Всемирная фотокомедия. к 200-летию фотографии
Объяснения дают философия и искусство. Философ Платон говорил: «Без смешного нельзя понять серьезное». Еще в античные времена древние греки и римляне устремлялись толпами на первые комедии Аристофана, Меандра и Петрония. Позднее Возрождение прославилось комедиями Шекспира и Мольера. Эпоха 19-20 вв. наслаждалась литературным и драматургическим юмором Марка Твена, О.Генри, Оскара Уайльда, Николая Гоголя, Антона Чехова, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова. В живописи и графике жанр юмора признан в картинах Иеронима Босха, Франциско Гойи, Анри Тулуз-Лотрека и др. Оказалось, что потребность человека в юморе, вызывающим смех, такая же необходимая, как и потребность в благах, познании истины и наслаждении красотой.
В наше время общепризнано, что юмор является одним из важнейших средств успеха во многих общественных сферах: политике, дипломатии, бизнесе. Владение юмором характеризует социальный статус человека. Это подтверждает один из самых остроумных писателей в истории литературы Джордж Бернард Шоу: «Нет ничего серьезнее глубокого юмора»
Сам по себе смех у «человека разумного» не возникает. Необходим объективный юмористический источник определенного вида: зрительный, устный, литературный, театральный, эстрадный, изобразительный. Источником устного или литературного юмора выступает остроумный автор, а смеющимся ценителем – опытный слушатель. Любая комическая история, будь то: фильм, комикс или анекдот – это цепь событий, происходящих во времени с неожиданной смешной развязкой в конце. В литературном, театральном и устном юморе смех вызывается сравнением противоположного смысла последней «аномальной» части произведения с его предшествующей «нормальной» частью. В миниатюрах литературы и устного творче-ства близким примером служит анекдот или комическое изречение из двух последовательно связанных сравнительных предложений: начального «нормального» и завершающего «аномального. Парадоксальная взаимосвязь и неожиданность аномального финала анек-дота «заставляет» сообразившего читателя или слушателя взорваться смехом.
«Так хорошо вчера нам было, что очень плохо до сих пор»;
«Лучше водки хуже нет» (В.С.Черномырдин).
Фотоискусство - не исключение. Существует множество снимков, «заставляющих» смеяться. C изобретением фотографии источниками и средствами юмора стали сама действительность с её конкретными комическими объектами и казусами, опыт и чувство юмора фотографа, его методика съемки и фототехника. Снимки, вызывающие смех, породили принципиально новое направлении фотографии – юмористическое, определяемое термином «фотоюмор». Типические произведения фотоюмора показывают реальные парадоксальные противоречия явлений Мира и помогают улучшать Мир в целом.
Зарождение юмористического направления фотографии в целом обязано Франции. На историю и психологию её народа, начиная с эпохи Ренессанс, повлияли великие сатирики и комедийные драматурги: Франсуа Рабле, Эжен Скриб, Пьер Бомарше, Мольер и др. Народ Франции – нация протеста, а протест всегда связан со словом „нет“. В фотографии таким «нет» оказался фо-тоюмор, закономерно включающий отклонение внешнего вида объ-екта от нормы (обычного, привычного, традиции) и противоречащий смысл его фотоизображения. Поэтому не удивительно, что именно французы оказались в фотографии пионерами её ироничного стиля.
Удивителен факт – самая первая юмористическая фотография появилась еще за два года до официального открытия фото-графии в 1839 году. Её изобретатель, театральный художник Луи Дагер создал в 1837 году самое первое художественное фотопроизведение – натюрморт «В студии художника». Тема снимка выражает дух фривольного французского настроения, царящего в студии театрального художника. Предметное содержание натюрморта рас-положено на студийном подоконнике, заливаемым боковым солнечным светом. В центре на подоконнике разместились два скульптурных портрета ангелочков (видимо, имеются в виду духовные образы самого художника и его напарника). Каждый из них неотрывно взирает на картину с обнаженной женской фигуры на обращенной к нему стене подоконника.
Центральное место в композиции натюрморта занимает увесистая фляга с вином. Справа из стены выступает голова Козла, который чуть не уткнулся в ухо одного из ангелов. В древней мифологии Козел был символом соблазна и греха. Де-факто получается, что история фотоюмора началась в 1837 году с фривольного по содержанию снимка, несущего пикантный смысл.
