Донские казаки в войнах с Турками во конце 19 в
Во время Крымской войны с 1853 по 1856 годы войско Донское выделило 87 конных полков и 14 конно-артиллерийских батарей. Как и в Отечественной войне 1812 года, было сформировано ополчение, которое, наряду с действующими полками, активно действовало на фронтах Крыма и Кавказа. В начале войны в Отдельном Кавказском корпусе находилась одна Донская артиллерийская батарея из восьми орудий и 21 Донской казачий полк с общим числом 16,457 военнослужащих.
Интенсивные боевые действия развернулись в Закавказье. 2(14) ноября 1853 года донские казаки, под командованием генерал-майора И. М. Андроникова, одержали победу над 40-тысячным отрядом турецкого командующего Абди-Паши в селе Баяндур, а 6–7 (18–19) ноября — в селе Ацхур. 19 ноября (1 декабря) казаки приняли участие в сражении при Башкадыкларе в составе отряда генерал-майора В. О. Бебутова и нанесли поражение основным силам турков, уничтожив 36 тысяч человек и 46 орудий. С наступлением зимы боевые действия прекратились.
К весне 1854 года турецкая армия под командованием Мустафы-Зариифа-паши была усилена и насчитывала около 120 тысяч человек, она приступила к наступлению. 27 мая (8 июня) 12-тысячный турецкий авангард подошёл к Батуми, но был остановлен 3-тысячным русским отрядом под командованием генерал-майора И. М. Андроникова, который сумел отбросить врага. 4(16) июня, получив подкрепление, русские и турецкие войска вновь столкнулись на реке Чолок, где русское командование удачно разместило свои силы и артиллерию, что не дало противнику развернуть кавалерию. Русские войска разгромили 34-тысячный Батумский отряд турок, предотвратив их захват Батуми. В этом сражении отличился Донской казачий № 11 полк, который 11 марта 1855 года получил Георгиевское знамя за свои заслуги в бою против турок 4 июня 1854 года.
17(29) июля русские войска численностью 3,5 тысячи человек под командованием генерал-лейтенанта К. К. Врангеля во встречном бою на Чингильском перевале разгромили 20-тысячный турецкий корпус, защищавший город Баязет. В составе отряда Врангеля находились 7 сотен казаков из № 4 и № 23 полков. Конная атака Донского казачьего № 23 полка под командованием полковника П. С. Хрещатицкого решила исход сражения, в котором выделился войсковой старшина И. И. Костин, получивший орден Св. Георгия 4-й степени. Два дня спустя русские войска заняли Баязет.
25 сентября 1855 года Донской казачий полк № 23 был удостоен Георгиевского знамени с надписью «За отличие в сражении против турок 17 июля 1854 года на Чингильских высотах». Перелом в военных действиях в Закавказье произошел 24 июля (5 августа) во время сражения у села Кюрюк-Дара. На город Александрополь турки выдвинули свои основные силы, насчитывающие около 60 тысяч человек и 64 орудия. Генерал-лейтенанту К. К. Врангелю на помощь подошел отряд генерал-майора В. О. Бебутова, состоящий из 18 тысяч человек и 72 орудий. В этом бою отличились донские артиллеристы. В Высочайшей грамоте о награждении орденом Святого Георгия 4-й степени командира Донской конно-артиллерийской батареи № 7, полковника Филиппа Семеновича Долотина, подчеркивалось, что под его командованием батарея «на нашем левом фланге в самом начале боя заставила отступить 12 легких турецких орудий, затем, действуя против них с фланга, заставила их отойти за фронт своих колонн. Далее батарея была выдвинута на 80 сажень от двух неприятельских колонн, атаковавших нашу кавалерию, и с помощью картечных выстрелов отразила их атаки, что способствовало переходу нашей кавалерии в наступление; в результате действий своей батареи полностью расстроили правый фланг противника и завершили его поражение». 30 августа 1856 года награду получила и Донская конно-артиллерийская легкая батарея № 7 — Георгиевский штандарт с надписью «За отличие в 1854 году». В этом бою проявили выдающееся мужество и героизм казаки Донского казачьего полка № 20, которые первыми ворвались в лагерь турецких войск и захватили 3 знамени, орудия и более 200 пленных. 30 августа 1856 года император Александр II наградил Донской казачий полк № 20 Георгиевским знаменем с надписью «За отличные подвиги в сражении при Кюрюк-Дара 24 июля 1854 года».
