Забота о совести взгляды Перкинса на совесть

ЗАБОТА О СОВЕСТИ: АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ УИЛЬЯМА ПЕРКИНСА НА СОВЕСТЬ И ЕГО ПРАКТИКУ ЗАБОТЫ О ДУШЕ
Лукас Сабатье Маркес Лейте

Вступление

Нечистая совесть 1   -это маленький ад внутри человека.2 Её можно сравнить с «червём, который никогда не умирает, но всегда лежит, грызя, хватая и дёргая за сердце человека... и причиняет больше боли и страданий, чем любая болезнь в мире».3 Её обвинения подобны «вспышкам адского огня, приносящим мучения».4 Однако чистая совесть, смиренная перед Господом, для человека - «Божий рай» 5. Придерживаясь этого ясного представления о возможных состояниях совести, Уильям Перкинс (1558–1602) - также известный как «отец пуританства» - служил прихожанам церкви Св. Андрея в Кембридже с 1584 года до своей смерти. 6 Для Перкинса забота об их душах означала заботу об их совести - «самой нежной части души».7
Цель этой статьи - описать, как понимание Перкинсом природы совести повлияло на его взгляды и практику пастырской заботы о душах. Исходя из этого, я утверждаю, что для Перкинса забота о душах подразумевала служение совести и направление её к спокойной уверенности и несомненному покою, которые основаны на библейской истине и правильных благочестивых чувствах, сверхъестественным образом установленных и сформированных обновляющей благодатью Духа, ведущей к плодотворной жизни. Если
мучимая совесть - это самое близкое к аду, что есть в этой жизни, а чистая совесть - это проблеск рая, то забота о душах в первую очередь заключается в заботе об отдыхе и спокойствии совести.
Чтобы обосновать это утверждение, я сначала опишу понимание Перкинсом совести и её функций  в отношении как зла, так и добра. Во-вторых, я рассмотрю взгляды Перкинса на динамику между знанием и чувствами (интеллектом и волей), а также его методы заботы о совести. Здесь я также объясню его оценку работы Святого Духа и участия служителей Евангелия в заботе о совести. В-третьих, я проведу анализ одного из трактатов Перкинса, который даст практический, подтверждающий пример консультационной беседы. В конце концов, станет ясно, как понимание Перкинсом совести повлияло на его пастырскую практику и заботу о людях и сформировало их.

1. Уильям Перкинс и совесть

Перкинс придерживался двухкомпонентной теории души. По его мнению, Бог создал душу, состоящую из двух основных способностей: понимания и воли.8 Во-первых, понимание - это способность, с помощью которой душа рассуждает. Эта интеллектуальная способность является “более важной частью”, и она служит для управления и упорядочивания всего человека, будучи «как возница в повозке».9. Во-вторых, воля - это способность, с помощью которой душа выбирает или отвергает
что-либо. Чувства, по мнению Перкинса, хотя и являются отдельными, входят в состав воли, поскольку именно через них душа принимает или отвергает добро или зло.10. Исходя из этого двухчастного представления о душе, Перкинс поместил совесть в первую из этих способностей - разум.

1.1. Что такое совесть?

Совесть, по мнению Перкинса, является частью разума и присуща всем разумным
существам - людям и ангелам.11 Разум состоит из двух частей: во-первых, теоретического понимания посредством во-первых, теоретическое понимание, с помощью которого
каждое конкретное действие рассматривается и оценивается как хорошее или плохое. Совесть относится ко второму типу, поскольку она способна оценивать добро или зло в поступках человека.12. Как часть разума или понимания, совесть представляет собой «естественную силу, способность или созданное качество, из которого как следствие проистекают знание и суждение».13 Эта точка зрения отличалась от распространённого в схоластике представления о том, что совесть - это простое знание или суждение
разума. Фома Аквинский утверждал, что, поскольку совесть можно игнорировать, а силу
игнорировать нельзя, из этого следует, что совесть - это не сила и не способность, а действие - «определённое высказывание разума».14 Однако Перкинс был с этим не согласен.
Причина, по которой Перкинс считал совесть способностью, кроется в описаниях
её работы в Священном Писании. Другими словами, поскольку Библия приписывает совести такие действия, как обличение, оправдание, утешение и устрашение, то рассматривать совесть как действие было бы ошибкой.15 Действия не совершают действий. Таким образом, совесть - это нечто большее, чем логические умозаключения, которые делает разум. Прямо отвечая на аргумент Фомы Аквинского, Перкинс утверждает, что если бы совесть можно было утратить, то только в том, что касается её использования, - точно так же, как пьяный человек теряет рассудок.16 Ведь совесть - это сила, а не просто действие разума.
Таким образом, совесть для Перкинса - это данная Богом способность (или свойство), присущая всем разумным существам, и её цель - выступать в качестве арбитра между Богом и человеком, то есть выносить суждение в пользу или против существа.17 Совесть имеет божественную природу, поскольку она была “помещена Богом в середину между Ним и человеком”, чтобы либо “говорить с Богом против человека, в которого она помещена”, либо соглашаться и говорить с ним перед Богом.18 Чтобы поддержать свой аргумент, Перкинс обращается к этимологии латинского слова  conscientia, которая “является тем, что объединяет двух вместе и составляет их  партнёрами в познании одного и того же секрета». Поскольку такое сочетание возможно только между Богом, Который знает обо всех поступках человека, и человеком, Перкинс приходит к выводу, что совесть - это Божественный дар, благодаря которому творение «знает вместе с Богом то же, что и он сам» 19. Являясь составной частью интеллектуальных способностей, совесть знает вместе с Богом, а значит, способна заявлять и выносить суждения о своих поступках.

