Окно в душу

               




                С благодарностью Марку Лэйну, чей рассказ ,,Восход солнца", вдохновил меня на эту историю.

                http://proza.ru/2025/08/09/69


                Есть в жизни миг, когда душа особенно ясно чувствует, все пройдет, а это останется."

                И.А. Бунин. Дневниковые записи.


    Я снова торопился, бежал от зимней стужи, от холода, который вползал змеёй прямо в душу, вымораживая чувства. Я спешил снова увидеть своё озеро — место, где я исцелился и возродился. У меня нет права на ошибку, не в этот раз…
 
    Бесконечный, монотонный перестук колёс убаюкивал… Как в детстве, вдруг захотелось оставить след на запотевшем окне. Сначала солнце, потом озеро. Я прикрыл глаза, пытаясь уснуть, отрешиться от мира, от всех проблем.
 
    Осторожный стук в дверь прервал хандру: в проёме показался человек в форме — проводник. Внимательные серые глаза, ни тени улыбки, осанка дворянина, барина, в движениях, врождённая грация.
 
    Он предложил чай или кофе приятным мягким голосом. Замешкался, задержал взгляд на моём первом сборнике с фотографией на обложке. Посмотрел с интересом.
 
    — Простите, вы — автор?
 
    — Да, это мои произведения. Хотите почитать?
 
     — Уже прочёл, недавно, — лицо проводника преобразилось, глаза озорно блеснули, уголки губ приподнялись в подобии улыбки.
 
    — Присаживайтесь, мы можем с вами побеседовать?
 
    — Да, только чай принесу. Подождёте? — открытая улыбка располагала, обещая живой, непринуждённый разговор.
 
    Я удивился: когда же он успел прочесть, ведь публикация состоялась буквально вчера.
 
   — Иван, — представился мужчина, устраиваясь напротив и  лениво помешивая крепкий  чай в  стакане.
 
    — А отчество?
 
    Он пробормотал что-то неразборчивое, а я постеснялся переспросить.
 
    Представился, хотя на книге крупным шрифтом было обозначено, как зовут автора. Не знаю, как-то робел я перед этим человеком — под его вдруг ставшим внимательным взглядом с едва заметной ноткой сарказма.
 
    Проводник держался свободно, тёмно-синяя форма сидела безупречно, как выходной костюм от известного кутюрье. Мне стало неловко: я выглядел по сравнению с ним нескладно, простовато, в мгновение утратившей весь лоск пиджачной «двойке».
 
    — В «Восходе солнца» вы пишете о трагедии… о болезни, которая сломала жизнь, — заговорил он, чуть подавшись вперёд. — Занятно, весьма занятно, скажу вам. Читатель любит, когда берут за душу, когда препарируют её, вскрывая потаённое, выкорчёвывая наболевшее. И ответ ищут, и страхи свои побеждают. Так-то… А вы, несомненно, оставляете царапины в сердцах поклонников, глубокие. Словом, прорубить окно в душу — не каждому дано. А вас, видно, избрали, понимаете? И вы не бойтесь… ни щепок, ни заноз не бойтесь.
 
   Проводник остановился и перевёл дух.
 
   — Расстарайтесь, голубчик.
 
    Он смотрел так, как будто видел меня насквозь; я невольно поёжился под его колючим взглядом.
 
    Я растерянно осознавал, что проводник знает гораздо больше, чем мне показалось. Он заметил моё смятение, прищурился и погрозил пальцем. Так и не дождавшись ответа, продолжил:
 
    — А вот любопытно мне, любезнейший, — как вы работаете над произведением? Не случалось ли часом, будто нашёптывают вам сюжет, а? Кухню, кухню раскройте! Она у вас, несомненно, особенная: порой с горчинкой, порой рассекает таким откровением, что веришь без остатка… Не раз прослезился, читая. И ведь не простые то были слёзы, слёзы умиления… Вы прошли испытание болью, чистилище души. Вы получили возможность познать то, что за гранью. А я, признаться, иной раз и симулировал болезни — да-с, каюсь, случалось. И внимания жаждал окружающих, и жалел себя. Такой глубины, такой муки не довелось испытать, голубчик… У вас же душа переродилась, стала просветлённой, и пишете вы потому так, как многим и не мечталось!
 
