Сорок восемь лет без тебя, часть 2

Река, как время, бежит не останавливается, поэтому и говорят - в одну воду нельзя войти дважды, но помнить о том, как шагнула первый раз стоит, потому, чтобы не повторять тех поступков которые тебе не свойственны, даже если Ее Величество Судьба приготовила их только для тебя. Я очень люблю смотреть на небо, как там плывут облака. Небо, как море, оно бывает разны - то хмурым с темными тучами и разрывами - провалами с голубыми и белыми всполохами, под солнечными лучами, то бездонно - голубое весной, а еще белесым - в летний зной. Когда бы не посмотрела в небо - оно всегда разное. Я часто делаю фото и нет ни одноного фото, где бы небо, смотрелось так же, как и вчера. А вот с водой совсем иначе. Вода течет, переливается,  бликует на солнце, кажется темным омутом в пасмурные дни и бурлит и бунтует в момент грозы, так же, как наша память, когда хочет, что выдать, и напомнить - а помнишь, и медленно пробегает мимо.

- Да, вот именно, так и бывает. У нас, у каждой женщины, да и мужчины, есть своя история, а вот какая она, это мы осмысливая, понимаем и принимаем только спустя многие годы, приняв опыт прожитого, но уже с позиции мудрости и возраста- подумала я, глядя на Лелю, сидевшую у окна и смотревшую в небо.

Окна моей кухни выходят на замечательный вид города с высоты птичьего полета, и я каждое утро, просыпаясь, любуюсь утром и первыми лучами солнца.

- Леля, а можно тебя спросить, почему ты так стремилась уехать из дома? Город Куйбышев, был тогда престижным городом. Там находилась резиденция правительства и все управления по Средней Волге. Там можно было устроиться и просто жить… отдельно от семьи и общаться по выходным. А здесь ссылка… хотя, я тебя понимаю, я и сама сюда дала согласие на распределение, потому, что в Глазов не было. У меня там родня была и обещали меня туда перевезти, но не случилось - спросила я Лелю.

Леля вдруг, как - резко обернулась на мои слова, а потом проговорила:

- А я там никому не была нужна. Мать меня ненавидела, только вот за что? Не знаю…  это я сейчас понимаю, своим умом, что была, какая - то тайна моего рождения, и то случайно она вышла наружу. Моя племянница писала рефират по анатомии и исследовали кровь и передачу группы крови по наследству, и им нужно было привести примеры в семье. И она меня спросила:

- Теть Оль, а какая у тебя группа крови?

- Я, не думая, просто ответила- вторая.

А она задумалась и говорит потом мне:

- Этого не может быть! Ты просто забыла, по теории у тебя должна быта либо - первая, как у деда, либо - третья( плюс или минус, они плавают), как у бабушки, потому, что у детей группа , как правило бывает как у родителей, либо отца либо матери.

Я показала ей мою мед карту и запись в паспорте, где было написано, что у меня вторая группа крови, тогда она засмеялась и сказала, в шутку, но в каждой шутке есть доля правды:

- Тогда, если бабушка твоя мама, то она тебя нагуляла. Ура мне поставят пятерку, я нашла несоответствие…

Племянница убежала, я об этом забыла, но вскоре пришла сестра и уже на полном серьезе сказала, что у нас скорее всего разные отцы. Представляешь? Мне уже было под шестьдесят, у меня было трое детей и я вдруг поняла, почему в родной семье меня ненавидели всю жизнь… Сестра настаивала поговорить с мамой и все выяснить, а я ничего не хотела знать. Мне было очень больно. Почему ты спросишь меня? Да, все просто, просто меня никогда не любили, не обнимали, никогда мама не говорила, что я красивая, хотя многие это видели и завидовали моей стати, длинным ногам, голубым глазам и густым каштановым волосам. И чем старше я становилась, тем больше меня мать ненавидела, а к старости даже видеть не могла. Приезжая к ней, когда она болела, я уже отлично понимала, что и почему. В доме мамы и брата не было ни одной моей фотографии, хотя на стенах висело множество фотографий брата, сестры и племянников, но там не было ни моих фото, ни фото моих детей и моих внуков. Я однажды сделала альбом к маминому восьмидесятилетию, и привезла и стала показывать и рассказывать, кто есть кто и сколько лет, и чем занимается, но она закрыла альбом и сказала:

- Что ты мне их тычешь? Я их не знаю и знать не хочу. Я хочу только от моего сыночка и доченьки, а ты из нарожала для себя, вот и воспитывай.

