Пушкин пиковая дама старая графиня в вольтеровских

Кратко предыстория этой заметки. Фрагмент петербургской повести Пушкина «Пиковая дама»:

«Как и все старые люди вообще, графиня страдала бессонницею. Раздевшись, она села у окна в вольтеровы кресла и отослала горничных.

Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою. Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево.

При виде пистолета графиня во второй раз оказала сильное чувство. Она закивала головою и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела... Потом покатилась навзничь... и осталась недвижима.

— Перестаньте ребячиться, — сказал Германн, взяв ее руку. — Спрашиваю в последний раз: хотите ли назначить мне ваши три карты? — да или нет?
Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла.

Он спустился вниз по витой лестнице и вошел опять в спальню графини. Мертвая старуха сидела окаменев; лицо ее выражало глубокое спокойствие. Германн остановился перед нею, долго смотрел на нее, как бы желая удостовериться в ужасной истине …»

вызвал наши с прозаистом Вл.М. М.  толки по поводу следующих фраз и  сцен:
1) села у окна в вольтеровы кресла
2) оказала сильное чувство
3) покатилась навзничь
4) мертвая старуха сидела окаменев

Если вторая фраза довольно скоро была нами согласно расшифрована как обделалась (в варианте ВлММ в мемуарах о АО.Б. она звучала физиологически честнее, но жестче … «обосралась») и попутно обпукалась (в том же стиле с можно было описать это последнее проявление сильного земного чувства как «обсирание с пердежом»)

Потом мы переключились на исследование не самой физиологии прощания ст. графини с проявленным миром (тут все почти бесспорно), а на вопрос: - А зачем Пушкину потребовалось так едко, если не ехидно, выставлять смерть графини. 

Я предложил версию: для того, чтобы мы задумались о прототипе … и смогли затем его установить. В итоге мы сошлись на том, что прототипом могла быть МФ - быв. Императрица, мать Николая 1 =

Разными же оказались толкования  связанных фраз:  села в вольтеровы кресла + покатилась навзничь

Стараясь уйти от абсурда или, по кр.мере, от противоречия  позиции и действа  = сидеть одному в КРЕСЛАХ, покатиться  навзничь и потом опять сидеть мертвой уже и  окаменевшей, Я предположил вариант:

- графиня сидела не в одном кресле
- поскольку в те времена пасть навзничь означало и резко откинуться назад, то именно в двух креслах   это можно проделать, но никак не в одном
- сидевшая в образе ст. графини во втором пришествии ГГ в ее спальню уже была не сама графиня , а подмененная – та, что потом явилась призраком Женщины в белом, известившим , что он посланник иных сил … хтонических , и затем лежавшая в белом в гробу и подмигнувшая склонившемуся к ней ГГ
- кроме того, ГГ явно уже сошел с ума, но не из-за смерти старухи … 

Однако, от Вл.ММ пришло сообщение:

 "по поводу "вольтеровских кресел" - помню мы заспорили с Бал-вым, я доказывал, что у Гудона Вольтер сидит почти на табуретке без спинки, но с подлокотниками, а Бал рассказал, как он был при совке ещё студентом по обмену в Англии и поселили его к одной старухе в частный дом (напарник его заболел, что ли и он был там один со старухой). А старуха была известной литературоведкой (или шекспироведкой), и каждый вечер, в семь часов, она сажала его в вольтеровское кресло напротив горящего камина, сама садилась  в такое же, прислуга приносила голодному Лёхе сэндвич в порядке исключения (после шести едят только колхозники) и до девяти она курила трубку с маленькой рюмкой рома и грузила его Шекспиром на староангл. , душкой-Троцким и упырём Сталиным.
Я этот эпизод выкинул - и так длинно, а тут вообще торомзилово сюжета.
Вольтеровские кресла - напротив камина, парные, для хозяина и дорогого гостя, обязательно одинаковые - это демократия равенства. Высокие, глухие спинки и сверху, вокруг головы, загнутые "уши", чтоб не дуло в спину и голову.
Вольтеровские кресла упоминаются всегда во множественном числе.
Не мудрите, что старуха сидела на двух креслах - лажа выходит.»

Это уже был вызов на ордалию с гасило, кистенем, булавой и гирей на цепи, не забывая о доспехах, тресориях и витисах

Я отнесся с бол. недоверием к посылке (а) Вольтеровские кресла упоминаются всегда во множественном числе  и окунанию носом в плинтус (б) Не мудите – старуха сидела в двух креслах = это лажа …

Я обратился к секу  графу Льву Толстому и он сообщил:

А=  «Отрочество»: Бабушка со дня на день становится слабее; её колокольчик, голос ворчливой Гаши и хлопанье дверями чаще слышатся в её комнате, и она принимает нас уже не в кабинете, в вольтеровском кресле, а в спальне, в высокой постели с подушками, обшитыми кружевами.

