Глава 7
Но проносится мгновенно,
Так живи, чтоб не напрасно,
Дни промчались полноценно!
Это четверостишье со школьных лет было девизом для Дмитрия. Он был глубоко уверен, что если старательно учиться, затем ответственно относиться к своей работе, то все мечты, которые вынашиваешь – сбудутся. Но мы – поколение семидесятых, заканчивали школы в Советском Союзе, а вот молодую жизнь строили уже в эпоху капитализма. Ценности, которые прививали нам при построении социализма, разнились с теми запросами, которые предъявляли строители капитализма. И это почувствовали все.
Общество пребывало в какой-то прострации. Постоянный рост цен. Разгул преступности. Невыплаты заработной платы.
Но Дмитрий как будто находился в капсуле. Капсуле своего мира, огражденный от всей той грязи, которая бурлила в те годы.
Повышенная стипендия после первого семестра, а затем Решетневская стипендия, которую получал студент, была ненамного ниже зарплаты инженера на среднестатистическом предприятии, тем более, что в отличии от зарплат на заводах, выплачивалась ежемесячно. Так что финансово молодой человек себя обеспечивал уже в студенческие годы. Кроме того, Дмитрий дополнительно подрабатывал ремонтом радиоэлектронной бытовой техники.
Учеба была не в тягость, но хотелось большего.
На четвертом курсе Дмитрий принял решение, что останется в институте, после защиты диплома. Он устроился на кафедру систем автоматического управления, сокращенно САУ.
В то время в российской науке было недофинансирование, но Дмитрий мечтал об открытиях. Преподавание велось фанатами своего дела, которые за небольшую зарплату прививали повесам любовь к знаниям.
Позже Дмитрий с благодарностью вспоминал своих учителей, которые дали основное знание для инженера – умение находить нужную информацию в любом вопросе.
В это же время вместе со Славой И. молодые люди активно занимались музыкой. Осваивали классический стиль игры на гитаре. Слава брал уроки игры у одного из преподавателей из училища искусств, а Дмитрий у Вячеслава.
Однажды в компании одноклассников смотрели телевизионную рекламу, в которой Леня Голубков с акциями АО «МММ» в руке под звуки Кубинского танца радостно скакал по лужам. После рекламы Дмитрий взял гитару и исполнил произведение.
– Вау!!! Это мой ученик! – гордо сказал Виталий П., который действительно на первом курсе давал уроки первых аккордов Диме.
Дмитрий с улыбкой по-доброму вспомнил Славу И.
Была, конечно, первая любовь, но так как она не выросла в создание семьи, то и останется делом двоих, на широкий круг общественности автором не выносится.
Однажды зимой, возвращаясь поздно домой, Дмитрий шел по улице Маерчака. В районе бань – да-да, тогда еще были на Маерчака общественные бани! – к Мите пристали двое. Причем получилось, что, погруженный в думы молодости, он этих двоих даже не заметил. Два рослых парня, на голову выше студента.
– Эй, мужик, притормози, – услышал он окрик за спиной.
Дмитрий развернулся, машинально встал в боксерскую стойку.
– Снимай шапку, – сказал один из верзил.
– Э, да он каратист. Ха-ха, – сквозь зубы бросил второй и тут же ударил ногой маваши-гери в район корпуса.
Студент принял ногу на блок рукой, затем сделал жесткую подсечку.
Послышался стук падающего тела.
Не раздумывая, Дмитрий развернулся и бросился бежать. Остановился только добежав до улицы Железнодорожников.
– Да уж, прогулялся, – переводя дух, подумал Дмитрий. Но потом улыбнулся. Не зря на панкратионе пару раз разбивал нос.
Но после этого случая старался вечером возвращаться домой, а если задерживался до полуночи, то оставался с ночевкой.
– За выдающиеся достижения в учебе и научных исследованиях Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию назначает Кряжеву Дмитрию Васильевичу стипендию Президента Российской Федерации.
Этот приказ был по странной прихоти чиновников вуза зачитан уже при вручении дипломов в феврале 1997 года. Тогда студенты института учились пять с половиной лет, завод ВТУЗ как-никак. Но стипендию Дмитрий начал получать в 1995 году.
– Награждается Кряжев Дмитрий Васильевич именной городской Премией молодым талантам 1996 года, – на сцене мэр города Красноярска, В.А. Поздняков. Дмитрий выходит бледный, за два часа до вручения сделал себе промывание желудка, так как отравился в студенческой столовой за день до награждения.
Классная преподаватель, математик Людмила Николаевна, увидела фото с этого мероприятия в какой-то газете и гордо показывала своим ученикам, когда собирались на пятилетие окончания школы.
После пятого курса принял присягу на военных сборах, получая офицерское звание. Пиджак, так сказать, стал. Получил увольнительную, приехал домой, но мама уехала на дачу, а денег в обрез, только чтобы добраться обратно в часть. Доехал до Славы И., он оказался дома.
– Слава, пустишь переночевать?
– Да не вопрос, только меня весь день дома не будет, вот ключи. Вечером увидимся.
Вечером сидели вдвоем, болтали о девушках, жизни. Строили планы. Слава тогда с отцом начинали бизнес. Звал работать с ними. Но у Дмитрия были другие планы. Он хотел поступать после защиты диплома в аспирантуру.
– You are in the Army Now, – пропел, подыгривая на гитаре, Слава слова из песни группы Status Quo.
– Да ладно, посмотрим. Я бегать не буду, призовут, так пойду, – ответил Дмитрий.
Вечер прошел в разговорах.
– Как замечательно, что мы молоды и есть такие друзья, – думал Дмитрий засыпая.
Было много достойных, забавных и не очень моментов в те замечательные годы студенческой жизни.
Но в самые тяжелые моменты жизни и тогда, и после, у Дмитрия всегда были два верных способа пережить стресс: скалы и гитара. И оба этих хобби появились в жизни Дмитрия с участием Славы.
Свидетельство о публикации №225082600599