    — Не хотите ли вы сказать, милейший, что и вы пером баловались? — спросил я, неожиданно для себя заговорив его языком. — Верно, в молодости себя сочинительством потешали? Оттого и про кухню мою писательскую узнать желаете. Хорошо, милостивый государь, расскажу — скрывать мне нечего.
 
    Проводник слушал внимательно, чуть прищурив глаза. Казалось, что он заранее знал, каков будет мой ответ.
 
    — Вы правы, — продолжал я. — Довелось мне пройти испытание болью и немощью. Скверно, когда зависишь от других, когда не можешь самостоятельно передвигаться, лестницу в тринадцать ступенек преодолеть. Чистилище, перерождение души, говорите, — может, это и так. Чувствую я свою просветлённую душу, ох, как чувствую. Больно мне за то, что я вижу вокруг, но что могу сделать? Стараюсь своими сочинениями достучаться до сердец других, изменить их внутренний мир, сделать  лучше, чище, добрее.
 
    — Так как же пережили страшный диагноз, что чувствовали?
 
    — Как пережил? Как все. Сначала была обида, отчаяние, вопросы, недостойные сильного человека: «Почему я? Что я такого сделал?» Через какое-то время наступило полное безразличие к тому, что происходит вокруг , что делают врачи, даже к тому, будет ли операция успешной. Когда проснулся после наркоза — боль такая, врагу не пожелаешь. Потом немного легче стало: сильные болеутоляющие помогли. Не хотелось, чтобы медицинские сестрички судно из-под меня выносили. Скрепя зубами от боли доходил до туалета в палате.
 
     — А к жизни вернуться когда захотелось? Вот ведь, удалось вам саму Смертушку одолеть! А! Как вы её сделали, старуху с косой! Любо, братец, скажу я вам!
 
     — А разве мне хотелось вернуться? Что-то не припомню, особенно вначале. Трудно было, когда на инвалидном кресле меня возили. Порывался встать, но сил совсем не было. Ночами спать не мог: ведь повернуться на бок невозможно было. Так и спал на спине, чуть дёрнешься во сне — дикая боль, просыпаешься сразу. Зачем я вам это говорю, разве это интересно? Через полгода начал заниматься лечебной физкультурой. Но знал, что прогнозы были неутешительные. Решил для себя не подвести лечащего  врача, не испортить статистику. Да и не хотел подохнуть, чтобы детей не пугать.
 
     — Позвольте, сударь,-мягко  перебил проводник,  не припомните, как потянулись к литературе? Со стихов начинали, должно быть?
 
      — Нет, стишками никогда не баловался, не моё это. Сначала начал вести дневник: записывал свои наблюдения, ощущения, планы, потом какие-то сюжеты набросались. Попробовал написать один рассказ, другой — теперь без этого жить не могу. Дневник оставил: в долгу я большом перед ним. Только времени совсем нет. Я ведь и рассказы свои по ночам писал. Когда же ещё? Днём работа, домашние дела, мало ли. А ночью никто не мешает.
 
     — А дневник-то , батенька, отчего забросили?
 
    Проводник опять забубнил что-то неразборчиво, заставляя меня прислушиваться.
 
    — А вы, никак, обиделись на меня? Ай-ай, зря! — расплылся он в неожиданной улыбке. — Я вот всю жизнь вёл, знаете ли, дисциплинирует. Так отчего же не сложилось с дневником? Есть, поди, интересная история… или ошибаюсь?
 
     — Больше всего на свете жалею, что дневник я не вёл. Молод был, глуп, не до этого было. А ведь сколько сейчас оттуда историй можно было почерпнуть! Вроде и жизнь обычную прожил, а посмотришь — да можно роман написать, столько всего прошёл.
 
    — И коллекционером вы были, так ведь? — сказал он чуть тише, словно вспоминая. — Марки собирали… я  читал. Искусство вошло в вашу жизнь через созерцание-что ж, похвально!
 