1.2  Действия совести

Истинная цель совести - выносить суждения о конкретных мыслях, чувствах и поступках. Совесть оценивает то, что было или не было сделано, то, что можно или
нельзя сделать, а также то, было ли сделанное хорошо или плохо.20 Бог дал совесть
для того, чтобы «объявлять и приводить в исполнение Свой суд над грешниками; и как Бог не может быть побеждён человеком, так и суд совести, будучи судом Божьим, не может быть полностью уничтожен».21 Таким образом, совесть выполняет две функции: она свидетельствует и выносит суждение.22
Во-первых, в Писании совесть описывается как свидетель (Рим. 2:15), как тот, кто свидетельствует (2 Кор. 1:12). По мнению Перкинса, этот свидетель постоянно оценивает мысли, чувства и внешние действия человека, наблюдая за ними и обращая на них внимание, а также тайно сообщая обо всём этом.  Совесть исходит из глубины сердца. Здесь совесть действует подобно нотариусу, который ведёт протокол
судебного заседания, чтобы можно было вспомнить сказанное и сделанное.23
Во-вторых, совесть действует как судья, определяя, хорошо или плохо были сделаны те или иные поступки. Перкинс считает, что совесть - это «маленький бог, сидящий в сердце человека и обличающий его в этой жизни так же, как он будет обличать его за проступки перед престолом вечно живого Бога в день суда».24 Основываясь на таких отрывках, как 1 Иоан. 3:20 и 1 Кор. 4:4, Перкинс рассуждает о том, что если
сердце человека (совесть) обличает его в этой жизни, то тем более Бог осудит его в
последний день. Вынося суждение, совесть действует с эсхатологическим  предвосхищением, позволяя оценить текущее состояние человека и дать ему возможность покаяться до того, как эта возможность будет утрачена.
Такое суждение вызвано тем, что совесть находится во власти Того, Кто
заставляет её либо оправдывать хорошо сделанное, либо обвинять в грехе. Поскольку Бог - Творец и конечный Судья совести, её истинным ограничителем является Его Слово, Писание, которое обладает абсолютной силой и властью ограничивать и побуждать совесть через нравственный закон (то есть Десять заповедей) и Евангелие (которое повелевает верить, обещая праведность и жизнь вечную).25. Кроме того, существуют ложные ограничители, такие как человеческие законы, клятвы и обещания. Они не обладают внутренней силой или добродетелью, чтобы ограничивать совесть, но они делают это благодаря Божьему Слову.26
Совесть выносит суждение с помощью практического силлогизма. Согласно Рим. 2:15, существуют рассудительные или спорящие мысли, которые обвиняют или оправдывают. Здесь совести помогает разум, который хранит записи о законах и принципах, а также память, которая напоминает о конкретных действиях, совершённых или не совершённых. Таким образом, с помощью этих вспомогательных средств совесть выносит суждение с помощью силлогистической аргументации. Например, (1) разум говорит: «Каждый убийца проклят»; (2) совесть, подкреплённая памятью, говорит: «Ты совершил убийство»; (3) следовательно, «ты проклят» приговаривает совесть.27 Таким образом, совесть судит о прошлом (о том, что было сделано) и о будущем (о том, что может быть сделано), обвиняя и осуждая или оправдывая и освобождая.28
Совесть, по мнению Перкинса, может быть либо доброй, либо злой. Злая совесть - это совесть, осквернённая и испорченная первородным грехом. Более того, она злая, потому что причиняет боль и страдания чувствам и эмоциям человека. Злая совесть широко распространена среди людей из-за распространения первородного греха. Тот, кого коснулся первородный грех, естественно, страдает от угрызений совести, которые
обвиняет и осуждает естественного человека со всей своей мощью, хотя в совести и остаётся некоторый уровень общей добродетели в той мере, в какой она служит инструментом для исполнения Божьего правосудия.
Как объясняет Перкинс, злая совесть может быть либо мёртвой, либо пробуждающейся.29 Во-первых, мёртвая совесть способна только обвинять, но она безмолвствует, обвиняя лишь изредка, если вообще обвиняет. Эта мёртвая совесть бывает двух видов: спящая совесть, которая обвиняет человека только в тяжких или смертных грехах, и притуплённая совесть, которая вообще не обвиняет, даже в тяжких грехах.30 Во-вторых, есть беспокойная совесть - это та, которая разумно обвиняет или оправдывает, но неуместно. Такая беспокойная совесть может неуместно обвинять за что-то хорошее или даже оправдывать зло. Кроме того, она может оправдывать на основании некоторых добрых дел, которые являются прекрасными грехами (splendida peccata), наполненными плотской «праведностью».31. С другой стороны, добрая совесть правильно выполняет действия, для которых Бог её предназначил, оправдывая и утешая в соответствии с Писанием. Самое совершенное состояние совести - когда она оправдывает, а не обвиняет. Когда совершается грех, совесть обвиняет и осуждает, когда она ранена и оскорблена. Чистая совесть - это ясная совесть, «без обид» (см. Деян. 24:16).32
Совесть становится чистой благодаря сотворению или возрождению. Во-первых, как человеческая способность, совесть уже присутствовала в Адаме до грехопадения. В состоянии невинности его чистая совесть не могла обвинять его в дурных поступках, а могла только оправдывать. Не то чтобы способность обвинять отсутствовала,
но эта склонность не находила себе применения, поскольку не было совершено никакого греха. Таким образом, Перкинс рассматривает обвинение как «порок совести» «в отношении того превосходного состояния, в котором был сотворён человек»; обвинение - это плод «разногласий и раскола между совестью и самим человеком»33.
Во-вторых, в процессе возрождения совесть обновляется и очищается верой в кровь Христа. В результате эта совесть, ранее порочная по своей природе, преображается, чтобы служить живому Богу (см. Евр. 9:14). Следовательно, возрождённая совесть хороша тем, что обеспечивает духовную и святую свободу, уверенность в спасении, прощении и вечной жизни внутри христианской личности.34 Эта благая совесть одобрительно свидетельствует о новом послушании возрождённого человека, вызывая «некие
приятные ощущения», которые «побуждают людей продолжать в том же духе» и оставаться послушными.35
Кроме того, эта добрая совесть оправдывает, очищает и защищает человека - даже перед Божественным Судьёй и против всех земных и духовных врагов - на основании знания христианином своей веры в удовлетворение, обеспечиваемое заместительной жертвой Христа. Совесть возрождённого человека направляется и освящается Святым Духом, который постоянно побуждает его исповедовать: «Я знаю, что я верю».36. Тем не менее, перед прославлением совесть возрождается лишь частично - и это объясняет,  почему она продолжает обвинять после обращения. Таким образом, совесть оправдывает христианина, убеждая его в том, что он праведен перед Богом во Христе и что он в целом стремится угождать Богу в жизни, но в то же время обвиняет его в конкретных грехах, совершённых или несовершённых, тем самым удерживая его от более тяжких и опасных грехов.37.
Таким образом, добрая совесть, к которой должен стремиться христианин, - это совесть, которая лишь оправдывает - не потому, что она мертва или недостаточно чувствительна, а потому, что человек знает и любит Бога и Его Слово и поступает соответственно. Поскольку совесть функционирует как эсхатологическое предвосхищение Божественного суда, благодать Божья проявляется в возможности покаяния. Мимолётные видения адского пламени, переживаемые с муками совести, подобны предостережениям для невозрождённого человека, чтобы он мог избежать своего проклятого состояния, доверившись Христу и Его делу. Для христианина нечистая совесть служит Божьему замыслу, вновь приводя его к покаянию и, таким образом, к жизни покоя и уверенности, наполненной плодами послушания.Именно на этой траектории - от зла к чистой совести в христианской жизни - сосредоточился Перкинс, заботясь о душах в своём пастырском
служении.

2. Уверенность и спокойствие для обеспокоенной совести

Если совесть - это не действие, а способность души (часть разума), то
забота о душах подразумевает заботу о совести. В этом разделе я покажу, что забота Перкинса о совести была направлена на обретение покоя и уверенности, а также предполагала правильное понимание истины и переориентацию чувств.
В общих чертах, забота о совести предполагает провозглашение истины, изложенной в Священном Писании, чтобы разум, как помощник совести, мог адекватно предоставить исходную посылку, содержащуюся в практическом силлогизме, и открыть воле то, что стоит выбрать. Кроме того, чувства, с помощью которых воля осуществляет свой выбор, не только лежат в основе действий, за которые совесть может осудить или оправдать, но и служат для совести источником уверенности и покоя. Таким образом, забота о совести предполагает провозглашение истины, которая успокаивает разум,
и всепоглощающую ценность Христа, которая успокаивает страсти. Благодаря работе
Духа и правильному использованию средств благодати христиане служат другим, чтобы
они могли обрести и сохранить чистую совесть и, таким образом, обрести уверенность и покой во Христе.