Б = «Война и мир": В дальнейшем «ушастое» кресло стало эволюционировать, приобретая черты нового времени – откидной столик для эпистолярного творчества, раскладную подножку для большего комфорта.

Тогда  написал такой ответ Вл.ММ :
окейно
но еще надо чтоб я сдался
То есть пока так:
Лёху колхозника (раз кормили после 6, то так опр-ли его совет. статус = ничего личного - портрет представителя страны) пригласили к камину на тренинг шекспироведения и усадили в вольтеровские кресла...
Он слушал лекцию ст. дамы, пившей  ром и не отливавшей..., сидя в вольт. креслах ...  ?
И думаете я сдамся?   Чую ... Пошел копать
Я как Чапаев в фильме, снятом не на Урале, а на Волге под Тверью  или Торжком... Он увидел белогв. пулеметчиков на гребне откоса, Петьку... без Анки ...  прыгнул в воду, усек летящие свистящие пули, рявкнул: Врешь! Бл-дь.. .Не возьмешь! Глотнул кило воздуха,  пошел наяривать одноруким кролем стиля саженки, услыхал шлепки пуль по воде, оказал сильнейшее чувство ...   и нырнул ... Больше его никто не видел

Но я вынырну!

И вот что я, не отказавшись от своей версии о двух креслах, предлагаю в уточнении своего варианта:

- графиню служанки укладывали  в ее спальне  в ДВА СДВИНУТЫХ ПЕРЕДКАМИ ВОЛЬТЕРОВСКИХ КРЕСЛА, установленных  у камина.. для сугрева … 
- графиня могла в НИХ спокойно и сидеть, и прилечь, и вытянуться,  и повернуться и, даже  ПОКАТИТЬСЯ  НАВЗНИЧЬ…  !
- при этом ей не грозило падение 
- ночное судно класса горшок или тазик для пипи ставился в ноги .. и не падал, прижатый к спинке
- из положения навзничь умирающее тело вполне могло  снова в судорогах и сесть … 

***
Приложение
Материалы по истории  Вольтеровского кресла, оказавшегося изобретением английской аристократии и неведомого самому Вольтеру

(1)

АНГЛИЙСКОЕ КРЕСЛО С УШАМИ -  ИСТОРИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ ВОЛЬТЕРОВСКОГО КРЕСЛА
СОДЕРЖАНИЕ
1. 1. Почему английское кресло носит имя Вольтера
2. 2. Что отличает вольтеровское кресло от других: особенности
3. 3. Современные модели английских кресел

Традиционное английское кресло с ушами ; это классика среди мебели.
Почему английское кресло носит имя Вольтера
Вольтеровское кресло ; это классика английского стиля. На деле, оно напоминает трон ; глубокое, с высокой спинкой, объемными подлокотниками и выступами в верхней части, напоминающими уши. Отсюда еще названия ; кресло с ушами или крылатое кресло «wing chair». Так его чаще называют на Западе.
Впервые вольтеровское кресло появилось в Англии XVII века для пожилых людей. «Уши» на спинке кресла защищали их от сквозняков. Чуть позже стало понятно, что кресло идеальная пара камину: длинная спинка надолго сохраняет тепло и защищает от искр поленьев. Из-за этого его также называют каминным.
В России оно стало модным предметом интерьера в Екатерининскую эпоху и совпало с популярностью Вольтера. Тогда философ уже был болен и прикован к креслу.
С тех пор за этим предметом мебели закрепилось название вольтеровское кресло.
На самом деле оно и мало похоже на то, в котором сидел Вольтер.
Это интересно: Известная скульптура Гудона «Вольтер, сидящий в кресле» появилась по заказу Екатерины II. Сейчас мраморную скульптуру можно увидеть в Эрмитаже
      
