6. 10. 3 Для чего нужна свобода?

                Для чего нужна свобода?

 «598. Человек   не может преобразовываться, не будучи свободным, потому что о родится во зле всякого рода, которое, чтобы спастись человеку, должно быть от него удалено, но удалено оно быть не может, если человек не видит его в себе, не сознаёт его, не перестаёт хотеть его и, наконец, не гнушается его: тогда только зло удаляется. Это не могло бы быть, если бы сам человек не находился как во благе, так и во зле, потому что посредством блага он может видеть зло, но посредством зла не может видеть блага: духовное благо, о коем человек может мыслить, им узнаётся ещё с детства, из чтения Слова и слушания проповедей, а благо нравственное и гражданское узнаётся им живучи в мире. Вот почему, во-первых человек должен быть свободен; во-вторых же, потому, что человеку присваивается только то, что делается им по внутреннему чувству (affection), принадлежащему любви. Многое другое, правда, может войти в дух его, но собственно только в мысль, а не в волю его, а что не входит в самую волю человека, то не становится его собственностью, потому что мысль извлекает всё своё из памяти, а воля извлекает всё своё из самой жизни.

Никогда нет свободы в том, что не исходит от воли, или, что то же, от чувства, принадлежащего любви. Всё, что человек хочет и любит, он делает свободно, из чего следует, что свобода человека и чувство, любви или воле его принадлежащее, составляют одно. Итак, человеку дана свобода на то, чтобы он мог любить … истину и благо, дабы, таким образом, истина и благо могли стать его собственностью. Словом, всё, что не входит в человека свободно … , не остаётся в нём, потому что оно не принадлежит его любви или его воле, то не принадлежит его духу, ибо самая сущность … духа человеческого есть любовь или воля: сказано любовь или воля, ибо что любит человек, то он и хочет. Вот причины, по которым человек не может преобразовываться, не будучи свободным».

                Что же получается, что воля послушное орудие любви человека? Она может быть направлена и на добро, и на зло?

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  333).


Рецензии