2.1  Уверенность, обеспечивающая покой

Забота о совести предполагает провозглашение истины Писания, чтобы разум
мог должным образом функционировать как верный помощник совести, предоставляя исходную предпосылку, содержащуюся в практическом силлогизме, и открывая воле то, что стоит выбрать. По мнению Перкинса, человеческое невежество непростительно и бывает двух видов: «невежество в отношении закона или того, что требует закон».39
Первый вид невежества - это когда человек не знает закона Божьего, писаного или естественного. Поскольку каждый человек обязан соблюдать закон Божий, это невежество никого не оправдывает. Однако если разум не знает закона, то его помощь совести будет недостаточной, и совесть не сможет должным образом осудить поступки человека. Как пишет Перкинс, «только Бог Своим Словом связывает совесть, побуждая её к каждое действие либо оправдывает благое деяние, либо обвиняет в грехе».40 Если первая посылка практического силлогизма, с помощью которого совесть выносит суждения, ошибочна (т. е. не соответствует Божьему закону), то и вывод будет неверным.
Во-вторых, незнание того, чего требует закон, относится ко второй посылке
практического силлогизма. Это незнание совершённого действия. Это невежество может повлечь за собой вину как часть действия, например, когда человек пьян и совершает преступление. Но есть и случаи безупречного невежества, например, когда человек невольно убивает другого в результате несчастного случая на стройке, о котором нельзя было знать или избежать его заранее.41 В то время как совесть могла бы справедливо оправдать человека во втором случае, в первом случае совесть не может вынести справедливый приговор за совершённые действия, поскольку они неизвестны разуму.
Таким образом, Перкинс приходит к выводу, что незнание - «серьёзное и распространённое препятствие на пути к чистой совести».42. Он добавляет: «Когда разум ошибается или заблуждается, он вводит в заблуждение совесть и обманывает всего
человека».43. Решение, которое он предлагает, заключается в углублении познания Слова Божьего: Чтобы избежать этого препятствия, мы должны стремиться к тому, чтобы ежедневно углублять познание Слова Божьего, чтобы оно обильно пребывало в нас. Для этого мы должны молиться вместе с Давидом, чтобы Бог открыл нам глаза и мы могли постичь чудеса Его закона. И при этом мы должны ежедневно искать в Писании понимания, как люди искали в недрах земли золотую руду (Притч. 2:4). Наконец, мы должны трудиться над обретением духовной мудрости, чтобы правильно использовать Слово Божье в каждом конкретном действии; чтобы, следуя ему, мы могли различать, что мы можем делать с чистой совестью, а что нет.44.
Другими словами, путь к чистой совести неизбежно зависит от знания Божьего
откровенного Слова. Забота о совести предполагает служение Божьему закону, который правильно информирует разум и помогает совести руководствоваться истиной. Стоит отметить, что такое знание следует искать и получать с помощью молитвы, то есть в зависимости от обстоятельств, поскольку Божественное откровение само по себе недоступно человеку и требует, чтобы Бог открыл нам глаза. Тем не менее Перкинс призывает к упорному и постоянному труду ради духовного понимания и духовной мудрости. Для него освящение разума происходит, когда он озаряется истинным знанием Слова Божьего. Он понимает это данное Богом озарение разума как состоящее из двух видов: духовного понимания и духовной мудрости.
Во-первых, духовное понимание - это общее постижение Писания в отношении того, что следует делать, а что нет. Во-вторых, духовная мудрость - это данное Богом благодатное средство, позволяющее человеку понять, в том числе из Слова Божьего, как
действовать и вести себя в тех или иных обстоятельствах.45 Таким образом, освящённый разум, наделённый истиной Божьего Слова, работает на опережение, направляя верующего в выборе того, что ему делать или не делать. Это вынесение адекватного приговора за конкретные действия в соответствии с Божьим законом.
На самом деле, когда разум человека просветляется, он начинает видеть - и оплакивать - свою слепоту, невежество и тщеславие.46 Истина Писания, освещённая Святым Духом, озаряет разум, помогая совести обличать грехи и побуждая человека жаждать и алкать веры во Христа и Его совершенную праведность.47 Именно через обычное служение Слова «Бог предлагает и применяет Христа со всеми Его благами к слушателям, как если бы Он призывал их по их именам». 48 Таким образом, опираясь на размышление над Писанием и молитвенную зависимость от милосердия и прощения во Христе, вера должна проявляться в делах и покаянии - и тогда «Бог даёт ощущение и
приумножение Своей благодати».49 По мере служения истине Слова Божьего совести противостоит закон, который связывает и проклинает совесть, и она утешается Евангелием, которое смягчает ее, приводя к успокоительной уверенности.50
В целом, христианин должен трудиться, чтобы обрести и поддерживать чистую совесть. Таким образом, заботиться о душах - значит помогать другим в выполнении этих двух обязанностей. Во-первых, для обретения чистой совести требуется подготовка, применение надлежащего средства и исправление совести. Благодаря служению Слова Божьего подготовка включает в себя (1) знание закона и его заповедей, (2) знание судебного приговора закона, который провозглашает проклятие за каждый грех,
(3) серьёзное исследование совести с помощью закона, с объективной оценкой своего состояния перед Богом, и (4) последующее раскаяние, возникающее в результате трёх предыдущих действий.51. Когда человек осознаёт свою потребность в исцелении, он обращается к лекарству, а именно к крови (или заслугам) Христа.
Это применение включает в себя две составляющие: проповедь Евангелия и ответную реакцию веры. Вера, которая принимает Христа и Его дары, характеризуется смирением, самоотречением и покаянием, а также решимостью, по Божьей милости, противостоять естественным сомнениям и недоверию и принять Божьи обетования
спасения во Христе как нечто, принадлежащее именно верующему человеку.52 Таким образом, при правильном применении средства совесть преображается, перестаёт обвинять и пугать, а начинает оправдывать и свидетельствовать Святым Духом об усыновлении верующего и прощении его грехов. 53
Во-вторых, для сохранения чистой совести необходимо избегать препятствий и
использовать подходящие средства защиты. Невежество, как уже было сказано, является когнитивным препятствием, которого необходимо избегать, настойчиво изучая Писание в поисках понимания.54 Для правильного когнитивного сохранения доброй совести Перкинс указывает на необходимость защиты и сохранения спасительной веры, благодаря которой человек убеждается в своём примирении с Богом во Христе. По мнению Перкинса, «это корень [доброй] совести».55. Эта спасительная вера укрепляется и поддерживается постоянным обращением к Богу с молитвой и покаянием, со смиренным и скорбным признанием грехов перед Богом, молитвенным прошением о Его прощении и силе противостоять греху, а также благодарением и восхвалением.56
Кроме того, служение истине Писания, ведущее к чистой совести, также
направляет христианина, помогая ему избегать препятствий и сохранять веру. Христианин с чистой совестью не только знает, было ли его действие плохим или хорошим, но и получает руководство для будущих действий, чтобы они совершались с верой. Соответственно, чистая совесть оправдывает христианина на основании его
послушания, когда закон Божий известен и соблюдается, и, что самое важное, на основании прощения и праведности, обретённых через веру во Христа, благодаря которой верующий наслаждается общением с Богом. В конечном счёте чистая совесть христианина обретает спокойную уверенность в превосходстве Христа и достаточности Его работы ради него, благодаря которой он - в частности - примиряется с Богом верой,
как и было обещано в Писании.57
Таким образом, наслаждаясь общением с Богом, разум верующего обретает радость в истине. Бог становится прибежищем для верующих, а Божья истина - объектом постоянного размышления, к которому стремится разум христианина и которым он ежедневно занят (Псалом 1:2).58 Освящённый разум готов должным образом функционировать, взращивая благочестивые чувства, благодаря которым воля
может действовать верно, а христианин может найти в них убедительное свидетельство сверхъестественной, спасительной работы Святого Духа в его жизни. Ибо «там, где разум не проявляется, воля не действует».59.. Теперь я перехожу канализу этих чувств.