Поражение турецкой армии у села Кюрюк-Дара стало важной военной и политической победой русских войск. Турецкая армия прекратила активные боевые действия в Закавказье, но и русская армия, истощенная постоянными сражениями, была вынуждена перейти к стратегической обороне. Весной 1855 года боевые действия возобновились. Русские войска получили подкрепления, были сформированы новые казачьи полки и артиллерия, командование над донскими полками осуществлял походный атаман генерал-майор Я. П. Бакланов. Войска под командованием генерала от инфантерии Н. Н. Муравьева, оттеснив Баязетский и Ардаганский турецкие отряды к городу Эрзеруму, начали осаду Карса, которая длилась почти полгода, и 16 (28) ноября гарнизон Карса сдался. Главную роль в взятии Карса сыграли донские казаки. Боевые действия в Закавказье завершились победой русской армии.
Разгром турецкого флота в сражении при Синопе эскадрой адмирала П. С. Нахимова 18 (30) ноября 1853 года ускорил вступление Англии и Франции в войну на стороне Турции. 23 декабря 1853 года (4 января 1854 года) флот союзников вошел в Черное море и начал движение на Варну, Одессу и Крым.
2 (14) сентября 1854 года англо-французские войска высадили десант в районе Евпатории. Из Мариуполя в Крым с форсированным маршем выступила казачья бригада под командованием генерал-майора Ивана Никифоровича Краснова. Казаки несла аванпостную и сторожевую службу в районах Евпатории, Бахчисарая и Севастополя. Русские войска под командованием адмирала А. С. Меншикова 8 (20) сентября на реке Альме потерпели поражение и отступили к Севастополю, а затем к Бахчисараю, оставив город на произвол судьбы. Однако некоторые донские казаки остались в Севастополе и приняли участие в 349-дневной обороне города. Среди героев Севастопольской обороны выделялся донской казак Осип Иванович Зубов. Его формулярный список дает яркое представление о его жизни, службе и подвигах. О. И. Зубов родился в 1800 году в станице Перекопской, в 1823 году вступил в службу казаком в полк подполковника М. Е. Киреева, затем семь лет служил в полку полковника П. С. Хрещатицкого в Царстве Польском. В 1832 году по высочайшему повелению он был награжден золотой медалью «За спасение погибающих» и денежной наградой в размере 50 рублей ассигнациями (за спасение беременной женщины).
О. И. Зубов участвовал в боевых действиях на Кавказе в составе полка под командованием генерал-майора И. И. Жирова, а в 1848 году уволился в отставку после 25 лет службы. Когда началась Крымская война, он снова поступил на военную службу и был назначен в Донской казачий № 67 полк. После сражения на реке Альме его полк покинул Севастополь, но Зубов остался командовать третьим бастионом под руководством контр-адмирала А. И. Панфилова. 25 ноября 1854 года он вместе с матросами П. М. Кошкой, И. Кузьменко и А. Болотниковым уничтожил английскую батарею на Зеленой горе, взяв в плен семь солдат и одно орудие. За этот подвиг ему был вручён Знак отличия Военного ордена (Георгиевский крест).
5 декабря 1854 года казак Зубов и матрос Кошка возглавили отряд из 150 матросов, который напал на английскую батарею и разгромил её. В этом бою Зубов получил ранение в висок, но не покинул поле боя. Возвращаясь к своим, он захватил английского штаб-офицера. Благодаря ходатайству кн. Васильчикова, Зубова повысили в звании до урядника, а ему и матросу Кошке пожаловали Благословенные кресты.
Благословенный крест — редкая награда, вручённая императрицей Александрой Фёдоровной. В начале Крымской кампании она отправила в армию 12 крестов для честей храбрых воинов. Крест серебряный, размерами сопоставимый с наградным крестом для духовенства, носился на Андреевской (голубой) ленте. На лицевой стороне изображен распятый Христос и святые Архангел Михаил, Георгий Победоносец и Николай Чудотворец, а на обратной — надпись: «Бог нам прибежище и сила, а спасет крест».
