Русская Мона Лиза. Загадочная, неповторимая

и удивительно прекрасная.

Друзья!
Из Сети

"Был далёкий 1797 год. Художник, снискавший славу гениального
портретиста, работает над портретами императорского семейства.
Внезапно он получает новый заказ. Один егермейстер пожелал
запечатлеть свою восемнадцатилетнюю невесту. Впрочем, некоторые
источники говорят, что она сама захотела свой портрет в исполнении
Боровиковского. Вопреки воле родителей, которые не признавали в нём
художника.
Прекрасная княжна произвела на мастера такое впечатление, что,
презрев все каноны живописи, художник изобразил героиню на природном
фоне, дабы полнее раскрыть её внутренний мир. В те времена, портреты
должны были указывать на социальный статус, вот почему большинство
такие мрачные. Только не портрет Марии!
Когда работа была завершена, княжна вышла замуж. К сожалению,
счастья ей не досталось. Деток у них с Лопухиным не было, а спустя
несколько лет Мария умирает от чахотки. И вот тут начинается самое
любопытное!
Юная девушка так загадочно смотрела с картины, ну точно как живая! И
люди стали искать мистическую подоплёку. Тем более, особенно
стараться им не пришлось. Отец княжны, Иван Толстой, состоял в
обществе масонов. Он даже занимал пост магистра. Угадаете, что
придумали сплетники?
Злые языки поговаривали, что горюющий отец «заманил» душу дочери в
портрет. И что будто бы из-за этого, Мария такая красивая. Но на этом они
не остановились! Салонные кумушки создали целую легенду. По ней
выходило, что всякая молодая девушка, взглянувшая на портрет, даже
мельком, непременно умрёт! Общественная версия гласила, что картина
погубила не менее десятка красавиц.
Всё это время портрет хранился в доме племянницы Марии и почитался
как семейное достояние. До тех пор, пока однажды его не увидел
известный меценат Павел Третьяков. Великолепная работа так
понравилась ему, что он выкупил её для своей коллекции. Даже не
спрашивайте, каких трудов ему это стоило.
Привёз он своё приобретение в галерею и стал подыскивать ему
подходящее место. О! А тут как раз рядом с портретом князя Куракина
свободно. Оба портрета написал один художник, и Третьяков счёл
разумным повесить картины рядом.
Всё было спокойно. До утра! Приходит коллекционер в галерею, а там
портрет Куракина валятся на полу. И мало, что упал, так ещё и рама
развалилась. Заинтересовало Третьякова поведение строптивой
красавицы, и провёл он расследование. Оказалось, что ещё при жизни
Мария не переносила стареющего князя, имевшего скверную привычку
волочится за женщинами.
Пришлось искать другое место для ловеласа.
Поскольку после размещения портрета в галерее особой смертности
юных посетительниц не наблюдалось, слухи о её роковых способностях
стихли. Там она и находится до сих пор. Вот такая вот у нас «русская
Мона Лиза». Загадочная, неповторимая и удивительно
прекрасная"https://ok.ru/zdespub
...Други!
Подробнее.
"Владимир Боровиковский (1757–1825), проживший насыщенную и
разнообразную жизнь, в которой было всё — признание в Петербурге его
безусловного художественного таланта, покровительство со стороны самых
высокопоставленных российский государственных деятелей и вельмож, статус
придворного художника, переход от написания икон к парадным портретам,
увлечение мистикой и забвение, когда некогда знаменитый художник вынужден был
прозябать на обочине жизни.