2.2. Покой, дающий уверенность

Забота о совести включает в себя служение чувствам посредством провозглашения
Священного Писания и помощь в исследовании и распознавании их как основополагающих мотивов сердца. 60 В то время как нечестивые чувства лежат в основе греховных поступков, за которые совесть должна причинять боль обвинения,
благочестивые чувства обладают силой сообщить совести  покой - заверяя, что то, что было сделано, было сделано хорошо, с надлежащей любовью к Богу и Его Слову. Таким образом, забота о своей совести подразумевает побуждение человека к покаянию в неправедных чувствах, которые привели или могли привести к греховным поступкам, за которые совесть осудит. Это также подразумевает утверждение тех чувств, которые могут быть вызваны только сверхъестественной работой Божественного Духа, что помогает беспокойной совести обрести надёжный покой в любви к Богу и небесным благам.
Помимо препятствия в виде когнитивного невежества, Перкинс выделяет ещё два препятствия на пути к чистой совести, связанные с чувствами. Во-первых, те, кто стремится к чистой совести, должны избегать «необузданных и неумерщвлённых страстей».61. Перкинс сравнивает эти чувства с дикими лошадьми, которые могут
перевернуть колесницу, нагружая совесть и перегружая её осуждением. Чтобы избежать неумерщвлённых чувств, христианин должен склонить своё сердце к любви к Богу и Христу. По словам Перкинса, «наша любовь к миру вредит совести, но когда мы начинаем любить Бога во Христе и любить кровь Христа превыше всего мира, то, наоборот, это способствует чистоте совести».62
Во-вторых, Перкинс упоминает о необходимости избегать мирских страстей. Необузданное стремление к богатству, почестям и удовольствиям противоречит доброй совести. В этом месте Перкинс даёт полезное объяснение того, как чувства влияют на совесть: "Каждый человек подобен Адаму, его чистая совесть - это его рай; запретный плод - это сильное желание земных благ; змей - это старый враг, дьявол, который, если ему позволят опутать нас любовью к миру, сразу же изгонит нас из нашего рая и лишит нас чистой совести. Лекарство - это урок того, как Павел говорит, что во всяком положении, в которое мы поставлены Богом, будем довольны, зная, что нынешнее положение - самое лучшее для нас (Флп. 4:11–12). Теперь, когда мы усвоили этот урок, нам нужно приложить ещё больше усилий, чтобы уверовать в особое попечение Бога о
нас во всех случаях и во всех обстоятельствах жизни. И когда мы настолько преуспеем в школе Христа, что сможем видеть и признавать Божье провидение и благость как в болезни и здоровье, так и в бедности и богатстве, в голоде и сытости, в жизни и смерти, мы будем очень довольны, что бы с нами ни случилось.63. В общем, стремление к мирским благам не может принести нам чистую совесть. Тем не менее, когда чувства находят удовлетворение во Христе, в Котором христианин может обрести покой даже в самые трудные испытания, тогда сохраняется мирный рай оправданной совести.
Перкинс выделяет два вида грехов, которые имеют своей основой или источником чувства. Во-первых, грехи немощи или слабости проистекают из сильных, резких сердечных страстей, таких как ненависть, скорбь, гнев и печаль. Во-вторых, грехи самонадеянности проистекают из гордыни, высокомерия. Своевольное и надменное сердце проявляется в трёх формах: (1) когда человек ошибочно полагается на Божью милость и на своё будущее раскаяние, совершая грех по своей воле, (2) когда человек высокомерно и по своей воле нарушает Божий закон, (3) когда человек грешит из злобы и ненависти к Богу и Иисусу. Во всех этих предположениях человеческие чувства ставятся выше Божьей воли и закона, получая приоритет и контроль над волей; любовь к себе ставится выше любви к Богу и ближнему.64
Однако освященный разум , озаренный Святым Духом, открывает воле ценность Бога,Ккоторый является истинным объектом человеческих желаний. Хотя человеческие желания могут быть естественными, то есть иметь своим источником естественную волю человека, а объектом - естественные вещи, Перкинс утверждает, что освящённое сердце склонно к сверхъестественным желаниям. Как описывает Перкинс, «сверхъестественные желания по своему происхождению и объекту выше природы». Ибо начало их - от Святого Духа, а предмет (или материя, о которой они рассуждают) - это Божественные и духовные вещи, которые касаются Царства Небесного».65 Эти святые чувства движимы и склонны к добру, чтобы принять его и избежать зла.66. Из освященных чувств Перкинс выделил четыре: во-первых, рвение к Божьей славе; во-вторых, страх Божий; в-третьих, ненависть ко греху; и в-четвертых, радость при мысли о близости Судного дня.67 Как он в другом месте объясняет в более общих чертах, чувства христианина должны быть “умерены и смягчены страхом Божьим”.68
Соответственно, для Перкинса присутствие сверхъестественных, освященных привязанностей обеспечивают уверенный покой для беспокойной совести.69 Поскольку эти духовные движения могут быть только результатом работы Духа, Перкинс утверждал, что «желание примириться с Богом во Христе - это и есть само примирение. Желание верить - это и есть вера, а желание покаяться [есть] само покаяние»70. И он добавляет: «Если мы, глубоко переживая свои грехи, желаем получить прощение и быть в единстве с
Богом, Бог принимает нас как примирившихся»71. Перкинс не приравнивает желание верить к вере, как если бы они были концептуально тождественны. Вместо этого Перкинс опирается на тесную связь между искренней любовью к Богу и Его благословением, а также Его спасительной работой в душе, которая не может быть прервана. В общем, святые чувства даны нам Богом и поэтому служат надёжным основанием для уверенности. Более того, Бог Сам постоянно удовлетворяет эти святые желания, ибо Он обещал блаженство и жизнь вечную тем, кто жаждет Его благодати (см.  Мтф. 5:6;  Иоан. 7:38; Откр.21:6).72 Жаждать Божьей благодати по-настоящему - значит получать её и наслаждаться Его покоем.
Поэтому работа тех, кто заботится о душах, проповедуя истину Писания, и их
цель состоит не только в том, чтобы информировать разум, но и в том, чтобы увидеть, как преображаются чувства в сердце избранных.73 Именно через служение Слову Божьему (в законе, но особенно в Евангелии) преобразуется природа человека и обращается сердце, ибо “это Слово Божье имеет силу волновать и склонять наши привязанности”.74 Таким образом, поскольку Слово Божье пускает корни в сердце, оно обеспечивает достаточную почву, на которой привязанности могут найти удовлетворение и покой. Перкинс систематизирует: "Но [что касается] избранного, то он принимает Слово не только разумом, чтобы оно не было лишь воображаемым, но и всем сердцем. Ибо (1) он с уверенностью полагается на Божье обетование (Рим. 8:38; Евр. 10:22). (2) Он надеется и жаждет увидеть исполнение этого обетования (1 Фес. 1:10). (3) Он всем сердцем любит Бога за то, что Он  дал ему такое обетование во Христе (1 Иоан. 4:10). (4) Он радуется этому и поэтому постоянно размышляет об этом (Лк 10:20; Рим. 5:2). (5) Он ненавидит все учения, которые противоречат этому. (6) Он скорбит, когда делает что-то, что может помешать достижению цели (Мф. 26:75). (7) Он использует средства для достижения спасения, но со страхом и трепетом (Флп. 2:12). (8) Он горит ревностью Духа и т.д.75
Затем он заключает: “Итак, остальные чувства проявляются в отношении Божьих обетований во Христе, и этим обеспечивается глубокое укоренение Слова в сердце»76.
Таким образом, опираясь на откровение Божьей славы, освящённые чувства восприимчивы только к оправдательной деятельности совести. Более того, они обеспечивают прочную основу для уверенной надежды на спасение, поскольку совесть
свидетельствует о внутренней реальности работы Святого Духа, наблюдая за сверхъестественными плодами этих святых чувств.

