Несколько слов о штормах
В самый лютый ураганный ветер мы попали зимой 81- года, сила ветра достигала 42 метра в секунду. Ветер буквально сдувает вас с палубы, рвет снасти, сносит все что плохо закреплено. Так что на верхнюю палубу носа лучше не высовывать. Как ни странно на Балтике, как то раз во время перехода из Кронштадта в Таллин в 77-ом тоже попали на ураганный ветер до 40 метров. Стояли на таллинском рейде, там грунт песчаный, два якоря Холла, скользили по дну , поэтому приходилось каждые два-три часа повторять якорную постановку. Наше судно сносило на волнорезы. А я по штормовому расписанию как раз стоял за командоконтроллером на баке. Боцман одевал на меня два спас жилета, пристегивал страховочным канатом к штормовому лееру , и сам таким же способом продвигался к цепным стопорам. Ну боцман был мужик здоровый, весом больше центнера, мне же с моими 65- ю кг приходилось вдвойне не расслабляется. Иногда порхал на страховке как в динамической трубе.
Были потом шторма и на юге и на севере, но на такой ветер больше не попадали.
Конечно еще очень многое зависит от конструкции судна, его размеров и еще многих, многих факторов. К примеру знаменитый "Титаник" считался непотопляемым, к чему это привело известно всем. После мореходки я полгода работал на морской завозни, это специальное суденышко , типа буксира , для завозки якорей земснарядов технического флота. В длину МЗ - 3 было не больше 10 метров, с осадной 0,5 метров, шириной метра три. Такой маленький утюжок. Так вот наша экспедиция из порта Ильичевск переходила в порт Новороссийск. В составе нашей экспедиции, кроме нас, были: земснаряд, четыре грузоотвозные шаланды, водолазный бот и небольшой бункеровщик. Сначала шли своим ходом, потом наше МЗ и водолазный бот привязались к земснаряду. Где то на траверзе Севастополя поднялся ветер, началась болтанка, не большая , но пришлось отшвартоваться от землечерпалки. Ветер усиливался, а с учетом нашей осадки и большой парусности, МЗ швыряло как во время урагана. Как дошли до новороссийского рейда это отдельная история. Нашу утлую МЗ-3 подкидывало как скорлупку. С гребня на гребень, как с горы на гору, это был тот еще аттракцион. Потом опытные штурманы говорили, если бы ненароком у нас отказал ходовой дизель, наше МЗ не продержалось бы и часа.
Рудовозу "Механик Тарасов" не повезло куда больше. Во время урагана его дизеля вышли из строя, судно развернуло против волны, положило на борт . Как следствие - сначала смещение груза, затем огромный рудовоз получил критичный крен , ходовой дизель сорвало с фундамента, что привело к опрокидыванию судна и гибели половины экипажа.
Наверно таких случаев очень много, я лишь описал те с которыми так или иначе соприкоснулся в своей жизни.
Свидетельство о публикации №225082601458