Скульптурный портрет вольтера в кресле гудона   Каминное розовое и Английское кресло из гобелена
Что отличает вольтеровское кресло от других: особенности
Существует много видов английских кресел, но у каждого есть общие признаки, которые отличают их от других:
• Размер. Почти все вольтеровские кресла габаритные. Основная деталь, которая придает креслу объем ; высокая спинка. Она предназначена для того, чтобы шея удобно лежала на кресле.
• Крылья - ушки. Ушки по бокам ортопедического кресла действительно напоминают крылья бабочки. Прямые, фигурные, с деревянной резьбой и всевозможным декором ; сегодня их множество видов и форм.
• Невысокие выпуклые ножки. Как и с «крыльями», видов ножек каминного кресла много. Они могут быть различны как по материалу (деревянные, металлические, каучуковые), так и по форме (изогнутые, прямые, резные). Общий признак - все они невысокие.
• Глубокое сиденье. Каминное кресло отличается своей глубиной, в первую очередь для удобства. В такое кресло легко сесть, и нет желания из него вставать.
• Декор. Вольтеровское кресло помимо всего прочего отличает присущий только ему декор. Например, подлокотники по кругу декорируют строчкой декоративного молдинга, а спинки делают стеганными
Это интересно: Лев Толстой часто упоминал вольтеровское кресло в своих романах, что доказывает его давнюю популярность.
«Война и мир": В дальнейшем «ушастое» кресло стало эволюционировать, приобретая черты нового времени – откидной столик для эпистолярного творчества, раскладную подножку для большего комфорта.
«Отрочество»: Бабушка со дня на день становится слабее; её колокольчик, голос ворчливой Гаши и хлопанье дверями чаще слышатся в её комнате, и она принимает нас уже не в кабинете, в вольтеровском кресле, а в спальне, в высокой постели с подушками, обшитыми кружевами.
Есть вольт кресло для отдыха = оно удлиненное с подножкой… в нем можно откинуться…  потянуться и даже пасть «навзничь»
(2)  «Вольтеровское кресло» - история появления кресел на колесиках. ДЭФО в Москве
Если бы вы искали роскошное кресло в винтажном стиле, удобное и мягкое, вам бы понравилось кресло, выставленное в городском музее Парижа. Кресло Вольтера вошло в историю мебельной отрасли за свой неординарный дизайн и невиданную функциональность.
За четверть тысячелетия, с момента своего изобретения и до сегодняшнего дня, кресло прошло множество модификаций, чтобы в итоге стать незаменимым спутником современного интерьера.
 
А при чем здесь Вольтер?
Достоверно известно, что о кресле Вольтера впервые узнали в XIX веке. Это роскошное, удобное и мягкое кресло пленило умы современников благодаря своему новаторскому на то время дизайну и, конечно, дополнительным “функциям”: приделанным к ножкам колесам, поворотному столику для книг и письменному столу с удобным ящиком, прикрепленным прямо к подлокотникам.
Как связано название кресла с именем французского просветителя Франсуа Мари Аруэ Вольтера? Невероятно, но факт: Вольтер умер задолго до появления музейного экспоната. Однако писатель и правда любил отдыхать на стуле с высокой спинкой и удобными подлокотниками, поэтому эту выразительную и комфортную в посадке модель решили назвать в его честь.
По одной из версий философ владел похожим креслом в последние годы жизни. И именно острый ум и широта мысли подсказали ему дополнить любимое кресло роликовыми колесами - так Вольтер мог быстро передвигаться по дому! Но и на этом он не остановился, оснастив кресло мини-столиком и ящиком для бумаги, чернил и пера.
Вот как описывает биограф Вольтера мебель в спальне писателя: “Позже Вольтеру было изготовлено второе письменное кресло, которое он много использовал в последние несколько лет своей жизни: по одну руку был стол, по другую - столик с выдвижными ящиками, и оба они вращались”.
Современные модификации легендарного кресла
Изначально “кресло Вольтера” было изобретено в Англии специально для пожилых людей, которые нуждались в помощи для легкого перемещения в пространстве. Высокая спинка кресла с выступающими по бокам “ушками” предназначалась для защиты от сквозняков. Потом английское кресло стало популярным для отдыха у камина - его глубокая конструкция сохраняла тепло и защищала от искр.
Со временем кресло, названное в честь известного мыслителя, стало именем нарицательным для особой модели комфортного кресла. В разных странах оно носит свои имена - на Западе винтажное кресло именуют “дедушкиным стулом” и “крылатым креслом” - за особую изогнутую форму подлокотников, и “каминным” - за удобство для неспешного домашнего отдыха.

Английская классика: особенности дизайна вольтеровского кресла
В какой-то момент культовый дизайн Вольтеровского кресла стал считаться классикой английского интерьера. И это не случайно: его элегантный и благородный вид неизменно транслировал максимальный комфорт. Вот узнаваемы преимущества модели:
• очень глубокое и мягкое сиденье с пружиной,
• высокая мягкая спинка с небольшим наклоном,
• вытянутые подлокотники,
• прочный деревянный каркас.


Рецензии