Глава 11. Гипотеза двойного Исхода
К началу 2-го тысячелетия до н.э. в Ханаане жили 5 кочевых групп амореев:из них в северной части — «северные»древнееврейские амореи, которые позже стали именоваться «Израиль»;южные племена- «Иаков» ( хотя и Израиль и Иаков имели одного общего предка- Иакова-Израиля) .
Это были две различные племенные группы, которые появились в Ханаане в разное время. Первыми были предки северных древнееврейских племен, которые обосновались на землях центральной и северной Палестины.
Предание об Иосифе и его братьях стало общим достоянием северных и южных колен. ( различных групп аморейских полукочевых племен). Их объединил Египет, точнее, ИСХОД.
Первыми ушли в Египет северные племена, точнее, «дом Иосифа»— во второй половине 18 века. Позднее- в Египет пришли и южные племена из-за засухи в Ханаане.
Итак, древние евреи состояли изначально из двух этнически близких племенных групп: северной- «Израиль-Иосиф» и южной (Иаков-Иеуда). Члены этих групп появились в Египте в разное время и в разное время ушли. Гипотеза двух исходов говорит о двух потоках переселенцев: ушедших с Моисеем и тех, кто
ушел до него.
Поражение гиксосов изменило судьбу аморейских племен в дельте Нила. Часть из них была вынуждена уйти сразу вместе с гиксосскими правителями, которые фактически представляли собой их племенную верхушку . Раньше всех Египет покинули те аморейские племена, вожди которых были непосредственно связаны с гиксосскими фараонами и составляли их окружение, например гиксосский «дом Иосифа». И, наоборот, те амореи, кто жил дальше от Авариса и не участвовал в войнах с Фивами, получили возможность задержаться дольше.
Где-то в середине 15 в. до н. э. «дом Иосифа», покидает Египет и возвращается в Ханаан. Что касается «дома Иакова», то есть четырех южных древнееврейских племен, то они надолго задерживаются в Египте – вплоть до начала 12в. до н. э.
Вероятно, вождям южных колен без особого труда удалось доказать, что они, в отличие от «дома Иосифа», не имели никакого отношения к гиксосам и в их войнах не участвовали. По этой или какой-либо еще причине, но южная группа «Иаков-Йеуда» не разделила участи большинства аморейских племен, вытесненных в 15 в. до н. э. из дельты Нила. Египтяне позволили остаться не только южным древнееврейским племенам, но и другим группам амореев, которые не были связаны с гиксосами. Вероятнее всего, это были те самые аморейские племена, которые намного позднее участвовали вместе с «домом Иакова» в библейском исходе Моисея.
Альтернативные теории
Существует значительное число альтернативных теорий Исхода, в разной степени согласующихся как с религиозной, так и с современной археологической точкой зрения.
Гипотеза Фрейда: связь с атонизмом
В 1939 г. в своей работе «Моисей и монотеизм» Зигмунд Фрейд связал учение Моисея с религией, принятой в Египте во время правления фараона Эхнатона. Эта религия имела черты монотеизма : поклонение только одному божеству из древне-египетского пантеона — богу Атону. Фрейд предположил, что после провала этой религии в Египте один из учеников Эхнатона предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 г. до н. э. Идея Фрейда нашла поддержу у некоторых исследователей, один из которых даже предположил, что Моисей и Эхнатон — одно и то же лицо.
Однако большинство современных египтологов отказываются отнести период Моисея к периоду, последовавшему за отменой религиозных реформ Эхнатона.
Свидетельство о публикации №225082601790