2.3. Те, кто заботится о совести

Работа по заботе о совести является как Божественной, так и совершаемой с помощью Божией силы. Она включает в себя прямое действие Бога через Святого Духа. Она также включает в себя работу тех, кого Бог в первую очередь призывает
и наделяет дарами в качестве пастырей и учителей, но не исключает служения Евангелию, за которое каждый верующий несёт ответственность и которому он призван следовать.
Путь к чистой совести обязательно включает в себя действие Святого Духа. Именно Он  свидетельствует и проливает свет на истину, которая даёт уверенность. Основываясь на Рим. 8:16, Перкинс рассматривал свидетельство
Духа в сочетании со свидетельством совести как основу для уверенности в том, что человек усыновлён Богом.77. Святой Дух пребывает в верующих и свидетельствует им, что они - дети Божьи. Эта Божественная внутренняя работа происходит не благодаря какому-то необычному откровению, а благодаря особому обращению к сердцу человека обетования об отпущении грехов и вечной жизни, данного Христом. Как объясняет Перкинс, истинное свидетельство Духа проявляется в проповеди, чтении и размышлении над Словом Божьим, а также в молитве и правильном использовании таинств. Кроме того, свидетельство Духа проявляется в результатах и плодах, которые он производит, побуждая сердце полагаться на Бога и взывать к Нему в беде, побуждая его жаждать Его милости и благодати.78 Затем свидетельство освящённой и обновлённой совести подтверждает то, что внутренне свидетельствуется Божественным Духом, вызывая
скорбь и благочестивое сокрушение при наличии греха, формируя решимость сердца к верному послушанию и наполняя радостью всё, что исходит от Духа (см. Рим. 8:5).79.
Более того, именно Святой Дух преобразует и удовлетворяет чувства, применяя
дело Христа к избранным. Как пишет Перкинс, «Дух Божий прежде всего свидетельствует некоторым людям, а именно истинно верующим, что они - сыновья Божьи, а затем подтверждает это для них».80. Это подтверждение происходит благодаря преобразующему внутреннему присутствию Духа, Который является
той самой “печатью” искупления и “залогом нашего наследия” (см. Еф. 4:30; ср. 1:13-14).81 Из-за присутствия Духа Перкинс мог заключить: “Есть определенные плоды детей Божьих, которые я нахожу в себе, которыми я утверждаюсь в Божьей милости”.82 Эти плоды по сути состоят из святых чувств - любви к Богу и братьям, а также ненависти ко греху и сожаления о нем.83 По мере того, как Дух действует, когда Он применяет искупительные свершения Христа, чувства преображаются и склоняются к Богу. Таким образом, работа Святого Духа по утверждению и удовлетворению совести происходит по мере того, как он соединяет верующих со Христом.
Перкинс подводит итог: такое освящение происходит со всеми христианами следующим образом. После того как они соединяются со Христом и становятся мистически частью Его кости и плоти, Христос действует в них Своим Святым Духом, и Его действия в основном сводятся к трём вещам. Во-первых, Он вызывает Свою собственную смерть, чтобы действенно умертвить всякий грех и уничтожить силу
плоти [Рим. 6:3-4; Кол. 2:12; 3:3-5]. Ибо это едкое вещество, которое, будучи нанесено на
поражённую часть, разъедает  любой яд и порчу. И так смерть Христа, будучи
применена верой, разъедает и уничтожает похоть и порчу всего человека. Во-вторых, Его погребение приводит к погребению греха, как бы в могиле. В-третьих, Его Воскресение посылает в святых животворящую силу и помогает им восстать из грехов. в которых они умерли и были погребены, дабы обрести праведность и жить в святости жизни [Флп. 3:10; Рим. 6:4]. ... И это освящение распространяется на всего человека: на дух, душу и разум (1 Фес. 5:23). И здесь «дух» означает разум и память, [а] «душа» [означает] волю и чувства.84
Следовательно, забота о совести обязательно включает в себя Божественную работу Святого Духа. До тех пор, пока Дух Божий мистическим образом не соединит верующих со Христом, совесть не сможет обрести уверенности или покоя. Тем не менее, Его внутреннее присутствие действенно просвещает разум и переориентирует чувства
таким радикальным образом, что побуждает совесть свидетельствовать об этом сверхъестественном возрождении души. Помимо внутренних действий Духа, Бог назначил обычные средства для заботы о совести. Как уже отмечалось выше, совесть оберегается с помощью проповедей, чтения и размышления над Словом Божьим, а также с помощью молитвы и таинств.85 Для такого служения Бог особенно призывает и наделяет пастырей и учителей. Как отмечает Перкинс, утешение страдающей совести было одной из особых обязанностей Христа как Пророка, которую он теперь возложил на служителей Евангелия. 86
Перкинс уделял особое внимание пастырям и учителям как служителям, заботящимся о  совести. Одна из причин этого заключается в том, что Перкинс рассматривал совершение таинств (то есть крещения и причастия) «истинными и законными служителями» как часть внешнего поклонения, затрагивающую совесть.87 Однако есть все основания полагать, что он, как и Лютер, признавал священство всех верующих, тем самым включая мирян в миссию по заботе о совести друг друга.88 Например, дистанцируясь от римско-католических практик, Перкинс учил, что «хотя исповедь может быть совершена перед любым человеком («исповедуйтесь друг перед другом», - говорит Иаков), но особенно она должна совершаться перед пророками и
служителями Евангелия. Ибо они, по всей вероятности, из всех остальных людей, в силу своего положения и даров, наиболее подходят и лучше всего способны наставлять, исправлять, утешать и просвещать слабую и раненую совесть».89. Следовательно, хотя все христиане должны заботиться о совести других, пастыри и учителя Евангелия лучше всего подготовлены и одарены для этой задачи.
Общее средство для исцеления раненой и страдающей совести - это применение Божьего обетования о вечной жизни во Христе и через Христа, то есть применение евангельских обетований. Христианские служители несут ответственность за евангельское послание, которое они должны стремиться применять к конкретным
людям, испытывающим особые страдания и находящимся в особых обстоятельствах.90
Перкинс выделяет три необходимых условия для этого процесса. Во-первых, нужно выявить конкретное страдание, чтобы можно было лучше применить лекарство. Во-вторых, как только причина расстройства будет установлена, необходимо провести исследование, чтобы священник мог решить, уместно ли утешение. Другими словами, утешение уместно только для тех, кто искренне смирен и раскаивается в своих грехах. Это следует оценивать с помощью «дружеской и христианской беседы и обсуждения, в ходе которых человек должен сначала увидеть и как следует обдумать свои грехи; во-вторых, опечалиться и раскаяться в них».91 В-третьих, служитель должен применять лекарство, предлагая и утешая тех, кто признаёт свои грехи и смиряется перед ними, «принося ”проблемную сторону в пределах обетования жизни", как установлено в Священном Писании.92
В этом приложении обетования жизни к совести Перкинс предложил шесть правил для успешного служения. Во-первых, священник должен утешать словом, исходя из содержания закона, чтобы сердце не утешалось «слишком рано или слишком сильно»93. Во-вторых, скорбящего, охваченного великим горем, нельзя оставлять в одиночестве, его всегда должно окружать хорошее сообщество. В-третьих, тот, кто попал в беду, должен быть готов подчиниться и принять совет мудрых и проницательных людей. В-четвёртых, тот, кто попал в беду не должен слышать рассказов о более тяжёлых случаях, чтобы его совесть не пробудилась зря и не привела к ещё большему горю или отчаянию. В-пятых, тот, кто пытается утешить, должен разделять с тем, кто попал в беду, все его потребности и нужды, проникаясь его страданиями и состраданием, как если бы эти потребности и
нужды были его собственными. В-шестых, служитель не должен отчаиваться, если его долгие труды не приносят утешения страждущим; в конечном счёте только Бог может контролировать, насколько открыто сердце человека для принятия утешения, которое Он обещает.94
В целом, забота о душах подразумевает заботу о совести через применение заслуг
Христа к конкретным людям в их особых обстоятельствах. Эта забота, по сути, включает в себя служение истиной Божьего Слова, которая успокаивает разум и удовлетворяет чувства. Такое служение происходит благодаря сверхъестественной работе Святого Духа, Который напрямую озаряет разум и переориентирует чувства, а также благодаря инструментам в виде богоданных пастырей и учителей, ибо они также, как и все верующие, призваны обещать вечную жизнь во Христе с помощью средств, установленных Богом.