Я ей рассказывала об их успехах и дипломах и как маленькие внуки живут, а она ждала, что ее единственный сын родит ей наследника, хотя он не был женат и не собирался. Он на хотел этого. Мне ваших хватило, так он объяснял это. Мне тогда это было странно и тяжело слушать, ведь я носила их фамилию и у меня были отец и мать, а на самом деле, что было, я и до сих пор не знаю.

- Да, вот это да!!! И тогда ты решила просто получить диплом и уехать? - спросила я Лелю.

- Да, так и было. Я училась хорошо. Даже очень хорошо. Тогда у нас в школе был кружок прикладной математики, и мы в восьмом классе уже проходили университетскую программу. Нас там было пять человек. Наш преподаватель, настраивал нас на Казанский университет, тогда там планировали открыть факультет Прикладной математики, это было очень интересно, можно было разложить на цифры, и просчитать любой материал и предмет. Это сейчас все просто, есть компьютеры и программы, а мы тогда были у истока этого интересного предмета. Представляешь… Как это было интересно, но моя мать решила жестко, своим словом надавила, подавила меня, и забрала документы после восьмого класса и сказала :

- Все!!! Хватит. Я тебя не собираюсь еще восемь лет тянуть, иди в Торговый, оценки хорошие, поступишь. Будешь в нашей столовой работать, сама сыта и дети твои сыты, и нас накормишь, если что… Вон тетя Нюся, всю жизнь поваром работает, как сыр в масле катается.

Спорить и просить ее я не могла. Была обида, сильная обида, ведь я шла по программе одной из лучших. На математике, пока мои одноклассники решали примеры с дробями и квадратными скобками, я уже делала простые расчеты по прикладной математике из специально разработанного учебника. Мои учителя и директор школы вызывали ее в школу, ходили к нам домой, но мать злилась и стояла на своем, что ей меня не прокормить и все. Директор обещал выхлопотать специальную помощь для меня, как для одаренного ученика, а в последствии, как дочери из многодетной семьи обещал стипендию и общежитие, но ничего мою мать не тронуло, ни помощь, ни деньги, она сказала:

- Я так решила и все. А если не хочешь, через полгода тебе шестнадцать иди в столовую подсобной рабочей  и работай. Вот так и будет, или так, или никак…

На выпускной все собирались, наряжались, покупали новые платья и туфли, делали прически, а мне мать постирала свое старое льняное белое платье, отвернула и подшила другим материалом, поскольку я была выше ее ростом уже,  отутюжила и сказала:

- Пойдет, а лучшее денег нет.

Хотя деньги были и немалые. Мать занималась выращиванием ранних овощей и дорого их продавала, работала на мясокомбинате, получала хорошие деньги и еще были алименты от отца, не плохие, я бы сказала, но на меня она их тратить не хотела. На выпускной  я не пошла, документы потом мать забрала и мы с ней отвезли их в техникум. В техникум я поступила без всяких усилий. Училась я без энтузиазма, я не хотела эту профессию, правда к четвертому курсу опять увлеклась расчетами и писала заочникам и старшекурсникам проэкты и строительные конструкции поточных линий в столовых и кондитерских цехах. Почему? Да все просто, мне нужны были деньги. Мыла посуду в самом престижном ресторане интуриста,  после преддипломной практики. Перенимала опыт и навыки высокой кулинарии у самых известных шеф- поваров Самары, и вот итог - городская столовая третьей категории открытого типа, повар третий разряд.

- Да, что сказать? Не знаю, это, как сны во сне и наяву… Это  еще хорошо, что по специальности попала…- поддержала я Лелю.

