Моя родословная. Глава. 18 Мемуары

Глава. 18              Обычаи марийцев для создания семей.


Жизнь полна сюрпризов, но всегда несвоевременных.

Билл Уоттерсон — американский художник комиксов, создатель газетного комикса «Кельвин и Хоббс», выходившего с 1985 по 1995 год.


Поэтому решающее слово при выборе жениха и невесты оставалось за родителями.

Так как лишние женские руки в доме всегда были нужны, молодого человека старались женить как можно раньше: супругу для сына родители начинали присматривать в момент, когда ему исполнялось 14-15 лет.

Выбирали девушек из соседних селений, высматривая наиболее выгодную в материальном плане партию.

В свою очередь родители девушек с работницами расставаться не спешили, поэтому марийки обычно оказывались старше своих суженых лет на пять - семь.

Свадебный цикл начинался со смотрин (удыр ончымаш – прим. от авт.) во время которых согласовывали все детали предстоящего союза, в том числе и день официального сватовства.

На смотрины обычно выезжал отец жениха в сопровождении близкого родственника, например, брата или опытной свахи.

В день сватовства в дом невесты отправлялся жених вместе со сватом и свахой.  Ожидая гостей, отец девушки ставил на стол свежеиспечённый каравай хлеба и небольшое блюдечко с топлёным маслом.

Обмазанный маслом кусок хлеба передавался по цепочке жених – невеста – отец – невеста – жених, каждый из участвующих при этом откусывал по маленькому кусочку.

Таким образом, все присутствующие подтверждали твердость своих намерений.

Окончательно брачные договорённости закрепляла мать невесты, принимая от будущего зятя «плату за молоко» - мелкую монетку. С этого момента отозвать согласие на брак было невозможно.

Во время сватовства оговаривался и олын - размер выкупа за невесту, уточнялись детали приданого и формат проведения свадебной церемонии.

Формальным завершением сватовства считался обход молодыми людьми всех соседей с приглашением на свадьбу. Помимо смотрин и сватовства, был еще и сговор – «Пунчал».

В этот день на угощение в дом к невесте приглашались не только сваты с женихом, но и все желающие односельчане.

Во время посиделок будущий супруг во - всю расхваливал невесту и своих новых родственников, после чего отдавал отцу наречённой выкуп.

Согласно преданию марийцы не могут жить под властью других народов более 500 лет, но и иметь собственную страну они тоже не могут.

Цикл связан с прохождением кометы, длящимся 450-500 лет. Марийцы жили 500 лет под властью булгар и затем 400 лет под властью орды, а после 450 лет под властью русских.

До IX-го века нашей эры марийцы занимали обширную область с большой численностью населения. Население марийцев IX-го века значительно превышала численность настоящего времени.

Марийцы населяли территории современных: Нижнего Новгорода, Республики Марий - Эл, Башкирские земли, Московскую область, Ростовскую область и многие другие.

Городов и сёл они не имели и проживали в лесных хижинах – «Кудо». «Кудо» - это чум из жердей, покрытый корой и ветками деревьев.

Согласно летописцу – черемисы лесные землю не обрабатывали, а жили охотой, рыбной ловлей и войною. Они грабили суда на Волге, регулярно участвовали в набегах на русские земли.

Марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. В средние века марийцев называли – «Черемисами». В 1438 году золотоордынский хан Улуг - Мухаммед проиграл борьбу за власть в Сарае и бежал в Казань.

В терзаемом Поволжье потомка Чингисхана приняли радостно. Получив власть, Улуг - Мухаммед превратил золотоордынский улус в  Казанское ханство...

Появление ханства изменило баланс сил в Поволжье. Теперь русские имели дело с границами нового государства.

Продолжение следует …   


Рецензии