Зубов участвовал в множестве операций против врага. 6 июня 1855 года, после 4-й бомбардировки Севастополя, английские и французские силы в количестве 44 тысяч человек атаковали бастионы Корабельной стороны, но были с большими потерями оттеснены. За отличия в бою Зубов получил Георгиевский бант, однако 24 июня он был серьёзно ранен и отправлен в госпиталь. В 1858 году он вновь присоединился к Донскому казачьему 14-му полку и был отправлен на Кавказ, но информация о дальнейшей службе Зубова отсутствует.
Военные действия в Крыму приняли позиционный характер. Чтобы активизировать их, англо-французское командование разработало план вспомогательных операций на Азовском море с целью захвата важных городов, таких как Ейск, Бердянск, Мариуполь, Геническ и Таганрог, где сосредоточилось множество продовольственных запасов для армии. В случае успеха это могло изменить стратегическую обстановку в регионе. Союзники собрали экспедиционный корпус из 16,400 солдат и офицеров, 11 батарей и флот из 57 судов.
Основная нагрузка по защите Приазовья легла на небольшие гарнизоны и донских казаков. 12 мая 1855 года союзная эскадра вышла из Камышевой бухты, прошла через Керченский пролив и достигла Керчи, где русские войска, разрушив склады, покинули город. Англичане и французы без боя захватили Еникале, что добавило им уверенности. 20 мая флотилия, состоящая из 11 судов, подошла к Таганрогу.
Оборона Таганрога и северо-восточного Приазовья была поручена походному атаману донских казаков генерал-лейтенанту Ивану Ивановичу Краснову.
От Мариуполя до Таманского полуострова были установлены казачьи пикеты и создана система сигнализации и оповещения. Эти усилия позволили контролировать передвижения противника, не позволяя ему проводить высадку десантов на побережье и осуществлять разведывательные операции. В марте 1855 года генерал И. И. Краснов усилил гарнизон Таганрога, передислоцировав сюда Донской казачий № 68 полк из Новочеркасска. Появление неприятеля у Таганрога не стало для русских вестей неожиданностью, и они начали готовиться к защите города.
21 мая союзной эскадре пришло подкрепление: 7 пароходов и множество вооружённых малых судов. Англо-французское командование направило парламентёров с требованием сдать город и вывести войска, угрожая артиллерийским обстрелом и десантированием, если требования не будут выполнены. Генерал-лейтенант И. И. Краснов, присутствовавший на переговорах, с дерзостью ответил: «Пусть попробуют взять! Военная честь не позволяет сдаться без боя». Он предложил союзникам не бомбить город, а встретиться в открытом бою.
23 мая после интенсивной бомбардировки противник начал высадку крупного десанта, насчитывающего до 300 человек. Под прикрытием растительности десант начал подниматься в город, но встретился с огнём гарнизонной роты под командованием подполковника Македонского. Столкнувшись с трудностями при поддержании огневой контрбатарейной борьбы, русские стрелки перешли к штыковой атаке и отбросили противника в море, который был вынужден спасаться на шлюпках.
Командир Донского казачьего № 66 полка Кострюков также отказался поддаться требованиям англо-французов относительно Мариуполя. В ответ на это союзники начали бомбардировку города и несколько раз пытались высадить десант на берегу Кальмиусского лимана. Казаки стойко отражали попытки противника захватить плацдарм и добиться оперативного успеха. С конца мая до начала июля противник без перерыва обстреливал приазовские города и пытался высадить свои войска на побережье. В это время русское командование также перебрасывало дополнительные силы в регион: в Таганрог пришла Донская казачья № 2 легкая артиллерийская полубатарея, а также были передислоцированы Донские казачьи № 70, 74 и 76 полки и сформировано ополчение из местных жителей, в то время как регулярные войска шли из внутренних губерний.
Утром 12 июля генерал-лейтенант И. И. Краснов получил сообщение от командира Донского казачьего № 70 полка подполковника Демьянова о том, что в гирлах Дона села на мель английская канонерская лодка «Джаспер». Демьянов запросил две пушки для поддержки, чтобы захватить английское судно, находившееся в семидесяти саженях от берега. Краснов отправил ему на помощь казаков под командованием подполковника Божковского и две пушки. Сильный восточный ветер, известный казакам как «Астраханец», снизил уровень воды в реке, что привело к тому, что «Джаспер» опрокинулся. Взявшись за дело, казаки завязали перестрелку с командой канонерской лодки, которая продолжалась до вечера.
