Беседа 4. Знамение пророка. Учение. Тора

Религиозно-философская школа Е.А.Авдеенко
А.Е.Иванов

Итак, мы узнали, что Господь послал Моисея вывести народ из рабства. Для этого Он открыл Своё Имя - Сущий и Яхвэ. Моисей находится в смущении.

---«И отвечал Моисей и сказал: и вот, не поверят мне, и не послушают голоса моего, ибо скажут - не являлся тебе Господь. И сказал Господь: что это в твоей руке? И сказал: жезл».---

Жезл станет первым знамением Моисея. Что же такое жезл? Еврейское "матэ "- жезл, имеет четыре значения: 1 - посох. 2 - ветвь виноградной лозы, которая станет знаком Мессии, 3 - символ богообщение. 4 - племя, колено Израиля. Таким образом, через жезл Господь предлагает Моисею: 1. Испытание его жизненного пути как странника. 2. Знак Мессии. 3. Удостоверение богообщения для Моисея и в будущем для народа. 4. Посох-жезл это то же, что и племя. Знак достоинства и власти над одним из племен Израиля. Моисей был из колена Левия, из которого произойдет священство. Что же будет с жезлом?

---«И сказал Господь: брось его на землю. И Моисей бросил его на землю и бысть змеем, и бежал Моисей от лица его».---

Змей "нахаш" назван тем же именем, что и искуситель в раю. Почему же посох как знак колена и Мессии стал змеем? Ответ находим в книге «Числа». Будучи уже в пустыне, народ противился Богу и Моисею: «И послал Господь на народ змеев жгучих, и они кусали народ, и умерло множество от народа Израиля» (Чис.21:6). После того, как народ сознался в грехе и Моисей помолился о народе, сказал Господь Моисею: «Сделай себе змея и выстави его на знамя. И будет всякий покусанный, когда взглянет на него, будет жив. Сделал Моисей змея медного и выставил его на знамя. И было, если кого укусит змей, и он взглянет на змея медного, то был жив» (Чис.21:4-9). Об этом событии Христос сказал в Евангелие: «Как Моисей вознёс змея в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому» (Ин.3:14). Христос, по толкованию святых отцов, вознёс себя на крест как змея, и тем искупил грех рода человеческого, возбудителем которого был змей-сатана. Таким образом, со змеем «нахаш» в жизни Моисея связано два события: 1 - когда посох стал змеем. 2 - когда он вознёс змея в пустыне. При первой встрече с ним Моисей бежал от него, как от греха первородного и совокупного, хотя присутствие Божие он мог стерпеть. Но с этим змеем-грехом Моисею предстоит встреча в пустыне - вознесение его на знамя, преобразующее Крест Господень.

---«И сказал Господь Моисею: протяни руку твою и возьми хвост его,  и он протянул руку и схватил его, и вот жезл в ладони его. Сказал Господь: чтобы поверили, что явился тебе Господь Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова».---

Моисей почему-то должен был взять за хвост змея. Если змей это дьявол, то за хвост его не следовало хватать, ибо сказано, что змея нужно поражать в голову. Но Моисей должен сделать то, что человеку не по силам, ибо поразить змея в голову человек не может, но хватать за хвост - безумие. Однако Господь сказал - Моисей сделал. Когда Моисей взял этот хвост, то Бог показал ему как бы состояние юродства и немощи, ибо в немощи человеческой является сила Божья. Христос по человеческой природе прошёл  через крайнюю немощь, смерть на кресте, и силой Божьей воскрес и победил змея. Когда Моисей хватал змея за хвост, он был немощен, однако силой Божьей змей опять стал жезлом, знамением победы Божьей над сатаной.

---«И сказал Господь ещё ему: вложи же руку твою в пазуху твою, и он вложил руку свою в пазуху свою и вынул её и вот, рука его от проказы как снег. И сказал Господь: верни руку свою к пазухе своей. И вернул он руку к пазухе своей и вынул ее, и она возвратилась как плоть его».---

Пазуха одежды по-еврейски - "хэк". Это символ утробы плоти. Господь готовит Моисея к пониманию, что народ это его плоть, и что он должен носить его в пазухе. В книге Числа есть эпизод, когда народ захотел сытной пищи, но не манны небесной, которая ему надоела и, сказано - от этого возгорелся гнев Господа весьма.

---«И сказал Моисей Господу: для чего Ты озлобляешь для раба твоего, и почему я не нашёл милости в очках Твоих, что Ты возложил ношу всего народа этого на меня? Разве я зачал весь народ этот, и я родил его, что Ты говоришь мне: носи его в пазухе твоей, как носит воспитатель сосунка?»---
 
Народ на пути в землю обетованную обнаружил свою неготовность. Вот и готовил Моисея Господь на этот момент испытания, ибо он должен был носить свой народ, т.к. получил  знамение пророка - его мертвая в проказе рука вышла из пазухи его согнившей, но потом воскресшей. Вся история исхода состоит в том, что народу нужно было возродиться как Церковь. Но Моисей расстроен и жалуется на народ, ибо забыл то, что явил ему Бог в откровении о воскресшей его руке. Оно явило важный пророческий смысл того, что бремя грехов народа исцеляется только воскресшей плотью будущего Воскресения Христова.

