Юноша с татуировкой дракона

Татуировка — один из самых древних видов искусств. Само слово «тату» появилось благодаря знаменитому мореплавателю Джону Куку, который привез с острова Таити разукрашенного с ног до головы полинезийца. В переводе с местного языка на русский слово «татау» означает «рисунок».

Говорящий рисунок

Считается, что первая волна популярности тату началась с эпохи великих географических морских открытий, когда европейцы достигли далеких островов и переняли у туземцев обычай украшать свои тела. В настоящее время набивка тату переживает новый бурный всплеск. Открывается масса салонов по нанесению рисунков на кожу, в которых нет отбоя от клиентов.

Татуировка — это как правило некий знак, указание на что-то важное, передающее личный, социальный и духовный смысл или опыт. Скажем, человек наносит на кожу памятные даты, имена близких и тому подобное. В былые времена клеймом помечались рабы, так выделяли членов касты неприкасаемых, метили преступников. Вспомним клеймо в виде лилии на плече Миледи из «Трех мушкетеров». Давно это стало обыденностью среди моряков и пиратов, которые даже использовали рисунки на теле в качестве своеобразного «судового журнала».
 
В России при Петре Великом солдатам на запястье резали крест и порядковый номер на случай гибели. В советское время тату было тесно связано с уголовной тематикой. К примеру, число популярных в тюремной среде церковных куполов на груди означает количество судимостей, при этом если купола с крестами, значит, их владелец отбыл весь срок, как говорится, от звонка до звонка. Любят украшать свои тела звезды шоу-бизнеса и спортсмены.

Отличительной чертой моряков всегда служили якоря и маяки, пушки и кинжалы, русалки и морские чудовища, силуэты кораблей и элементы их оснастки. Тенденция украшательства своего тела проникла даже в Военно-морской флот, о чем не так давно выходил обширный материал во флотской газете "На страже Заполярья".
 
Нанесу имя Господа

Но нас более интересует тату в разрезе христианской тематики. В Книге Левит Ветхого завета есть такая заповедь «Не делайте никаких надрезов на теле вашем ради умерших и не наносите на себя никаких отметин (письмен)». Толкования этого отрывка разнятся. Некоторые считают, что он относится конкретно к древней форме членовредительства во время траура и запрещает ее. Другие считают, что этот запрет, независимо от его толкования, не является обязательным для христиан, как и прочие нормы иудейского церемониального закона, типа «не надевай на себя одежду из двух видов ткани». Действительно, аргументация христианских ценностей при помощи норм Ветхого завета кажется странной, это больше свойственно зацикленным на библейской «букве закона» протестантским деноминациям и сектам.
 
Кроме того, именно ветхозаветные тексты в различных переводах во многом не совпадают, например, в англоязычной версии говорится буквально «Нанесу имя Господа на руку свою», что можно понимать как метафорически, так и в качестве свидетельства практики татуировок в ветхозаветную эпоху, точнее — бронзового и раннего железного веков (3500–800 гг. до н.э). Но довольно теории, перейдем к практической стороне.

Запястье с крестом

Еще в древнем Египте существовала традиция татуировок.

Во времена христианства наносить крест на кожу стали при правлении гонителя церкви римского императора Диоклетиана (конец III в.). Крест на запястье правой руки, изображение Девы Марии на плече, как и иные подобные тату — для коренных египтян (коптов) — знак принадлежности Христу и готовности принять мученичество за веру, ведь тату не спрячешь. Это не только избавляло от соблазна отречься от веры, по кресту на запястье можно было также отличить детей погибших христиан, чтобы община могла взять их на воспитание.

С древности существовал лишь запрет нанесения знаков на лицо, чтобы не осквернять «образ Божий», вместе с тем эфиопские копты не стыдятся наносить татуировку креста на лоб.
 
Египетские копты, наверное, как никто другой, представляют собой сегодня достойный пример свидетельства христианской веры в мусульманском мире, исповедничества. Своего рода, несвятые святые.
 