    — Да, марки собирал на тему «Изобразительное искусство». Сам никогда рисовать не умел, а искусство любил. По крупицам собирал информацию о художниках: книги читал, альбомы рассматривал. Потом и книги по искусству, и репродукции собирать стал. Только вот посетил Третьяковку, увидел настоящие картины и скульптуры и… понял, какая жалкая у меня коллекция… картинки, эх...
 
    — А я, — продолжил проводник со вздохом, — собирал всякие скляночки, коробочки от лекарств. Не в детстве,нет… Позднее, когда  уже состоялся. И всё ж радовали они меня: забавные пустяки, мелочи, запах аптечный от них шел… Душу, знаете,  в них отводил. Маленькие, смешные вещи с разноцветными крышечками, аки детские игрушки, а ведь и в них — жизнь.
 
    Он задержал на мне взгляд, как будто желая убедиться, что своё увлечение понятно объяснил. Проводник потянулся за книгой, стал листать увлечённо, с живинкой.
 
    — Итак… работа, семья, — медленно проговорил он,словно взвешивая слова.— Сколько ж в том сложностей.
 
    И вдруг, будто сбившись с мысли, неожиданно сменил тему:

    — Руки-то у вас большие, а ступни маленькие, и это при довольно высоком росте. Смею предположить, что ступня у вас не «египетского» типа, как у большинства людей. Позвольте… угадаю.
 
    Мне показалось, что глаза его преобразились, стали ярче и даже поменяли цвет на зелёный.
 
    — Итак, полагаю, у вас «греческая» стопа: это когда второй палец длиннее, чем первый и третий. Однако своевольный вы человек, амбициозный — и это, несомненно, путь к успеху. Да, и усидчивость с упрямством вам не чужды. Что, угадал? — он торжествующе блеснул вдруг потемневшими, карими глазами.
 
    Я невольно, будто впервые, стал рассматривать свои руки. Да, большие.

    — Сдается мне, вы — максималист, так ведь?
 
     — Не знаю насчёт максималиста. В работе своей я всегда был крепкий профессионал. В начальники не стремился, но знал себе цену. Когда стал писать, знаете, что меня больше всего тревожило, какой вопрос себе задавал: «А не графоман ли вы, батенька?» Очень меня это волновало.
 
    Он впервые рассмеялся, увидев мои упрямые, полные жизни и любви глаза. Агатовый блеск в жёлтом свете лампы придавал им демонический оттенок.
 
    — А скажите, мил человек, часто вас критикуют? Чем не угодили читателям?
 
    Я не мог ответить сразу. Вот так, вдруг. Почему-то задрожали колени, мне стало не по себе от мысли, как много он про меня знает. И ведь нет этого в произведениях, не мог он прочитать, никак не мог. Я потянулся за стаканом с чаем, чтобы выиграть время, продумать ответ. Он тоже молчал, рассматривая рисунок на запотевшем стекле.
 
    — Да, случалось, критиковали. Я сначала беспокоился, нервничал, потом… стало безразлично как-то. Ведь и к столбу прицепиться можно: «Почему ты ровный? Почему стоишь, мешаешь?» А здесь — литература, причём не настоящего писателя, а новичка. Немолодого, конечно, но всё-таки новичка.
 
    — «Тёмные аллеи» тоже не щадили, били наотмашь: слишком много говорили, сцен любовных, плотских. Чуть было не сдался, не начал исправлять, выравнивать. Что они понимают в любви, эти судьи? Что сами  пережили?
 
     — Нынче всё изменилось… — я старался говорить твёрдо, но голос дрогнул, оборвался, я сбился, замолчал.
 
     А он продолжил:

    — Знаю, наслышан, что теперь «Аллеи»  включили в школьную программу. Каково, а, сударь? Всё  ведь относительно. Будут, будут вас критиковать — и из зависти, и ради развлечения. Эмоции… всё ради них. Добро бы по существу бранили — это ведь дело нужное: правду узнать, поспорить. Но таких критиков  нынче почти не осталось, всё больше злость срывают на авторе, обесценивают наши с вами труды. Вот ваши работы и в газете публикуют — там критики не достанут, а вот силу свою проверите.  Узнавать начнут,  дайте время.

