05. 074 Роттнест Австралия

05 Острова-тюрьмы    


05.074 Роттнест (Австралия)

Континентальный остров Роттнест (19 км;, 11 х 4,5 км) омывается водами Индийского океана. Находится в 18 км от юго-западного побережья Австралии (штат Западная Австралия) в районе двух портов — Фримантла и столицы штата Перта. Роттнест окружен кольцом рифов, представляющих большую опасность для судов. К юго-западу от Роттнеста находится кладбище 47 устаревших кораблей, а также автомобилей и самолетов времен Второй мировой войны. На холмистом острове (наивысшая точка 46 м) много соленых озер, мысов, заливов, бухт, песчаных пляжей. Остров известен как центр мирового дайвинга и сёрфинга. В 1838—1931 гг. на Роттнесте функционировала каторжная тюрьма для аборигенов-заключённых. Население острова ок. 300 человек. Нынешними его владельцами официально считаются аборигены племени нунгар.

Роттнест имеет такую же богатую доколониальную историю, как и другие острова акватории Тихого и Индийского океанов. Вот только ее, эту цепь событий, как и у прочих островов, не восстановить — нет письменных свидетельств той поры, а сказки и мифы врут. Сколько там было кровавых событий, сколько островитян убито и за что — почем знать. Артефакты же, которые обнаруживают археологи, весьма скудны и не всегда уместны. Тем не менее установлено, что на Роттнесте первые люди появились ранее 70 тыс. л.н. Они пришли на него с континента. А может, приплыли и с других архипелагов. Тогда уровень мирового океана был ниже сегодняшнего более чем на 110 м. 18 тыс. л.н. начался подъем воды, которая через 11 тыс. л. отделила Роттнест от материка. Аборигены дали острову чудесное название: Wadjemup по Noongar — «место по воде, где духи».

Вряд ли о духах задумывались голландцы и англичане, не раз бывавшие в XVII в. на труднодоступном из-за рифов и прибрежных скал необитаемом клочке суши. Английский капитан Дж. Дэниел в 1691  г. нанес его на карту как Девичий остров, но прижилось название, которое дал острову в 1696 г. голландский капитан В. де Вламинк —  Роттнест (с голл. «крысиное гнездо»). Исследуя остров, голландец описал его как «рай на земле». Более всего путешественника впечатлили короткохвостые карликовые кенгуру — квокки, которых он принял за гигантских крыс.

В п. трети XIX в. Роттнест обживали семьи британцев, основавших на нем пару поселений. Новоселы вырубали густые леса (сегодня их не осталось), осваивали пастбища, наладили соледобычу в соленых озерах, т.е. вели мирную жизнь колонистов, которых судьба не свела с законными хозяевами земли (за их отсутствием).

В это же время шла колонизация Западной Австралии. Первых британцев, приплывших к верховьям реки Суон (360 км) местные жители нунгар посчитали своими предками, вернувшимися из мира духов, чтобы защитить их. Аборигены думали, что те были под водой и обесцвечивались, пока их кожа не побелела. Но гости не ушли. О том, как колонизаторы цивилизовали аборигенов, лучше всего рассказывают их потомки (выборка). «Внезапно выросли заборы, людей вытеснили с их земель, и мы оказались в изоляции… Затем они очистили землю и заблокировали все пресноводные источники, протекающие через город. Это означало, что все лекарственные растения, вся традиционная растительность и животные исчезли. Все наши охотничьи угодья исчезли. В связи с тем, что запасы пищи быстро истощались, мы начали стрелять в любое животное, которое видели — овцу, курицу, корову, — не понимая закона белых, согласно которому животные могут принадлежать людям. Для нас животные принадлежали земле… Нас начали арестовывать за кражи, незаконное проникновение, и тюрьмы быстро заполнились… В нашей культуре нет тюремного заключения. Проблема усугубилась настолько, что на острове Роттнест построили для нас тюрьму… Первая лодка прибыла в Ваджемуп (местное название острова) в 1838 г. с шестью пленными на борту… Началась добыча известняка и строительство тюрьмы… Заключенные работали на жаре, по ночам на них вместо одежды надевали цепи… По мере того как колониальная граница распространялась вглубь континента, все больше мужчин и мальчиков-аборигенов отправлялись в Ваджемуп… Их арестовывали, часто по сфабрикованным обвинениям, сковывали цепями вокруг шеи, рук и ног и отправляли в тюрьму… К 1880-м гг. на остров прибывало больше мужчин, чем когда-либо прежде, и условия были в худшем состоянии. Это был пик переполненности и заболеваний. Крошечные камеры (3 х 1,8 м) были забиты до 10 человек. Туалетов и кроватей не было, а полы были из грязи. Зимой в камерах было грязно и очень холодно. Болезни быстро распространились — в основном корь и грипп — и за одну зиму умерло не менее 60 человек». И т.д. См. Кирсти Мелвилл «Остров Роттнест. Черная тюрьма, белая детская площадка».  (https://www.abc.net.au/news/2016-10-25/7962940?nw=0).