Но когда в Египте стал господствовать ислам, крестом могли «заклеймить» и насильно, чтобы отличать своих — мусульман — от христиан. А также, чтобы иметь в поле зрения монахов, поскольку некоторые правители освобождали иноков от налогов и следили за тем, чтобы в монастырях жили только люди, посвятившие себя Богу.

Тату из Иерусалима

Также глубокие исторические корни имеет традиция делать тату паломникам в Святой земле. Сегодня все выглядит очень просто — покупаешь в интернете билет на самолет и на следующий день ты уже в Иерусалиме. Однако сотни лет назад все было иначе. К паломничеству готовились долгие годы — это становилось главным событием жизни. И татуировка была доказательством того, что ее обладатель был в святых местах, а также гордым символом того, что он христианин.

Некто Вассим, потомственный татуировщик, содержащий тату-салон в Иерусалиме, говорит, что в наши дни практика паломнических татуировок набрала небывалую популярность:
 
- Мои клиенты — это паломники, монахи, священники, пожилые люди. Иногда ко мне выстраиваются очереди по 50 человек. Люди готовы ждать часами, чтобы увезти на себе символ Иерусалима. А встречаются даже такие, которые приезжают сюда ежегодно и каждый раз делают себе новое тату.

В арсенале татуировщика есть вырезанные из оливкового дерева штампы с изображением христианских мотивов.
 
Понятно, что далеко не все паломники приветствуют практику татуировок, но факт остается фактом.

Что скажет Папа?
 
Не так давно на тему татуировок, выступая на площади Святого Петра в Ватикане, высказался даже ныне покойный Папа Римский Франциск, когда ему пришлось отвечать на вопросы о неоднозначных взглядах христиан на тату:

- Не нужно бояться тату, ведь христиане многие века делали на себе татуировки крестов, отмечая принадлежность к своей вере. Эритрейские христиане делали татуировки крестов у себя на лбу. Сегодня, наверное, это уже лишнее. Однако, нужно отдавать себе отчет, что крест — это символ веры. Крест не может быть атрибутом стиля. Нельзя смотреть на распятие, как на произведение искусства и решать: красиво это или некрасиво. То есть, проблема не в самих тату, зачастую они являются лишь знаком принадлежности к какому-либо сообществу. Главное, что вы хотите сказать, делая ту или иную татуировку? Вот, что должно волновать на самом деле. И при этом должно быть чувство меры.

Не отдалит от царства Божия

А может ли человек, имеющий языческую татуировку, стать святым? Конечно, и все мы его знаем — это причисленный к лику святых последний российский самодержец Николай II Романов, с чьим именем, кстати, связывают создание Мурманска. Если посмотреть дореволюционные фото, на которых Николай II стоит с закатанными по локоть рукавами, то на правой руке императора видно некое темное пятно, и это не малоизвестное родимое пятно, а самая настоящая татуировка японского дракона.

Он, будучи еще цесаревичем, привез экзотический рисунок в виде дракона из свадебной поездки в Японию. В 1891 году Николай II путешествовал на броненосном крейсере «Память Азова» вместе с греческим принцем. Когда они прибыли в Нагасаки, на его борт поднялись два мастера, которые и выполнили рисунки на теле будущего самодержца. Рисунки были выполнены в традиционной японской технике ирэдзуми. С ее помощью, как правило, изображаются сюжеты и герои японской культуры.

Воспоминания о том дне Николай II записал в своем дневнике:

«После обеда решился сделать татуировку на правой руке — дракона. Дракон вышел на славу, и рука совсем не болела! Это заняло ровно семь часов — с 9 часов вечера до 4-х ночи. Довольно раз пройти через такого рода удовольствие, чтобы отбить в себе охоту начинать снова».
 
По основной версии, будущий страстотерпец набил себе именно дракона, потому, что родился в год Дракона по восточному календарю.

Таким образом, тату никак не может приблизить или отдалить человека от царства Божия, главное, что у тебя в голове, а не на коже, ведь как писал апостол Павел в Послании Титу — «чистому все чисто».


Рецензии