    — Признаться, мучает меня вопрос: как вы относитесь к супружеской измене?… Молчите?
 
    — Отчего же, извольте! — уверенно ответил я. — У меня в повестях это очень образно сказано. Вы ведь читали мои повести. В «Ревности» главный герой мучается, места себе не находит, ревнует жену, ищет доказательства её измены. А в «Возвращении» герой — покинутый муж: это даже не измена, а уход, предательство. И что же? Он приходит к выводу, что простить и принять её назад не сможет. Это выше его сил.
 
     Я вдруг  ощутил несомненность своей правоты. Захотел высказать свою точку зрения — с вызовом, никак не допуская возражений. А может, я просто хотел раскрыться, довериться этому  странному человеку, чьи глаза то мягчали, то  обжигали холодным блеском.
 
     — Сейчас, правда, я пишу новую повесть, и, знаете, милостивый государь, ведь обманутый слабохарактерный муж в этой вещи любит жену, ждёт, какое же решение примет она. Слаб человек. Думаю, всё же зависит от людей, от обстоятельств. А писатель лишь прячется за  героев, чтобы не выдавать свои истинные чувства… так-то, — подытожил я.
 
     — А я вот заработал репутацию ловеласа — всё пустое. Скажу вам как на духу. Что вы на меня так смотрите? Я Музу искал, ту самую, единственную! И вот ведь нашёл на Лазурном берегу, и это в пятьдесят шесть лет, голубчик! Это волна, перед которой меркнет девятый вал, захлестнула пучина чувств. Настоящих — таких, что привёл я свою избранницу к жене, поставил перед фактом. Скандал! Но именно в ней я разглядел настоящую любовь и решился. Понимаете, решился!
 
     Мой собеседник говорил так убедительно, так проникновенно отстаивая своё мнение, что я понял: он совершил поступок и не раскаивается, не пытается оправдаться. У него тоже не было права на ошибку. Его слова вдруг приобрели вкус — я ощутил во рту и на губах солёную горечь, вкус слёз его жены… Дрожащей от волнения рукой я вытер повлажневший рот салфеткой.
 
     — Вот! — торжествующе поднял он вверх указательный палец. — Почувствовали, поняли, что фразы имеют сочность! Именно так, голубчик! Здесь мера нужна, согласны?
 
     Он замолчал, наблюдая, как я справляюсь с горьким послевкусием его откровения.
 
     — Любовный треугольник… он завсегда с острым углом, как ни поверни.  Оставьте иллюзии о том, что всем будет хорошо, что это возможно устроить. Это, право, утопия, да-с! Любовь — она только для двоих…
 
     Я слушал его внимательно, стараясь не пропустить ни единого слова. Этот типаж мог украсить собой образ в любом рассказе.
 
     — Что, батенька, снова решились на встречу с озером? — произнёс он задумчиво. — И правильно: там и придёт решение, единственное, верное. Тело исцелилось, болезнь отступила… пришло время для мук душевных. Они ведь тоже ломают — не слабее, чем физические. Теперь у вас будет ещё один восход, я знаю…
 
      — Иван Алексеевич?... — Я очнулся. Колёса будто выстукивали: «Муза, Муза…» Лишь остывший чай томился в стаканах, да сиротливо белел клочок бумаги с нарисованным восходом над озером…






Рецензии
Добрый вечер, Виктория.
Не каждый будет спорить с самим собой в поисках истины, только сильные духом способны на это. Оч. непростая философия прослеживается в Вашем повествовании. Невольно, но и я стал участником этого диалога, хоть и сторонним.
С теплом души моей,

Анатолий Анистратов   16.12.2025 18:49     Заявить о нарушении
Анатолий, большое спасибо! Замечательно, что Вы тоже стали участником разговора! Значит, душа отозвалась, значит тема Вам близка. Вы правы, философия присутствует, захотелось порассуждать.
Анатолий, не нашла новинки на Вашей странице. Если пропустила, пожалуйста,
С признательностью, Виктория. приглашайте!

Виктория Романюк   16.12.2025 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.