Родом Боровиковский из Миргорода, того самого города, который воспел Гоголь в
своих бессмертных произведениях. Нет точных свидетельств, являлся ли отец
Владимира Боровиковского простым казаком или обедневшим помещиком, но зато
известно, что он и братья Владимира Боровиковского — Василий и Иван были
иконописцами, писали иконы во всех местных церквях. Потому и Владимир тоже
пошёл по их пути, правда, вначале была воинская служба и лишь после неё, уйдя на
покой, Владимир стал расписывать иконы. А когда ему исполнилось 30 лет —
достаточно солидный по меркам XVIII века возраст, Владимиру повезло. Тогда, в 1787
году, Екатерина II решила съездить с ознакомительной поездкой в Крым, а для
дворца, где она должна была остановиться, Боровиковскому заказали расписать два
панно, на одном из которых была изображена сама Екатерина II, дающая наказ
мудрецам из Греции, а на втором в аллегорической форме написан Пётр 1,
выступающий в роли пахаря, и Екатерина II, которая сеяла за ним.
Картины угодили Екатерине II, она захотела познакомиться с художником, их
написавшим и Боровиковского представили императрице. Та рекомендовала
отправиться ему в Петербург, поступить учиться в Академию художеств — негоже
пропадать такому таланту. Ослушаться императрицу Боровиковский не посмел и
потому, спустя год, поехал в Северную Пальмиру.
Вот только в академию Боровиковского не приняли — слишком уж солидный возраст
у него был, пришлось учиться частным порядком, он брал уроки у портретиста
Иоганна Лампи и нашего замечательного художника Дмитрия Левицкого.
А в 1794 году Боровиковский, не без помощи своих друзей и высоких покровителей
— найти их ему повезло достаточно быстро, поскольку он не в пример многих других
художников, например, , или
был общительным и светским человеком, умел вращаться в обществе и заводить
нужные знакомства, а благодаря зрелому возрасту прекрасно понимал их
значимость, сумел получить заказ на написание портрета самой Екатерины II. И
портрет получился совершенно не парадным, очень домашним и несколько
камерным, императрица там прогуливается в Царскосельском парке и совсем не
похожа на величественную главу огромной империи, скорее на пожилую госпожу с
собачкой в добротной, но в обычной одежде, без каких-либо атрибутов власти. Для
того времени в жанре парадных портретов королевских особ — прорыв
необычайный, нужна была определённая смелость, чтобы изобразить императрицу
как обычного человека, без подобострастия и безусловного верховенства перед
простыми смертными. Но самой Екатерине II портрет понравился, а Боровиковский
вскоре получил звание академика живописи.
Валентина Серова Исаака Левитана Михаила ВрубеляЛучшие годы для Боровиковского — начало XIX века. Тогда он получил должность
советника Академии художеств, писал великих княжон и самого императора Павла 1.
А написание портретов столь высокопоставленных особ — прямой путь для самых
выгодных заказов. Все высшие сановники и самые богатые и знатные придворные
хотели, чтобы именно Боровиковский стал писать их портреты, а сам художник мог
заламывать совершенно несусветную цену, благо недостатка в заказчиках не было.
Боровиковский написал немало портретов в самых разных стилях. Были камерные,
женские портреты, как, например, портрет Марии Лопухиной, написанный в стиле
сентиментализма. Боровиковскому удивительно точно удалось передать особенности
женского характера и присущую ей нежность. Он относился к своим заказчицам
зачастую как к музе, неземной особе - и это было, с одной стороны, хорошо,
поскольку соответствовало всем требованиям и понятиям сентиментализма, с другой
стороны, слишком уж идеализированными и чувственными получались портреты,
они далеки были от правды жизни в то время и от своих реальных прототипов,
которые далеко не всегда походили на неземных созданий.hmao-shop.motivtelecom.r
Особенно преуспел Боровиковский в написании парадных портретов. Именно за них
он мог просить , которые заказчики, возможно, без особого
удовольствия, но платили — возможность заказать портрет у самого Боровиковского
была очень почётна. Например, за портрет князя Куракина он запросил 700 рублей
— профессора получали не больше 2 тыс. за целый год, а они считались очень
обеспеченными господами.
огромные деньги
Новое время — новые требования. Но мастерство художник сохранил, лёгкость руки
ему не изменяла, просто он разочаровался в портретном жанре.
Семью он так и не создал, жил в своей большой квартире на Миллионной с кухаркой
и учениками. Кстати, одним из учеников был знаменитый художник
Алексей
Венецианов, одним из первых ставший писать не только придворных и вельмож, но
и простых крестьян.
