Евангелие вместе с Церковью
Нередко светские люди с возмущением спрашивают, почему Церковь пытается влиять на нравственную жизнь общества. Разве не должен каждый следить за собой сам, хочет человек верить и жить нравственно, пусть верит и живёт, но для чего обращаться к кому-то ещё со словами вразумления? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
23
В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24
оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
25
Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26
Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
27
И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
28
И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
Человек, который имеет опыт работы с зависимыми людьми, знает, что часто освобождение от зависимости воспринимается как возвращение к себе настоящему. Когда, очнувшись от мрака наркомании или алкоголизма, да и от любой другой зависимости, человек начинает винить себя за потерянное здоровье и уничтоженные отношения с близкими людьми, ему оказывается очень важно увидеть в себе самом образ Божий, который никуда не исчезал и просто находился в плену греховной одержимости и болезни. Эта вера в неуничтожимость доброго начала в нас помогает правильно и здраво оценить меру своей ответственности и начать путь к исцелению тех ран, которые были нанесены себе и близким. Человек вряд ли может сказать «это не я», но он может сказать «это не весь я», «я к этому не свожусь» и «я могу быть другим».
Отрывок из Евангелия от Марка, который мы услышали сегодня, начинается с того, что ко Христу, пришедшему в синагогу, обращается одержимый человек. Кажется так, ведь евангелист говорит, что вскричал именно он. Но если мы посмотрим на содержание его слов, впечатление будет совсем иным, потому что, судя по тексту, говорит не одержимый, а бес, который в ужасе от того, что Христос пришёл. Так кто же на самом деле взывает ко Христу: бесноватый или бес? Сложность ответа на этот вопрос кроется в сложности происходящего в душе одержимого. Говорит он и в то же время не он. Он хочет, чтобы всё осталось, как есть, и он желает наконец освободиться от бремени одержимости. Для кого Христос губитель и для кого Сын Божий? Ответы на эти вопросы знает только Сам Спаситель. Он ничего не говорит самому человеку, потому что понимает, что сейчас тот не властен распоряжаться собой. Но и с бесом Господь практически не говорит, лишь несколько слов: замолчи и выйди из него. Думаю, ни у кого из окружающих не возникло даже мысли сказать, что Спаситель не прав в том, что освободил человека от демонского плена.
Когда современные христиане смотрят на мир, они прекрасно понимают, что в мире не всё так плохо, как иногда кажется. В нём много добра, много добрых и отзывчивых людей, которые просто заблудились и оказались пленены грехом. И, когда они защищают грех, они до конца не знают, что делают. Мир страдает в поисках подлинной любви и заботы, он устал от суррогатов, которые наполняют его жизнь. И именно поэтому мы считаем, что можем обращаться к миру, мы видим, что он в рабстве, и сам от этого рабства страдает. Другое дело, что нам как верующим людям, со своей стороны, надо говорить с миром так, чтобы за всеми нашими словами светские люди видели не ханжеское желание запретить, но братское желание уберечь, не подавление свободы, но, напротив, освобождение от греха.
Помню, в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века было какое-то повальное увлечение всякого рода эзотерикой, колдовством, обращением к экстрасенсам и прочим неоднозначным личностям. Понятно, в момент активного распадения атеистической идеологии чего только ни повылазило! Ведь если оголтелый материализм сам себя выел — значит, «там» что-то есть — и понеслось, и поехало откуда только возможно! Однако Церковь и в то время, и сегодня занимает очень жёсткую, однозначно отрицательную позицию по отношению ко всем подобным явлениям.
Именно поэтому святые отцы категорически запрещали вступать в какой бы то ни было контакт с тёмными духами — обчистят, облапошат и доведут до сумасшествия, и сам того не заметишь! Любой контакт — это утверждение равноправия говорящих сторон: и если бы Христос позволил диаволу вещать даже правильные истины устами бесноватого — это было бы признанием определённого права диавола свидетельствовать Истину. Но это стало бы грандиозной ошибкой: начав говорить верные вещи, очень быстро враг рода человеческого перевернул бы всё с ног на голову и убедил бы в том, что хотел.
Свидетельство о публикации №225082701119