К попыткам помочь англичанам присоединился 18-пушечный корвет, но мелководье не позволило ему подойти ближе, и он ограничивался обстрелами казаков. Подполковники Демьянов и Божковский собрали отряд охотников, которые, подвергаясь огню противника, заплыли к канонерской лодке. Когда казаки достигли «Джаспера», оказалось, что судно было оставлено без команды, а её личный состав спешил удалиться на шлюпках к корвету. Казаки сняли с «Джаспера» флаги, пушки и боеприпасы, а затем подожгли лодку. В этом сражении, как отметил генерал-лейтенант И. И. Краснов, выдавались храбростью командира полков Демьянова и Божковского, войскового старшины Афанасьева и есаула.
Есаул Кутейников, сотник Стоцкий и его сын – сотник Николай Краснов сыграли важную роль в захвате и уничтожении канонерской лодки «Джаспер» донскими казаками, что значительно повысило моральный дух гарнизона и жителей Таганрога.
Тем не менее, союзники не сдавались и в течение июля и начала августа неоднократно обстреливали город, пытаясь высадить десант в различных районах Восточного Приазовья, но все их попытки оказались безуспешными. Защитники Таганрога получили поддержку: из Ростова были доставлены восемь 24-фунтовых карронад, которые немедленно были установлены на батареи. Также подошла резервная бригада под командованием генерал-майора барона фон Э. Х. Лейна.
19 августа англо-французская эскадра вновь появилась на рейде Таганрога и начала бомбардировку города. В ответ русская береговая артиллерия открыла огонь, который оказался неожиданным, энергичным и точным, что заставило эскадру быстро уйти на безопасное расстояние. На протяжении следующих дней союзники продолжали обстреливать город, но береговая артиллерия не позволила им приблизиться на дистанцию, где можно было бы эффективно стрелять.
Последняя артиллерийская дуэль состоялась 31 августа и чуть не обернулась трагедией для И. И. Краснова: английское ядро упало всего в двух шагах от генерала. В своих воспоминаниях генерал-лейтенант И. И. Краснов отмечал: «Это было последнее ядро, упавшее на таганрогскую землю». В тот же вечер англо-французская эскадра покинула таганрогский рейд, навсегда удалившись в море. За успешную защиту Таганрога и Восточного Приазовья генерал-лейтенант И. И. Краснов был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами.
Хорошо организованная оборона Азовского побережья сорвала планы противника — ни один город Приазовья, защищаемый казаками, не был захвачен. Защита Таганрога и уничтожение английской паровой канонерской лодки «Джаспер» стали одними из легендарных событий Крымской войны и участия донского казачества в ней.
Российские войска, несмотря на свои организационные и технические недостатки, проявили мужество и героизм солдат, офицеров, генералов, адмиралов и казаков, хотя это не смогло предотвратить поражение Российской империи в Крымской войне. Конфликт завершился подписанием Парижского мирного договора 30 марта 1856 года, который ограничивал Россию в наличии военного флота в Черном море и запрещал строить крепости на побережье.
При подписании договора возникли споры относительно Севастополя — военно-морской базы Черноморского флота России. Страны-победительницы настаивали на том, чтобы сделать его свободным портом для иностранных судов, что ставило южные границы России под угрозу. Тем не менее успешные военные действия в Закавказье и захват донскими казаками Карса укрепили позиции России на переговорах. В результате долгих и сложных переговоров Карс был «обменян» на Севастополь: город был возвращен Турции, а Севастополь остался российским, закрытым для иностранного мореплавания.
26 августа 1856 года император Александр II наградил Донское войско Георгиевским знаменем с надписью: «За храбрость и примерную службу в войне против французов, англичан и турок в 1853, 1854, 1855 и 1856 годах… как знак новой воинской почести, среди прочих наград, дарованных нашим Августейшими предками». Донским казачьим батареям № 13 и № 14 были вручены знаки отличия на головные уборы с надписью: «За отличие в 1854 году». Для награждения казаков, офицеров и генералов, принимавших участие в Крымской войне, правительство изготовило и отправило в Донское войско 187909 медалей. Эта медаль носилась на ленте орденов Св. Георгия Победоносца, Св. Андрея Первозванного и Св. Владимира.
Использованы материалы учебника Истории Донского казачества А. В. Венкова.
Свидетельство о публикации №225082600322