3. Забота о совести: практический пример

В трактате «Утешение для совести раскаявшихся грешников, испытывающих угрызения совести» Перкинс приводит стенограмму возможного разговора между священником и христианином. Этот диалог иллюстрирует его подход к заботе о душах. Он обращается к совести, терзаемой сомнениями, намереваясь принести утешение и покой, возвещая истину Писания и исследуя чувства.95
Беседа начинается с человека, терзаемого сомнениями, которого затем называют «грешником», обращающимся за помощью к служителю, который, как известно, получил от Бога способность говорить уместно и своевременно: «Грешник. Уважаемый господин, я знаю, что Господь дал вам язык учёного, чтобы вы могли вовремя сказать слово тому, кто устал и измучен. Поэтому я молю вас, помогите мне в моём горе. ... [М]ое бедное сердце терзается. Во мне кипит моя порочность, и сатана никогда не оставит меня в покое».96. Грешник указывает на то, что эти терзания начались после того, как Божья милость коснулась его сердца, и Иисус, добрый Пастырь, взял его за руку. Ответ служителей подчёркивает основополагающую истину о том, что только совесть истинно верующего обличает должным образом: «Служитель. Ваш случай -
благословенный случай. Ибо не быть обеспокоенным сатаной - значит быть одержимым им... пока сильный человек удерживает власть, всё пребывает в мире [Кол. 1:13; Лк. 11:24]».97 С этого момента человека, ищущего помощи, называют христианином.
Служитель сочувственно прибегает к помощи, приглашая Христианина продолжить беседу честно и открыто: “[Я] в твоих страданиях, я буду для тебя Симоном, чтобы помочь тебе нести свой крест, и, так и быть, ты откроешь мне свой разум”.98 Затем Христианин охотно отвечает на серию вопросов, заданных служителем, который тщательно ищет мотивы беспокойства его ума. В ответах Христианина его сомнения в своём спасении раскрываются как причина его страхов; его слабая вера заставляет его думать о том, что он может лишиться Божьей милости. В свете этого служитель сначала приводит истину из Священного Писания, чтобы показать Христианину, что истинная спасительная вера не застрахована от сомнений: "Что же тогда скажешь о человеке, который сказал: «Господи! верую, помоги моему неверию» [Мк. 9:24]? И о Давиде, который стенал следующим образом: «Неужели отнята у меня чистая милость? Неужели отменено навсегда? Неужели Бог забыл о милосердии? Неужели Он затворил Свою благость в гневе?» [Пс. 76:8–9]. Да, он продолжает, как человек в отчаянии: «И я сказал: это смерть моя» [ст. 10]. Отсюда видно, что человек , наделённый истинной верой, может испытывать не только сомнения, но и отчаяние. Это также подтверждается его словами в другом месте: «Почему ты палишь себя, душа моя? Почему что смущаешь меня? Подожди Бога, ибо я ещё воздам Ему хвалу, Он - моя нынешняя помощь и мой Бог» [Пс. 41:11].99. Поскольку Христианин, казалось, не решался сравнивать себя с Давидом, священник начинает проверять его чувства, чтобы использовать их как свидетельство о склонностях сердца: «Скажи мне только одно. Тебе нравятся эти сомнения, которые ты испытываешь? Или они доставляют тебе какое-то удовольствие?» И ты дорожищь ими?» 100 Как и следовало ожидать, Христианин яростно отрицал это.
После богословского обзора, посвящённого естественному и благодатному состоянию человека, чтобы контекстуализировать эсхатологически возможность сомнений Христианина в его земной жизни, священник переходит к практическим рекомендациям по преодолению сомнений. Он посоветовал использовать три
размышления. Во-первых, Христианин должен поразмышлять о том, что Бог повелевает верить во Христа (1 Иоан. 3:23). Во-вторых, христианин должен понимать, что обетование спасения во Христе универсально и не исключает никого из тех, кто верит. Здесь священник призывает христианина сделать логический вывод о том, что, поскольку он
верит, ничто не лишает его Божьей милости. Кроме того, он предлагает ему вспомнить о своём крещении и участии в Вечере Господней как о доказательствах Божьей спасительной благодати для него. В-третьих, христианин должен помнить, что сомнения и отчаяние оскорбляют Бога так же сильно, как и другие грехи.101
К  этим трём размышлениям священник добавляет следующее: «Когда твоё сердце терзается неверием и сомнениями, то поскорее уединись в каком-нибудь укромном месте, смирись перед Богом, излей перед Ним своё сердце. Попроси  Его по Его бесконечной милости творить веру и подавлять твое неверие, и ты увидишь, что ”Господь над всеми богат для всех, призывающих имя Его" [Рим. 10:12]".102 Служителю ясно, что его работы недостаточно; Бог должен вмешаться, чтобы укрепить веру христианина. Три размышления и практическое упражнение, которые он рекомендует, - это не просто механический, терапевтический метод. Они сосредоточены на Боге; христианин должен стремиться угождать Ему и полагаться на Него, чтобы избавиться от тревожных сомнений.
Тем не менее священник не стесняется открыто обращаться к нему, настолько, что он призывает Христианина обратиться к Богу в смиренной молитве и со святым желанием получить Его бесконечную милость. Ещё раз священник обращается к чувствам Христианина, чтобы они, будучи обращёнными к Богу, могли послужить подтверждением спасительной веры:
Священник. Скажи мне прямо, ты говоришь, что не чувствуешь уверенности в Божьем милосердии?
Христианин. Вовсе нет.
Священник. Но желаешь ли ты всем сердцем почувствовать это?
Христианин. Вполне да.
Священник. Тогда не сомневайся, ты это почувствуешь.
Христианин. Благословен Господь, если это правда.
Священник. Почему, это наиболее верно для человека, который имел бы какую-либо благодать Божью, склоняющую к спасение, если он действительно желает его, он получит. Ибо так обещал Христос: «Жаждущему дам воду жизни даром» [Откр. 21:6]. Из этого я делаю вывод, что если кто-то жаждет воды жизни и испытывает в ней нужду, то он получит её в достаточном количестве. И потому не бойся. Только используй средства, которые Бог назначил для обретения веры через искреннюю молитву, благоговейное слушание Слова Божьего и принятие таинств. И тогда ты увидишь, что это подтверждается на деле. 103. Осознавая своё стремление к Божьему милосердию, Христианин находит утешение в истинах, изложенных священником. Он признаёт свою жажду праведности и Царства Небесного. Таким образом, служитель призывает его благодарить Бога за эти вещи, ибо они являются «проявлениями Духа Божьего, живущего в [нём]»104
Однако по мере продолжения разговора страхи Христианина снова начинают его беспокоить. Из-за постоянного осознания того, что его поступки неугодны Богу, он боится, что он не раскаялся по-настоящему и что его исповедание веры лицемерно. На это служитель отвечает призывом к благодати Евангелия: «Тебе не нужно бояться. «Ибо где умножается грех (то есть познание и чувство греха), там преизобилует благодать»105. Затем, снова обращаясь к чувствам, он добавляет: «[Т]е пороки, которые ты ощущаешь, и те грехи, которые ты совершаешь, ты ненавидишь их. Ты недоволен собой из-за них и стараешься оставить их в прошлом».106. Таким образом, поняв логику своих чувств, Христианин находит большое утешение в совете священника. Он говорит: «Я изнемогаю от множества грехов моих и немощей моих; и эти добрые слова, которые ты говоришь,- как кувшины с вином, освежающие мою утомлённую, обременённую и изнемогающую душу [Песнь 2:5]»107.
Тем не менее Христианин всё ещё осознаёт разрыв между своим желанием угождать Богу и исполнением своего послушания. Затем служитель объясняет, что “Бог больше ценит привязанность к повиновению, чем само послушание ... Ибо совершенство жизни христианина заключается в чувстве и исповедании своего несовершенства”. 108 Кроме того, он объясняет Христианину, что те, кого Бог освящает, все еще борются со своими немощами в этой жизни, чтобы они могли увидеть, как сильно они нуждаются в
праведности Христа, чтобы их гордыня была смирена благодатью и чтобы они могли постоянно упражняться в борьбе с грехом и стремлении к благочестию. 109. В заключение беседы Христианин благодарен за то, что Бог освятил его утешением в словах служителя, но также признаёт милость и утешение Божье, стоящие за его советом: «Ваши утешительные ответы очень освежили мой встревоженный разум. Бог, исполненный милости и утешения, воздаст вам соответственно».110 И служитель смиренно признаёт: «Я говорил то, что Бог открыл мне из Своего Святого Слова».111
Наглядный диалог Перкинса подтверждает его заботу о совести, о том, чтобы она обрела уверенность и покой через провозглашение библейской истины и исследование чувств. Для него работа служителя должна быть сопряжена с состраданием и должным вниманием к деталям, поскольку общее лекарство Евангелия применяется к отдельным людям в их конкретных обстоятельствах и трудностях. Наконец, из этого разговора становится ясно, что, по мнению Перкинса, служитель - это несамодостаточный опекун, который может оказать помощь, только получив силу от Святого Духа, Чья внутренняя работа крайне важна. Служители - это инструменты в руках Бога, которые используются для заботы о совести людей, чтобы другие могли ощутить уверенность и покой Христа благодаря действию Его Духа в их собственной жизни.