---«И будет, если не поверят тебе и не послушают голоса знамения первого, то поверят голосу знамения последнего».---

Что такое голос знамения?.. Нет ничего более достоверного, чем голос богообщения. Для современного человека очевидно то, что зримо, а для библейского - то, что слышимо от источника бытия. Первое знамение было - о немощи человеческой и силе Божьей. Последнее - о Воскресении и о народе, как воскресшем для жизни с Богом. Этого достаточно, ибо первое и последнее это Альфа и Омега - Христос. Но если этого не достаточно, то будет знамение о смерти. Бог продолжает:

---«И будет, если не поверят даже двум знамениям, и не послушают голоса твоего, то возьми от вод реки и вылей на сушу, и будут воды, которые ты взял от реки, кровью на суше».---

Река "еор" - поток, обозначает преимущественно Нил, который для Египта был источником жизни. Господь сказал, что вода будет кровью на суше, значит и суша изменится.

---«И сказал Моисей Господу: Мой Господи, не словесен я. Не от вчерашнего, не от третьего дня, не от сегодня, как Ты говоришь рабу твоему, ибо тяжел устами и тяжел языком я».---

Моисей говорит: не словесен, т.е. он не человек словес в начале служения, в книге Исход. Но в конце служения, во Второзаконии, Моисей говорит слова как вождь и пророк. Важно отметить, что у Моисея была тяжёлая речь, трудности с произношением, но которые Господь исправит. А у фараона было сердце тяжёлое, и это было непоправимо.

---«И сказал Господь ему: кто полагает уста человеку, или кто полагает немого, или глухого, или зрячего, или слепого разве не Я - Господь? И ныне иди, и Я буду при устах твоих, наставлю тебя о том, что говоришь. А Моисей сказал: о Господи, пошли рукой кого пошлёшь».---

Моисей просит послать истинно достойного посланника. Это понятно из усиления – «пошли кого пошлёшь». С великим смирением Моисей просит избавить его от этой миссии.

---«И загорелся гнев Господа на Моисея, и сказал Он: не Аарон ли брат твой левитянин? Знаю, что он, говоря, говорить будет. И ещё, вот он выйдет навстречу тебе, и увидит тебя, и обрадуется в сердце своём».---

Господь тоже отвечает оборотом усиления – «говоря, говорить будет». Т.е. Аарон будет компенсировать речевой изъян. И, хотя Моисей в Египте считается преступником, Аарон не испугается его приходу и примет как брата. Церковное единство состоится сразу. Таким образом, Моисей и брат Аарон уже - Церковь, в которой будет звучать слово Божие. Бог продолжает об Аароне:

---«И скажешь ему, и вложишь слова в уста его, и Я буду при устах твоих и при устах его, и научу вас что делать».---

Впервые в Писании появляется глагол - учить, что от глагола «яра». Смысл слова - Понятие и Писание, которое есть Тора, происходит от того же глагола. В основных своих смыслах этот глагол означает – кидать, бросать; метать (стрелы), стрелять; изливать (правду); указывать (путь); направлять, наставлять, учить. В такой совокупности смыслов этого глагола, смысл – учить, это, прежде всего, давать направление (динамика, вектор, движение). Т.е. источник Торы энергичен, он даёт движение и путь, ибо Тора должна к чему-то привести. Но в книге Бытие нет ни одного термина со значением – учить, а в книге Исход учение – Тора занимает исключительное место. Объяснение этому есть в общем характере книг Бытие и Исход. В жизни патриархов особое значение имела вера творческая, живая, догадливая. В священном Придании есть положение о том, что Бог не положил покаяния Аврааму, Исааку и Иакову. Но сказано в молитве – «несть человек иже поживет и не согрешит». Однако дело в том, что в этих отцах возрастала сама Церковь и ни закона, ни иных предписаний они не имели. Достаточно было обычая и совести. Огромную роль играла способность патриархов самостоятельно совершать поступки веры – догадываться, в чём состояла воля Божья. Но совсем иное дело Египет времён исхода. Когда семьи патриархов превращались в народ, то важнейшим делом стало научение этого народа – Тора, большую часть которой составили законы. Поэтому и на греческом языке Тора – «Номос» - закон. Это давало возможность опознать нарушения поведения, различать грех и отвращаться от него: «Законом познаётся грех» (Рим.3:20). Когда Церковь принимает новую общность – народ, Тора и предписания – закон, становятся главнейшими богословскими понятиями.

---«И будет Аарон говорить от тебя народу, и будет он, будет тебе устами, а ты будешь для него Богом».---

Удивительно, но человек человеку, оказывается, может быть Богом. А в Септуагинте: «будешь ему тем, что к Богу». Заметное смягчение выражения. Но в еврейском тексте таким откровенным выражением говорится о нераздельном единстве двух братьев, на которых возложено божественное служение.

---«И жезл этот возьмёшь в руку свою и сделаешь им знамение. И пошёл Моисей и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду же и возвращусь к братьям моим, которые в Египте и посмотрю, живы ли они ещё. И сказал Иофор Моисею: иди в мире».---


Рецензии