- Ты, Оля, права, ведь я вообще могла не получить диплом. Мать меня так подставила, что врагу не пожелаешь. Вот пример -  когда мне исполнилось 16 лет, мне нужно было получать паспорт и нужно было ехать на практику. Я спросила мать,  как это сделать и ей нужно было пойти со мной в паспортный стол, поскольку я уже училась в техникуме, и взяла справку, что там учусь, свидетельство о рождении и пошла одна, мать отказалась идти со мной. Начальник паспортного стола отказала мне в приеме документов, на том основании, что я не прописана по месту постоянного проживания… Я не буду всего описывать моего унижения. Мать на мою просьбу помочь мне сказала:

- Ты меня опозорила, захотелось тебе с твоей рожей в университет, а сама паспорт получить не можешь, вот добивайся. Чего ты без меня стоишь, я и так тебя выкормила и вырастила, в техникум отдала, а дальше сама!

- Куда я только не ходила. В конце концов в школе меня директор пожалел и дал справку, что я живу с мамой и учусь в школе, но его за это чуть с должности не сняли. Мне было так стыдно, но кроме свидетельства о рождении и аттестата об окончании восьми классов у меня никаких документов не было. Я паниковала, переживала очень  и однажды не выдержала, мне уже было 17,5 лет и нужно было ехать на практику в лагерь, а без паспорта меня никуда не брали и заработать денег я не могла, мать денег на руки почти не давала. Обносилась, но старые эти обноски не скрывали моей внешности. Не помню уже кто посоветовал идти и написать жалобу в управление Внутренних дел, и я пошла, но вместо этого попала в МИД. Пришла на проходную, а там лейтенант дежурил, меня не пускает, я настаиваю и громко разговариваю с ним на повышенных тонах, а он меня отправляет в другую организацию.  И вдруг на мое счастье, или по Божьему велению, спускается какой большой чин, генерал и увидел, как тот меня выталкивает и как гаркнет:

- Фамилия, звание! Это что еще за свидания на посту! А вы девушка, такая красивая и себя не цените, что вы сюда таскаетесь?

 А я, как зареву:

- Нет, я не такая! Я пришла сюда. Потому, что мне паспорт не дают! Я не знаю, что делать? И куда идти?

А генерал, посмотрел на меня и спрашивает:

- А сколько тебе лет и где живешь?

Я отвечаю:

-  Я живу в Самаре, учусь в техникуме, мне уже 17, 5 лет, но мать меня выписала, хотела в общежитие прописать, прописки нет, а паспорт не дают. Гоняют туда сюда, я на знаю,  что делать? Вот мои документы, какие есть все тут.

Он взял документы, посмотрел, отдал своему адъютанту капитану и сказал:

- Так! Сколько время? Ага…  17 ч30 минут, садись на автобус и езжай в свой паспортный стол, и получай! Ты -  молодец, умеешь за себя постоять.

- А я ему говорю, так паспортный стол работает до 17.00?

А он засмеялся и говорит:
 
- Иди,  и прямо туда иди, Они тебя подождут…

А когда я приехала в паспортный стол, было уже около восьми вечера, открыла дверь, то увидела начальника паспортного стола с моим паспортом и журналом, где она велела мне расписаться о получении паспорта. Ты представляешь, Оля. Ее трясло, как осиновый лист, она слова не могла вымолвить. Просто молча отдала мне паспорт. Я не знаю, почему, так сложилось, многие получают паспорт - для них это праздник, а для меня - это был самый дорогой документ, который я хранила, как зеницу ока, потому, что я поняла, что значит быть и жить без документа, подтверждающего твою личность. А когда я пришла домой и показала матери паспорт, она вместо поздравлений сказала:

- Ну вот, можешь, если захочешь. И так нужно во в всем, зубами выдирать свое, и за свое держаться. Впредь наука, делай, что велят…

Леля, замолчала. Потом немного посидела и сказала:

- А ты знаешь, Оля, а я до сих пор, так и не научилась тому, чему меня учила мать. Поэтому и страдаю. Шучу, конечно. А жизнь она длинная, вот и сегодня, стояла, там на обрыве, вспоминала, как же все это случилось со мной и почему, но знаешь, Оля, я стояла и просто вспоминала, а не жалела себя и о том, как прожила все эти сорок восемь лет. Хотя, много всего вода унесла. Недаром говорят - в одну воду, нельзя войти дважды.

Продолжение следует…


Рецензии