Заключение

В этой статье описано, как понимание Перкинсом совести повлияло на него и сформировало его взгляд и практику пастырской заботы о душе. Для Перкинса забота о душах подразумевала служение и наставничество, ведущее к спокойной уверенности и безмятежному покою, которые основаны на библейской истине и освящённых чувствах, сверхъестественным образом утверждённых и сформированных обновляющей благодатью, ниспосланной Духом, и ведущих к жизни, угодной Богу. Поскольку совесть - это часть души, причём самая нежная, то забота о душах должна быть направлена на то, чтобы помочь людям с нечистой совестью обрести покой с помощью надлежащего средства, а именно благословений, обретённых благодаря деяниям Христа, о чём свидетельствует Слово Божье.
В заключение стоит отметить, что если бы Перкинс уделял больше внимания заботе о совести в пастырском служении, это позволило бы взглянуть на заботу о душе в наши дни с более библейской точки зрения по нескольким причинам. Я упомяну некоторые из них. Во-первых, это заставило бы консультантов по-настоящему задуматься о грехе как об основной антропологической проблеме. Поскольку совесть функционирует с помощью практического силлогизма, основанного на законе Божьем, обращение к совести обязательно повлекло бы за собой рассказ о Божьей святости и справедливости, что неизбежно приводит к выводу о греховности человека и состоянии осуждения.
Доброта Евангелия засияла бы ярче, если бы лекарство Христа было применено к человеку, осознающему свои грехи. Во-вторых, акцент Перкинса на совести помогает пасторам и консультантам ориентироваться в случаях греха и страданий, не придавая им чрезмерного значения. Забота о душах, борющихся с грехом и страданием, преследует ту же цель (т. е. угодить Богу), и совесть служит проводником к Богу и святости.