1838 год изменил судьбу острова: Пенитенциарная система Австралии обогатилась несколькими зданиями, которые спустя столетие стали демонстрировать как образец старинной колониальной архитектуры. До 1931 г. в тюрьме отбыли срок 43 тыс. осужденных, не считая интернированных в отдельный лагерь австралийцев немецкого и австрийского происхождения во время Первой мировой войны. В годы Второй мировой войны в лагере содержались военнопленные итальянцы. На территории колонии есть «достопримечательность» — безымянное кладбище, могильник Ваджемуп. Там похоронено ок. 400 заключенных, умерших от болезней, истощения, тяжкого труда или забитых насмерть. 5 из них были повешены самодуром — начальником колонии.

Самое ужасное то, что «аборигены-заключенные вообще не понимали, что с ними происходит...»
В сегодняшнем Роттнесте ничто не напоминает о его «криминальном» прошлом. Радость и веселье хлещут здесь через коралловый край. В бывшем здании восьмиугольной тюрьмы находится отель. Каково там отдыхается туристам — трудно сказать… Роттнест — излюбленное место для желающих отдохнуть и расслабиться. Его посещают до 500 тыс. человек в год. Людей привлекает поразительная красота острова, бирюзовые воды и сверкающие белые пески и, похоже, мало заботит «темная, разрушительная, досадно невидимая история» (К. Мелвилл).

Плотность природных достопримечательностей на острове зашкаливает. На небольшой территории расположены 10 соленых озер, 5 заливов, множество живописных мысов и бухт. Весь остров, который австралийцы называют Ротто, — охраняемая природная территория, на нем запрещено строительство частных домов, езда на личных автомобилях и причинение беспокойства квоккам, давшим название острову. Благодаря тому, что на Роттнесте нет злейших врагов квокки — лисиц, собак, кошек и хищных птиц (ядовитые змеи не в счет — надо быть осторожнее!), на острове обосновалась самая крупная популяция этого животного.

Квокки — забавные зверушки, которые умиляют не только своим игрушечным видом (они величиной с кошку), но и тягой к человеку и натуральной улыбкой, которая появляется при расслаблении челюстных мышц. Но поскольку квокка весь день занята тем, что непрерывно жует, улыбку легче увидеть, когда она спит. Квокка питается травой и свежими побегами, для чего ей приходится иногда вскарабкиваться на высоту до 1,5 м. Интересной особенностью квокк является процесс деторождения. Самка приносит в помёт одного детеныша, который еще несколько месяцев «дозревает» в ее сумке. Если малыш погибает, у квокки тут же начинает развиваться второй «спящий» эмбрион. Его заготовила природа «про запас». Если же с первым квоккчиком всё о'кей, второй начинает развиваться после того, как освободится сумка матери.

P.S. Во время пандемии COVID-19 в Австралии остров использовался в качестве карантинной станции для прибывавших туристов и возвращавшихся австралийцев.

Рисунок из Интернета. Остров Роттнест
https://www.pinterest.com/pin/356910339219570849/


Рецензии