В XIX-XX вв. представительную группу ироничных фотографов составляют классики французской фотографии: Надар, Анри Картье-Брессон и Робер Дуано.
В Британии в конце XIX века краткое время был популярен т.н. «Черный юмор» (как «Безголовый жанр» и «Скелетный жанр»).
В США среди множества известных фотографов XX века своей иронией выделяется «гений иронии» Эллиотт Эрвитт, известный снимками забавных сюжетов с собаками.
В Российской Империи известен первый пример юмористической фотографии. «Фотограф Королей и Король среди фотографов» Сергей Левицкий в 1865 году сотворил забавный фото-фокус – изобразил одного и того же человека в двух фигурах, спорящих между собой.
В Советской России в 20-е годы возникло искусство монтажной фотографии с элементами фотоюмора. Фотохудожник и фотограф Александр Родченко и поэт Владимир Маяковский основали журнал «ЛЕФ», украшенными фотомонтажами с наглядным юмором.
Начиная с XIX века и до нашего времени, редкие забавные фото-картинки воспринимаются зрителями как развлечение, не более. Значение и социально-психологические роли юмористической фотографии наукой не раскрыты. В общественном сознании понятия фотоюмора не существует. Среди множества статей и книг о фотографии не появилось ни одной публикации, посвященной фотоюмору. Что такое «фотоюмор» – не знает никто. Даже вездесущие поисковые системы GOOGLE и YANDEX уклоняются от ответа. Сложная психологическая природа фотоюмора остается загадочным явлением фотографической культуры.
В отличие от изобразительного юмора (карикатура, шарж) комический снимок – фотодокумент, достоверно подтверждающий подлинность существования смешного объекта фотоюмора: «это действительно было», «это существует». Реальная конкретная достоверность и адресность смешного снимка мощно усиливает эффект юмористического воздействия на зрителя и его и эмоциональную реакцию. Поражает также моментальность смехотворной эмоции зрителя – смех взрывается буквально в доли секунды! Равного в других видах комического искусства нет!
Впервые существование и общечеловеческая важность фотоюмора удостоверено лауреатом Нобелевской премии, основоположником современной теоретической физики Альбертом Эйнштейном. Знаменитая шутливая фотография «Эйнштейн с высунутым языком», которая по словам самого физика «предназначена всему человечеству», стала одним из самых культовых юмо-ристических фотообразов XX века. Случилось это 14 марта 1951 года. Данный момент можно считать фактическим официальным «Днем рождения фотоюмора».
В наше время, в связи с развитием массовой цифровой фотографии и вовлечением в фотосъемку миллионов любителей, получила официальное признание юмористическая фотография только в мире животных. Стали популярными всемирные конкурсы комической фотографии дикой природы Comedy Wildlife Photography Awards и конкурсы смешных фотографий домашних животных Comedy Pet Photo Awards. Забавные фотографии собак и кошек заполонили сети интернета.
В современной мире с великим множеством его фотолюбителей происходит утверждение фотоюмора как популярного «прикольного стиля». Развлекая, «прикольный» фотоюмор при этом дает новое знание и сплачивает различных людей нашего разобщенного мира в дружелюбное оптимистичное сообщество.
Произведение фотоюмора – это всегда высоко оцениваемая визу-альная информация как для зрителя, так и для фотографа. В чем же заключается ценность юмористической фотографии для её зрителя, какие играет роли? А для юмористически озадаченного фото-графа важны вопросы: какие направления и жанры у фотоюмора, каковы методы создания комических фотографий, что такое «качество» успешного произведения фотоюмора, его характеристики?
В научных работах д.мед.н. фототерапевта А. И. Копытина описаны социально-психологические характеристики зрительного восприятия фотографии. Большинство характеристик относится также к произведениям фотоюмора. Попадая в визуальный мир общества, юмористическая фотография осуществляет ряд психологических функций, положительно влияющих на зрителей и изменяющих их взгляды и установки.
1. Общецелевая функция фотоюмора – развлекающая, доставляющая удовольствие, позволяющая повеселиться, рассеяться и отдохнуть. Классическим примером служит серия развлекающих фотографий «дурачеств» в 1899 г. царя Николая Второго в компании своих родных и двоюродных братьев: «Игра в паровозик», «Игра в фут-бол», «Дамы возвышены – Кавалеры принижены» и др.