2 See PERKINS, William. “A Discourse of Conscience”. In: The Works of William Perkins. Vol. 8. Grand Rapids: Reformation
Heritage Books, 2019. p. 88. See also, PERKINS, William. “A Treatise Tending unto a Declaration Whether a Man Is in the Estate of
Damnation or in the Estate of Grace”. In: The Works of William Perkins. Vol. 8. Grand Rapids: Reformation Heritage Books, 2019.
p. 466, 504.
3 PERKINS, 2019, v. 8, p. 51, a.
4 PERKINS, 2019, v. 8, p. 90, a.
5 PERKINS, 2019, v. 8, p. 88, a.
6 See YUILLE, J. Stephen. Preface. In: The Works of William Perkins. Vol. 8. Grand Rapids: Reformation Heritage Books, 2019. p.xi.
7 PERKINS, 2019, v. 8, 93, a.
8 PERKINS, 2019, v. 8, p.7. As Yuille observes, this view is paradigmatic in the Puritan movement (see YUILLE, 2019, p. xii). On
this subject, Perkins followed the view held by John Calvin (see CALVIN, John. Institutes of the Christian Religion. Tans. Henry
Beveridge. Vol. 1–4. Edinburgh: The Calvin Translation Society, 1845. p. I.xv.2–8.).
9 PERKINS, 2019, v. 8, p. 7, a.
10 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 88, Перкинс в другом месте резюмирует свою антропологию: “В человеке следует учитывать три вещи: (1) субстанция тела и души, из которых, как говорят, состоит человек; (2) способности, присущие душе и проявляющиеся в теле, такие как разум, воля, [и] чувства; [и] (3) целостность и чистота способностей, благодаря которым они соответствуют воле
Бога и несут Его образ» a. Как отмечает Юилл, эта точка зрения является основополагающей для пуританского движения (см. ЮИЛЛ, 2019, с. xii). В этом вопросе Перкинс придерживался точки зрения Жана Кальвина
(PERKINS, William. “A Grain of Mustard Seed”. In: The Works of William Perkins. Ed. by J. Stephen
Yuille. Vol. 8. Grand Rapids: Reformation Heritage Books, 2019. p. 643).
11 PERKINS, 2019, v. 8, p. 7-8, a.
12 PERKINS, 2019, v. 8, p. 7, a.
13 PERKINS, 2019, v. 8, p. 7-8, a.
14 AQUINAS, Summa Theologica. Translated by Fathers of the English Dominican Province. London: Burns Oates & Washbourne,
1921. I q.79 a.13. See also BAVINCK, Herman. Reformed Ethics: Created, Fallen, and Converted Humanity. Edited by John Bolt.
Grand Rapids: Baker Academic, 2019. p. 195. После полезной презентации, в которой сравнивается взгляд Перкинса на совесть с точкой зрения Фомы Аквинского, Бавинк приходит к выводу, противоречащему Перкинсу: «Совесть - это действие, поступок, активность, вытекающая, однако, из предрасположенности или привычки».
15 PERKINS, 2019, v. 8, стр. 7, а. Хотя Уильям Эймс считал Перкинса «самым суровым богословом», он придерживался томистского взгляда на
совесть. Он утверждает (в противовес Перкинсу) из Послания к Римлянам 2: 15, что Священное Писание приписывает последствия мыслям, которые сами по себе также являются действиями
(see William Ames, Conscience with the Power and Cases Thereof [Leyden and London: W. Christiaens, E. Griffin, J. Dawson, 1639; Ann
Arbor: Text Creation Partnership, 2011], 2, 16 PERKINS, 2019, v. 8, p. 8, a.
17 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 9, a.
18 PERKINS, 2019, v. 8, p. 9, a. See also PERKINS, William. “Three Books on Cases of Conscience”. In: The Works of William
Perkins. Ed. J. Stephen Yuille. Vol. 8. Grand Rapids: Reformation Heritage Books, 2019, p. 137
19 PERKINS, 2019, v. 8, p. 9, a; PERKINS, 2019, v. 8, p. 230, e.
20 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 9, a.
21 PERKINS, 2019, v. 8, p. 5, a. This is how Perkins describes the conscience in the Epistle Dedicatory written to William Piriam.
22 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 230, e.
23 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 10–11, a.
24 PERKINS, 2019, v. 8, p.12, a.
25 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 13–26, a.
26 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 50, 88, a; PERKINS, 2019, v. 8, p. 137, e.
27 PERKINS, 2019, v. 8, p. 50, a.
28 PERKINS, 2019, v. 8, p. 50-55, a.
29 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 82, a.
30 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 82-83, a.
31 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 82-83, a.
32 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 56, a.
33 PERKINS, 2019, v. 8, p. 56, a.
34 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 56-57, a.
35 PERKINS, 2019, v. 8, p .80, a.
36 PERKINS, 2019, v. 8, p. 81, a.
37 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 81-82, a.
38 PERKINS, 2019, v. 8, p. 504, c.
39 PERKINS, 2019, v. 8, p. 123-124, e.
40 PERKINS, 2019, v. 8, p. 137, e.
41 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 124, e.
42 PERKINS, 2019, v. 8, p. 91, a.
43 PERKINS, 2019, v. 8, p. 91, a.
44 PERKINS, 2019, v. 8, p. 91, a.
45 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 484, c.
46 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 484, c.
47 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 146, e.
48 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 146, e.
49 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 146, e.
50 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 510, c.
51 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 86-88, a.
52 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 88-89, a.
53 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 89-90, a.
54 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 91, a.
55 PERKINS, 2019, v. 8, p. 92, a.
56 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 92, a.
57 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 479-480, c.
58 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 484, c.
59 PERKINS, 2019, v. 8, p. 647, b.
60 Как отмечает Юилл, Перкинс придерживался августинианского взгляда на чувства. Для него «чувства — это склонность души к
определённому объекту. Душа любит то, что она воспринимает как благо, и поэтому стремится к этому»
it” (YUILLE, 2019, p. xvi).
61 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 91, a.
62 PERKINS, 2019, v. 8, p. 92, a.
63 PERKINS, 2019, v. 8, p. 92, a.
64 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 146, e.
65 PERKINS, 2019, v. 8, p. 647, b.
66 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 484, c.
67 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 486-487, c.
68 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 421, e.
69 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 643, b.
70 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 647-678, b. Или, как он пишет в другом месте: “те, кто серьезно желают [прощения грехов, примирения и освящения], имеют обещание блаженства и вечной жизни. И отсюда следует, что желание милосердия при недостатке милосердия есть само милосердие, и [что] желание благодати при недостатке благодати есть сама благодать ”
” (PERKINS, 2019, v.8 p.166, e.)
71 PERKINS, 2019, v. 8, p. 678, b.
72 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 678, b.
73 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 462, c.
74 PERKINS, 2019, v. 8, p. 238-239, e.
75 PERKINS, 2019, v. 8, p. 462, c.
76 PERKINS, 2019, v. 8, p. 462, c.
77 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 62-63, a; PERKINS, 2019, v. 8, p. 481-482, c.; PERKINS, 2019, v. 8, p. 154, e.
78 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 153-154, e.
79 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 154, e.
80 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 62, a.
81 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 63, a; PERKINS, 2019, v. 8, p. 481-482, c.
82 PERKINS, 2019, v. 8, p. 462, c.
83 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 511, c.
84 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 483, c.
85 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 146, 154, e.
86 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 115, e.
87 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 277, e.
88 Подробнее о взглядах Лютера на священство всех верующих см. в прямой связи, установленной в его комментариях к 1 Петра 2:9
 [LUTHER, Martin. “The Catholic Epistles.” In: Luther’s Works. Edited by Jaroslav Jan Pelikan, Hilton C. Oswald, and Lehmann,
Helmut T.. Vol. 30. Saint Louis: Concordia Publishing House, 1999, p. 64].
89 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 117, e.
90 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 162, e.
91 PERKINS, 2019, v. 8, p. 163, e.
92 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 163, e.
93 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 168, e.
94 See PERKINS, 2019, v. 8, p. 168-169, e.
95 PERKINS, 2019, v. 8, p. 571, c.
96 PERKINS, 2019, v. 8, p. 571, c.
97 PERKINS, 2019, v. 8, p. 571, c.
98 PERKINS, 2019, v. 8, p. 572, c.
99 PERKINS, 2019, v. 8, p. 572, c.
100 PERKINS, 2019, v. 8, p. 573, c.
101 PERKINS, 2019, v. 8, p. 573-574, c.
102 PERKINS, 2019, v. 8, p. 574, c.
103 PERKINS, 2019, v. 8, p. 575, c.
104 PERKINS, 2019, v. 8, p. 575, c.
105 PERKINS, 2019, v. 8, p. 577, c.
106 PERKINS, 2019, v. 8, p. 577, c.
107 PERKINS, 2019, v. 8, p. 577, c.
108 PERKINS, 2019, v. 8, p. 578, c.
109 PERKINS, 2019, v. 8, p. 578, c.
110 PERKINS, 2019, v. 8, p. 580, c.
111 PERKINS, 2019, v. 8, p. 580, c.
AMES, William. Conscience with the Power and Cases Thereof. Leyden and London: W. Christiaens, E.
Griffin, J. Dawson, 1639.
AQUINAS, Thomas. Summa Theologica. Translated by Fathers of the English Dominican Province. London: Burns Oates & Washbourne, 1921.
BAVINCK, Herman. Reformed Ethics: Created, Fallen, and Converted Humanity. Edited by John Bolt. Grand Rapids: Baker Academic, 2019.
CALVIN, John. Institutes of the Christian Religion. Translated by Henry Beveridge. 4 vols. Edinburgh: The
Calvin Translation Society, 1845.
LUTHER, Martin. “The Catholic Epistles.” In: Luther’s Works. Edited by Jaroslav Jan Pelikan, Hilton C.
Oswald, and Lehmann, Helmut T., Vol. 30. Saint Louis: Concordia Publishing House, 1999.
PERKINS, William. “A Discourse of Conscience.” In: The Works of William Perkins. Edited by J. Stephen Yuille. Vol. 8:1–111. Grand Rapids: Reformation Heritage Books, 2019.
PERKINS, William. “A Grain of Mustard Seed.” In: The Works of William Perkins. Edited by J. Stephen
Yuille. Vol. 8:639–58. Grand Rapids: Reformation Heritage Books, 2019.
PERKINS, William. “A Treatise Tending unto a Declaration Whether a Man Is in the Estate of Damnation or in the Estate of Grace.” In: The Works of William Perkins. Edited by J. Stephen Yuille. Vol. 8:441–594. Grand Rapids: Reformation Heritage Books, 2019.
PERKINS, William. “The Whole Treatise of the Cases of Conscience.” In: The Works of William Perkins. Edited by J. Stephen Yuille. Vol. 8:595–638. Grand Rapids: Reformation Heritage Books, 2019.
PERKINS, William. “Three Books on Cases of Conscience.” In: The Works of William Perkins. Edited by J. Stephen Yuille. Vol. 8:113–440. Grand Rapids: Reformation Heritage Books, 2019.
YUILLE, J. Stephen. “Preface to Volume 8”. In: The Works of William Perkins. Vol. 8: xi–xxv. Grand Rapids: Reformation Heritage Books, 2019.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии