Мне помогают наставники
Раньше слово наставник применялось исключительно только в среде людей, которые помогают специалистам, получившим профессию, знающих теорию, но не имеющих достаточного практического опыта, овладеть в совершенстве выбранной специальностью.
За молодым человеком, пришедшим на предприятие, закреплялся специалист, пользующийся всеобщим доверием, обладающий способностью научить, подсказать, направить в нужное русло.
Наставничество ассоциировалось с человеком мудрым способным направить молодежь по правильному профессиональному и нравственному пути.
Оглядываясь на прожитое, вспоминаются люди, которые встречались на моей дороге жизни. Их поступки, знания, личный пример направляли меня и моих друзей в выборе и овладению профессией, к принятию решений, к правильным жизненным поступкам.
Первым моим наставником- была моя мама Котюх Клавдия Ивановна, учитель Михайловской средней школы. Всегда вижу ее поющей веселые мелодии, собирающуюся в школу. Встреча с детьми для нее был праздник. Работа – удовольствие, за которое еще и платили зарплату.
После уроков путешествия по селу, встречи с ветеранами революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, помощь вдовам, выступления художественной самодеятельности на фермах и десятидворках.
Учитель истории Жидков Александр Иванович, кавалер орденов Отечественной войны 1 и 2 степени и Красной Звезды, защищавший на танке Ленинград и закончивший войну в Праге повлиял на выборе моей профессии. Его уроки любили и не пропускали все школьники, а историю сдавали только на хорошо и отлично.
В шестнадцать лет, я с красными следопытами моей школы, пройдя 35 километров по местам боев оказался в музее 127 стрелковой дивизии, созданном учителем немецкого языка Ткаченко Иваном Ивановичем в Новой Калитве. Дивизия штурмовала высокие меловые берега Дона, залитые фашистами льдом, в операции «Малый Сатурн».
До сих пор, слышу рассказ наставника, о подвиге пулемётчика 3-й пулеметной роты 549-го стрелкового полка сержант Ивана Алексеевича Лопаты, который отправил на тот свет 134 захватчика. Он первым поднялся на высоту Фигурная, но был сражен в атаке фашистской пулей. В глубоком снегу герой так и остался стоящим во весь рост, призывающим товарищей на штурм высоты, пугающим захватчиков.
Иван Иванович Ткаченко, участник Великой Отечественной войны, стоял у истоков движения красных следопытов, его руками создан и открыл свои двери в 1957 году один из первых в стране музеев Боевой Славы. Его подвижнический труд подтолкнул многих учителей к изучению со школьниками родословной семьи, истории своей малой родины, к сохранению в школьных музеях памяти о земляках и воинах-освободителях.
Работая на Алтае, судьба меня свела с заслуженным учителем школ РСФСР Тамарой Андреевной Уженцевой, создателем в школе №49 музея «История Западного поселка». Поселок появился в годы войны, где сначала селились в землянках рабочие эвакуированных предприятий. Как она умела зажечь, увлечь и направить в нужное русло энергию детей. Дети всегда были рядом с наставником: оформляли экспозиции, описывали поступившие экспонаты, задавали вопросы и искали на них ответы.
В студенческие годы в Воронеже меня судьба свела с первым летописцем битвы за Воронеж Гринько Александром Ивановичем и краеведом Евгением Васильевичем Владимировым. Несмотря на разницу в возрасте, мы дружили больше 20 лет. Куда бы меня судьба не забрасывала: Алтайский и Хабаровский края, везде меня находили письма и поручения от этих людей. Они ушли, но в Воронеже осталась о них память.
Ежегодно диплом А.И. Гринько награждают лучшего учителя – организатора поисковой работы по Великой Отечественной войны». Такой диплом висит и у меня в кабинете.
На братских могилах в Центральном районе города нет в паспортах захоронений неизвестных солдат. Все имена защитников города, разыскал и увековечил Евгений Васильевич Владимиров. На мраморных плитах выбиты звание, фамилия, имя, отчество и годы жизни полностью. Каждый пришедший поклонится имеет возможность помянуть героя по православным канонам.
Сейчас дело старших товарищей продолжает почетный гражданин города, участник Великой Отечественной войны полковник-танкист Николай Николаевич Борисов. Воевал, а затем служил ветеран наставник в Кантемировской танковой дивизии. Освобождал Белоруссию, Польшу, закончил войну в Праге.
Семь раз горевший в танке, он спешит к ребятам по первому зову, а ему 3 ноября исполнится 101 год. Его рассказы, дружеская похвала, рукопожатие, фотография на память, а иногда и легкий упрек воспитывают настоящих граждан России.
У детского сада №199 на улице Шишкова 148/4 растут в роще Памяти березка и тополь посаженные им. Они в росте давно перегнали своего садовника.
Не имея возможности увековечить погибших защитников на братский могилах города Воронежа, каждое дерево в роще Памяти посажено в честь солдат и офицеров, отдавших жизнь за наш цветущий город. Детский сад окружен зеленым поясом Славы и памяти в честь летчиков, танкистов, пехотинцев, которые лежат в воронежской земле.
Ветераны Воронежа в далеких семидесятых годах были инициаторами первых в СССР встреч воинов-однополчан. Ежегодно на встречу спешили воины-освободители воинский частей, воевавших, защищавших и освобождавших Воронежскую область.
У нас есть мечта, чтобы Воронеж стал инициатором встреч потомков – воинов однополчан и представителей городов, где в годы войны формировались подразделения защитившие Воронеж, отстоявшие для нас мир.
В этом и будет наша эстафета поколений. От поддержки Общественной палаты Российской Федерации и организаторов Всероссийского конкурса ветеранов-наставников «Опыт. Эстафета, Будущее» будет зависеть ее воплощение.
А пока следопыты школы №102 разыскивают и переписываются с потомками защитников воронежской земли.
Александр Твардовский в стихотворении «По праву памяти» писал:
Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, —
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…
Как показывает наш поиск, к сожалению, еще остаются десятки неучтенных братских могил и тысячи неувековеченных героев, павших за Родину. Работа наша сегодня даст ответ, при каком поколении россиян закончится самая кровавая война.
Помните, 22 сентября 1789 года к Суворову после Рымниковского сражения подошли генералы и сказали: «Мы победили. Война окончена!». На это генералиссимус ответил: «Нет, не окончена! Война не окончена, пока не захоронен последний солдат». Мы бы добавили: неувековечен последний солдат.
Давайте войну окончим вместе с вами в этом десятилетии.
Свидетельство о публикации №225082601563