2. Объективирующая документальная функция юмористической фотографии осуществляет желание гётевского Фауста навечно сохранить «мимолетное прекрасное», за которое он отдал душу Мефистофелю: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!». Осознание зрителем снимка факта реального существования комичного объекта съемки («это комичное событие действительно было»), – высшая до-кументальная ценность произведения фотоюмора.
3. Познавательная функция фотоюмора – доставление зрителю, как правило, новой информации, расширяющей его мировоззрение и знания.
4. Актуализирующая функция юмористической фотографии способствует активизации деятельности памяти её зрителя, воспоминанию и представлению типического нормального серьезного образа аналогичного объекта. Развивается образная память зрителя.
5. Моральная функция юмористической фотографии заключается в визуальном восприятии культурным зрителем её моральных качеств и их оценке в исторически условном нравственном ценностном диапазоне «хорошо – плохо». При этом моральный смысл фотоюмора влияет на самого зрителя и воспитывает его нравственность. Моральную ценность произведения фотоюмора зритель сопоставляет с личными оценками моральной ценности аналогичных типических образов, хранящихся в архиве его образной памяти. Нравственный смысл юмористической фотографии выполняет две взаимодополняющие роли «пряника и кнута». Функция «морального пряника» (доброжелательная оценка произведения фотоюмора) дополняется функцией «морального кнута» – иронически протестующей функцией (это нехорошо, это – не надо). Моральные функции фотоюмора неотъемлемо связаны с эстетическими функциями фотоюмора.
6. Эстетическая функция фотоюмора заключается в эстетическом восприятии смешного снимка зрителем и возбуждении эстетического наслаждения комичностью смысла фотокомпозиции этого снимка. Такая фотокомпозиция существенно отличается от нормального серьезного типического образа аналогичного объекта, хранящегося в памяти зрителя.
Эстетическая функция фотоюмора двуедина: содержательно-смысловая и формальная. Базовая содержательно-смысловая подфункция определяется эстетической характеристикой «выразительность» – информационная способностью выражать и передавать зрителю посредством фотокомпозиции (как знакового средства) комическое смысловое значение снимка, которое вызывает улыбку и смех.
Формальная эстетическая подфункция композиции произведения фотоюмора придает восприятию зрителя ощущение красоты фотокомпозиции (целостности и гармоничности). Прекрасная форма фотокомпозиции облегчает эстетическое восприятие выразительности комического смысла юмористического снимка, что оценивается зрителем как «прекрасно смотрится».
7. Развитие внутриличностной характеристики зрителя. При рассматривании и выявлении зрителем юмористического смысла фотографии происходит перенос психической информации с бессознательного уровня на уровень сознания. Образное восприятие фотоюмора ведет к осознанности его смысла, к расширению знаний и культуры зрителя.
8. Объединяющая функция юмористической фотографии. Сплачивающая способность наглядного языка юмористической фотографии объединяет всех зрителей разной национальности, разного пола и возраста в единое всемирно смеющееся визуально-информационное сообщество – без переводчика. В коллективе все зрители комичной фотографии смеются и понимающе переглядываются. При этом каждый зритель произведения фотоюмора социально-психологически приобщается к общественному коллективу и сам ощущает себя «общественной личностью».
9. Защитно-перенаправляющая роль фотографии. Зигмунд Фрейд описывает в психоанализе сублимацию (лат. sub – под; limo – нести) как отклонение энергии биологических влечений от их прямой цели и перенаправление её к социально приемлемым целям в различные виды созидательной деятельности, как исключительно «хорошую» защиту индивида. В этом аспекте фотоюмористическая сублимация представляет собой мощную психологическую познавательно-развлекательную деятельность, которая защищает и избавляет от скуки, депрессии и «плохого настроения».
10. Эмпатия-переживание в фотографии своего «Я». В фотографии обнаружен удивительный феномен эмпатии (от греч. «страсть», «страдание»). Зрители с повышенной эмпатией способны ощущать «воплощение» своих образных чувств в изображаемые объекты и сюжеты: утверждая «Это – и Я», «Это – со мной». В юмористической фотографии зритель с повышенной эмпа-тией способен ощущать сочувствие действующим объектам комического фотоизображения. Например, смешная сцена в музее: увлеченный съемкой толстый фотограф, не замечая, своим задом опасно наклонил тумбу с антикварной вазой. Забавная фотография «заставит» сострадательного зрителя рассмеяться, но при этом он еще и огорчится: «Жаль вазу!».
