Чеченские башни, крыша МIайла, камень ЦIурку

Чеченские башни, крыша МIайла, камень ЦIурку и солнце: древняя космология чеченцев

Чеченские башни имели пирамидальную кровлю, увенчанную конусообразным камнем — ЦIурку. Его установка считалась событием особым: помимо платы хозяин башни обязан был подарить мастеру быка. Этот дар имел ритуальный смысл, ведь бык символизировал силу, плодородие и солнечный цикл. Для земледельцев его рога обозначали два предела годового пути солнца — зимнее и летнее солнцестояния, делившие год на две равные части.

В самом слове «ЦIурку» заключена космологическая символика. Основа «ЦIу» обозначала ангела солнца и также употреблялась в значении «жрец»; она состоит из двух корней: «цIе» — огонь и «Iу» — пастух, опекун, то есть буквально «опекун огня». Вторая часть — «Ку» — вероятно восходит к слову «Кур», означавшему голову, рог или вершину. Мы предполагаем, что в древности этим именем называли и вершину горы ТIули лам (Тебулосмта) — «вершину горы ангелов». Всё это подчёркивает статус камня как венчающего элемента, связанного с солнцем.

Башни возводились преимущественно в высокогорных и предгорных районах и служили жилыми, оборонительными и сигнальными сооружениями. Но помимо практических функций они обладали и сакральным смыслом. Крыша боевых и сторожевых башен называлась «МIайла». Слово «МIайла» образовано от корня «МIа», означающего «верхний, верховный», который, в свою очередь, возможно восходит к более древней форме «МаIа» — «рог», традиционно символизирующий вершину. От этого же корня происходит и название горного края МIайста в Чечне, что переводится как «верхний край». Здесь же находится та самая гора — ТIули лам, высочайшая в Чечне.

По нашему толкованию, её имя связано со вторым именем ангела солнца — ТIур, которое можно передать как «тIиера Iу» — буквально «верхний опекун». Вероятно, в древности вершину этой горы называли «Кур» и почитали как священную гору ангелов.

Эта символика не случайна. Пирамидальная кровля чеченских башен, египетские пирамиды и знак Дингир в шумерской культуре, вероятно, отражают один и тот же космологический принцип. Эти элементы — от формы пирамиды до венчающего камня — связаны с астрономическими циклами. Так, четыре треугольника пирамидальной кровли в сумме дают 720 градусов, что символически соответствует 720 минутам — 12 часам солнечного дня. Это перекликается с традициями чеченцев, шумеров и египтян, которые делили сутки на две половины по 12 часов.

Треугольная форма имела значение и в шумерской клинописи. Она воплотилась в знаке Дингир — символе неба и божественного начала. Изначально он представлял собой крест в круге, который делил окружность на четыре треугольника — ту же схему мы находим и в чеченских петроглифах. Такое деление символически соответствовало 12 часам солнечного дня. Позднее знак приобрёл форму звезды из четырёх продолговатых клиньев-треугольников. Поэтому, подобно пирамиде, он выражал не только течение времени, но и связь с солнцем, светом и небесным порядком.

По тому же принципу пирамидальная кровля чеченских башен с венчающим камнем ЦIурку являлась символом солнца и времени. Четыре её треугольника соответствовали сторонам света и образовывали подобие солнечных часов, а конусообразный камень на вершине воплощал символ ангела солнца. Его сакральное значение подтверждала традиция обязательного дара мастеру в виде быка, что указывает на глубинный ритуальный смысл установки венчающего камня.

Таким образом, пирамидальная крыша башен, камень ЦIурку, египетская пирамида и знак Дингир объединяются в единую космологическую систему. Она отражает не только архитектурные особенности, но и древние мифологические представления о солнце, свете, времени и небесном порядке. Чеченские башни, подобно пирамидам, были символическим образом горы: как на вершине священной горы Кур обитали ангелы, так и на вершине башни устанавливался венчающий камень — знак связи с солнцем и солнечным светом.

Ber’s Erk Neberu


Рецензии