Чувствуя пустоту в душе, Боровиковский решил вступить в общество «Союз
братства», основным идеологом которого была Екатерина Татаринова — дама во
всех смыслах знаменательная. Она проповедовала идеи скопчества и мистицизма,
организовала своё тайное общество, куда входили многие влиятельные люди Санкт-
Петербурга: министр народного просвещения Александр Голицын, генерал Евгений
Головин и сам Владимир Боровиковский. Правда, поговаривали, что он увлёкся
Татариновой, но неизвестно насколько это всё правда. Для этого общества
Боровиковский бесплатно написал немало портретов на религиозные темы, но
постепенно в нём разуверился и разочаровался, по его словам, там лишь «гордость и
презрение».https://dzen.ru/
... Да,темноватая всё же  эта дама и её чудаки из высшего общества.
В.Н.
******************
Женщины со знаменитых картин, о чьих
судьбах мы не знали

О картине мы прежде всего знаем две вещи: ее автора и, возможно, историю полотна. А
вот о судьбах тех, кто смотрит на нас с холстов, нам известно не так уж и много. Сегодня
мы решили рассказать о женщинах, чьи лица нам хорошо знакомы, а их истории — нет.
Жанна Самари — Огюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 г. Актриса Жанна
Самари хоть и не смогла стать звездой сцены (играла она преимущественно служанок),
но повезло ей кое в чем другом: некоторое время она жила недалеко от мастерской
Ренуара, который в 1877-1878 годах написал четыре ее портрета, тем самым прославив
куда больше, чем это могла бы сделать ее актерская карьера. Жанна играла в спектаклях
с 18 лет, в 25 она вышла замуж и родила троих детей, затем даже написала детскую
книжку. Но прожила эта обаятельная дама, к сожалению, недолго: в 33 года заболела
брюшным тифом и скончалась. Чечилия Галлерани — Леонардо да Винчи, «Дама с
горностаем», 1489-1490 гг. Чечилия Галлерани была девушкой из благородной
итальянской семьи, которая в возрасте 10 (!) лет уже была помолвлена. Однако, когда
девочке было 14, помолвка по неизвестным причинам была расторгнута, а Чечилия
отправлена в монастырь, где и познакомилась (или же все это было подстроено) с
герцогом миланским Людовико Сфорца. Завязался роман, Чечилия забеременела, и
герцог поселил девушку в своем замке, но тут пришло время вступить в династический
брак с другой женщиной, которой, конечно же, присутствие любовницы в их доме не
понравилось. Тогда после родов Галлерани герцог забрал себе сына, а ее выдал замуж за
обедневшего графа. В этом браке Чечилия родила четверых детей, держала чуть ли не
самый первый в Европе литературный салон, бывала у герцога в гостях и с удовольствием
играла с его ребенком от новой любовницы. Спустя время супруг Чечилии погиб,
наступила война, она потеряла свое благосостояние и нашла приют в доме сестры той
самой жены герцога — вот в таких замечательных отношениях она умудрялась быть с
людьми. После войны Галлерани вернула свое имение, где и жила вплоть до своей смерти
в возрасте 63 лет. Зинаида Юсупова — В.А. Серов, «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой»,
1902 г. Богатейшая российская наследница, последняя из рода Юсуповых, княжна
Зинаида была невероятно хороша собой, и, несмотря на то что ее расположения
добивались в числе прочих августейшие особы, замуж она хотела выйти по любви.
Желание свое она осуществила: замужество было счастливым и принесло двоих сыновей.
Юсупова много времени и сил тратила на благотворительную деятельность, причем
после революции продолжила ее и в эмиграции. Любимый старший сын погиб на дуэли,
когда княгине было 47 лет, и она с трудом перенесла эту утрату. С началом волнений
Юсуповы покинули Петербург и поселились в Риме, а после смерти супруга княгиня
переехала к сыну в Париж, где и провела остаток своих дней. Мария Лопухина — В.Л.