11. Логическая функция юмористической фотографии осуществляется в мышлении зрителя в логическом объяснении комизма произведения фотоюмора: «А почему смешно?». Многократное воздействие фотоюмора развивает остроумное логическое сознание зрителя, умение решать смысловые задачи.
Для творческого фотографа важно понять типы и жанры фотоюмора, найти наиболее привлекательный для него успешный жанр. Например, классик американской фотографии Эллиот Эрвитт прославился серией комических фотографий сцен с собаками. Французский классик Робер Дуано выхватывал из ежедневной суеты забавные совпадения, контрастные неожиданности, а иногда и эксцентричные выходки.
Решающим в успехе произведения фотоюмора является его качество. В соответствии с теорией фотоискусства, изложенной в авторском издании учебного пособия «Фотоэстетика. Принципы, теория и методика фотоискусства» (2020 г.), общее качество юмористической фотографии определяется совокупностью её характеристик. Номенклатура характеристик качества произведения фотоюмора
1. Техническое качество фотографии:
размер, разрешение, цветопередача, контрастность.
2. Содержательность снимка и его общественно-значимая ценность (кто, что, где, какие условия, когда).
3. Достоверность и конкретность аномального фотоизображения объекта.
4. Типичность аномального объекта (похожесть, узнаваемость).
5. Комическая выразительность фотокомпозиции аномального вида объекта.
6. Противоречивость комически выраженного аномального фотографического образа и нормального серьезного типического образа объекта (из архива памяти).
7. Красота (целостность, гармоничность, декоративность) фотокомпозиции комической фотографии.
8. Оригинальность произведения фотоюмора (в сравнении с другими).
9. Соответствие (рациональность) юмористической фотографии национальным и возрастным особенностям восприятия визуального юмора.
Проведенный автором искусствоведческий поиск классических и современных фотографий, сделанных в странах мира в XIX-XXI вв. и «заставляющих» зрителей смеяться, выявил представительное множество юмористических снимков. Их распределение по частным направлениям, жанрам и отдельным темам позволяет определить факт существования «юмористического направления фотографии» (наряду с документальным, художественным, художественно-документальном, абстрактным, концептуальным и рекламным).
Предлагаемый к 200-летию фотографии научно-популярный альманах «Всемирная фотокомедия» охватил всю историю комической фотографии. 600 юмористических шедевров фотографии приглашают читателя-зрителя в развлекательный «фото-круиз во времени и пространстве» с участием монархов и вождей, писателей и худож-ников, звезд мирового кино и великих комиков, а также в забавных компаниях явлений природы и животных, архитектуры и вещей.
Создание альманаха «Всемирная фотокомедия» обязано прежде всего юмористическому по своей природе русскому менталитету с его добродушной иронией к миру и к самому себе. Авторами комических снимков являются фотографы из многих стран мира 19-21 вв.
Читатель-зритель «Всемирной фотокомедии» улыбнется малоизвестным ироничным фотографиям величайших знаменитостей мира, расхохочется над комичными снимками «криков женской моды» и «воплей мужской моды», рассмеется над фотографиями национальных особенностей юмора стран мира, посмеется прикольным фотокартинкам мира природы и снимкам трагикомических курьезов с самими фотографами. Философски-ироничные «Законы Мерфи в фотографии» шутливо предостерегут начинающего фотолюбителя от возможных неприятностей. Забавный парадоксальный цикл «Фото-стихия» развеселит «прикольными дуэтами» комичных фото-коллажей и ироничных стихов-эпиграмм. Вошедшие в книгу шедевры юмористической фотографии дарят зрителям всех возрастов не только забаву и развлечение, но и ценное новое знание, возможность веселого общения с другими без знания языка, моральное и эстетическое воспитание, оздоровительную терапию. В Приложении популярно излагается Теория фотоюмора, важная для начинающего фотографа.
Альманах «Всемирная фотокомедия» – вызов обыденности и монотонности жизни, побуждение к поиску новых решений проблем бытия посредством искусства фотографии. Книга рассчитана на широкую возрастную аудиторию. Подобных изданий в мире не известно.
«Всемирная фотокомедия» утверждает:
фотоюмор, как информационная власть наглядного «смешного», эффективно устраняет изъяны «серьезного». Фотоюмор улучшает наш Мир и каждого.
Свидетельство о публикации №225082601572