10. Восходящий и нисходящий методы познания

Существуют два противоположно направленных метода познания: восходящий и нисходящий.

• Восходящий метод заключается в том, что изначально человек имеет минимум представлений о предмете познания и в процессе собственных исследований — наблюдений, измерений, опытов и расчётов — постепенно накапливает знания.

Восходящему методу соответствует логическая индукция — умозаключение, идущее от частных данных к общему выводу.
Например, из частных наблюдений за отдельными людьми мы видим, что каждый из них не может жить без воздуха. Отсюда мы делаем общий вывод: всем людям для жизни необходим воздух.

• Нисходящий метод предполагает наличие уже существующего источника знаний, к которому обращается человек. Так знание нисходит от учителя к ученику, из книги к читателю.

Нисходящему методу соответствует дедукция — умозаключение, идущее от общей истины к частным выводам.
Имея общее знание о том, что всем людям для жизни нужна вода, мы делаем частный вывод: Ивану, как человеку, чтобы жить, также необходимо пить воду.

Представим школьника, которому задали на дом сложную математическую задачу. Его личные попытки решить её — это восходящий метод. Но если он не справляется и родители помогают ему, объясняя решение, — это пример нисходящего метода.

В повседневной жизни мы чаще всего используем нисходящий метод. Когда хотим узнать что-то новое и необходимое, мы обращаемся к существующим источникам знаний, которым доверяем. Затем проверяем это знание на практике. Однако нередко мы прибегаем и к восходящему методу — когда знание рождается в процессе нашего собственного опыта, путём проб и ошибок.

Восходящий метод идёт от опыта к истине, нисходящий — от истины к опыту.

• Наука и религия

В основе науки лежит восходящий метод / индукция. Учёные исследуют частные явления, собирают факты и на их основе формулируют общие теории и законы. Теории, в свою очередь, применяются дедуктивно для объяснения частных явлений.

Религия, напротив, основана на нисходящем методе / дедукции. Согласно религиозным представлениям, изначальное знание нисходит в форме Откровения свыше либо через опыт озарения, просветления основателя религии. После этого, отталкиваясь от общих духовных истин и ценностей, делаются выводы о том, как применять их в частных случаях.

Наука, опираясь на восходящий метод, непрерывно накапливает новые знания и делает открытия, погружаясь во всё более фундаментальные уровни познаваемой реальности.

Религия, в отличие от науки, уже изначально содержит в себе фундаментальные истины. Поэтому у неё нет цели совершать новые открытия. Религия главным образом уточняет и разъясняет смысл исходных истин, а в остальном её задача — сохранить и передать уже имеющиеся знания.

Наука движется от опыта к истине, религия — от истины к опыту.

Оба метода дополняют друг друга, оба применяются и в науке, и в религии, но отличаются исходными точками.

• Вопрос о смысле жизни

Естественные науки изучают то, как устроен мир, но вопрос смысла жизни лежит вне области их познания, они просто не ставят цели его нахождения.

Если спросить биолога: «В чём смысл жизни?», единственное, что он может ответить в рамках биологии: смысл — в сохранении и продолжении жизни. Иными словами, уже знакомая нам версия: «Смысл жизни в самой жизни».

Естественные науки нам мало чем могут помочь. Но это не значит, что для нас не применим восходящий метод в философском и психологическом ключе — для изучения ценностного аспекта  жизни человека.

Люди всегда живут ради чего-то — такова наша природа. И, как отмечалось ранее в главе «Истина внутри нас», половина ответа на вопрос, который мы ищем, уже находится в нас самих — в качестве наших внутренних потребностей.

Поэтому искать объективный смысл жизни мы начнём с восходящего метода: наблюдая за опытом человеческих устремлений, чтобы на основе частных фактов прийти к общей истине.


Рецензии