1:9). Однако он просит и их молиться Богу за него, чтобы ему спастись от неверующих в Иудее и чтобы служение его для Иерусалима было благоприятно святым (Рим.15:31).
Мы друг другу дарить должны любовь и помогать. А не толкнуть, чтобы человек падал. Согласны хоть с этим? Если верить заповедям из Библии не можете.
Свидетельство о публикации №225082600010