Размышления навеянные чтением Илиады
Книга пылилась на моей книжной полке больше 30 лет, и недавно я подумал: «Когда же еще я прочту её, если не сейчас?!» — и заставил себя её читать. К моему удивлению, книга оказалась довольно-таки пустой. Я нашёл в ней лишь:
— периодические клятвы перебить всех троянских мужчин, изнасиловать всех женщин и взять их в рабство вместе с детьми, а затем вернуться с ними в Грецию к своим жёнам, ждущим их дома;
— периодические хвастливые воспоминания кого-то о том, как они уже разграбили другие города, изнасиловали женщин, убили всех мужчин и т. п., призванные поднять боевой дух греческих воинов;
— периодические ссоры и распри из-за уже поделённых, порабощённых и изнасилованных женщин;
— нелепые батальные сцены в духе цитаты Мао Цзэдуна: «Враг наступает — мы отступаем; Враг остановился — мы его тревожим; Враг устал — мы атакуем; Враг отступает — мы преследуем!»;
— безобразные сцены умышленного надругательства над телами павших воинов;
— и сомнительные мудрости вроде: «Боги помогают тем, кто им послушен».
Напрасно искал я в книге что-то не совсем отвратительное, хотя бы, например, историю о Троянском коне. Оказалось, её нет в книге! Как я позже узнал, она дошла до нас из рассказа Вергилия о Троянской войне, а не от Гомера!
В предисловии к книге сообщалось, что греки устраивали ежегодные чтения Гомера, что кто-то знаменитый даже сказал будто «Гомер воспитал Грецию» и т. д. — На чём воспитал? На прославлении грабежей древних городов, на историях об убийствах всех мужчин и изнасиловании всех женщин, на надругательствах над телами павших? На утверждении таких примитивных нравственных норм, как «надо отомстить за убийство своего друга»? Разве они не делали этого до Гомера? Или до него в Греции просто не было друзей?
Нам трудно понять мораль дикарей и судить об их книгах с точки зрения нашей морали. Вполне возможно, что для каннибалов «Илиада» была воспитательной и наставляющей книгой, полной новых мудростей и правил поведения (например, убивать только мужчин, а не есть всех подряд — и мужчин, и женщин, и детей). Но не для нас, и даже не для людей Средневековья. Тем не менее ореол этой книги, возникший тысячи лет назад, сохранился до наших дней. Интересно, почему?
Является ли это результатом массового психоза, или дело в полной нечитабельности этой книги для современного читателя? Или в страхе пойти против устоявшегося мнения, поддерживаемого авторитетами (что можно назвать комплексом «нового платья короля»)? Вероятно, всё это способствовало инерции образа.
Пример «Илиады» показывает, что если ложное представление о чем-то запущено на высокую орбиту, оно остаётся там навсегда. Главное — запустить его. Это самое трудное. Для этого требуется колоссальное усилие многих людей, а иногда и целого народа. Но после успешного запуска, чтобы «сбить» его с высокой орбиты, тоже нужны колоссальные усилия многих людей, которых трудно найти для такой сомнительной цели. Поэтому образ и «репутация» продолжают парить высоко в небесах.
Это отвечает на вопрос, сколько ТРИЗу осталось жить. Судя по всему, он на пути к орбите. Многочисленные тризники со всех сил толкают его. Даже ежегодные Альтшуллеровские чтения уже предложены. Массовый психоз о всесилии ТРИЗ набирает обороты. А книги по ТРИЗ тем временем становятся с каждым днем все более размытыми и непонятными.
=== === ===
Написано в 2006 году.
Свидетельство о публикации №225082600176
Петр Панасейко 26.08.2025 06:06 Заявить о нарушении