Боровиковский, «Портрет М.И. Лопухиной», 1797 г. Боровиковский написал множество
портретов русских дворянок, но этот — самый чарующий. Мария Лопухина,
представительница графского рода Толстых, изображена здесь в нежном возрасте 18 лет.
Портрет был заказан ее супругом Степаном Авраамовичем Лопухиным вскоре после
свадьбы. Непринужденность и чуть надменный взгляд кажутся то ли обычной позой для
подобного портрета эпохи сентиментализма, то ли признаками меланхолического и
поэтического нрава. Судьба этой загадочной девушки оказалась печальной: спустя всего
6 лет спустя после написания картины Мария умерла от чахотки.
 «Всадница» Брюллова — блистательный парадный
портрет, в котором роскошно все: и яркость красок, и пышность драпировок, и красота
моделей. На нем изображены две девочки, носившие фамилию Пачини: старшая
Джованина сидит на лошади, младшая Амацилия смотрит на нее с крыльца. Картину Карлу
Брюллову — своему многолетнему возлюбленному — заказала их приемная мать, графиня
Юлия Павловна Самойлова, одна из красивейших женщин России и наследница
колоссального состояния. Повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое
приданое. Но получилось так, что к старости она практически разорилась, и тогда
приемные дочери Джованина и Амацилия через суд взыскивали у графини обещанные
деньги и имущество.
На знаменитой картине Боттичелли изображена Симонетта Веспуччи —
первая красавица флорентийского Ренессанса. Симонетта родилась в богатой семье, в 16
лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника Америго Веспуччи, «открывшего»
Америку и давшего континенту свое имя). После свадьбы молодожены обосновались во
Флоренции, были приняты при дворе Лоренцо Медичи, в те годы славившемся пышными
пирами и приемами. Красивая, при этом очень скромная и доброжелательная Симонетта
быстро влюбила в себя флорентийских мужчин. Ухаживать за ней пытался и сам
правитель Флоренции Лоренцо, но активнее всех ее добивался его брат Джулиано.
Красота Симонетты вдохновляла многих художников того времени, среди которых был
Сандро Боттичелли. Считается, что с момента их встречи моделью всех Мадонн и Венер
кисти Боттичелли была именно Симонетта. В возрасте 23 лет Симонетта умерла от
чахотки, несмотря на старания лучших придворных врачей. После этого художник
изображал свою музу только по памяти, а в старости завещал, чтобы его похоронили
рядом с ней, что и было выполнено.
Вера Мамонтова — В.А. Серов, «Девочка с персиками»,
1887 г. Самая знаменитая картина мастера портрета Валентина Серова была написана в
усадьбе богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова. Ежедневно на
протяжении двух месяцев художнику позировала его дочь, 12-летняя Вера. Девочка
выросла и превратилась в очаровательную девушку, вышла замуж по взаимной любви за
Александра Самарина, принадлежащего к известной дворянской фамилии. После
свадебного путешествия по Италии семья поселилась в городе Богородске, где один за
другим родилось трое детей. Но неожиданно в декабре 1907 года, спустя всего 5 лет
после свадьбы, Вера Саввишна умерла от воспаления легких. Ей было всего 32 года, а ее
муж больше так и не женился.
Александра Петровна Струйская — Ф.С. Рокотов, «Портрет
Струйской», 1772 г. Этот портрет кисти Рокотова словно воздушный полунамек.
Александре Струйской было 18, когда ее выдали замуж за очень богатого вдовца. Есть
легенда, что на свадьбу муж подарил ей ни больше ни меньше новую церковь. И всю
жизнь писал ей стихи. Был ли этот брак счастливым, доподлинно не известно, но все, кто
бывал в их доме, обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги. За 24 года
брака Александра родила мужу 18 детей, 10 из которых умерли во младенчестве. После
смерти мужа она прожила еще 40 лет, твердо управляла поместьем и оставила детям
приличное состояние. Галина Владимировна Адеркас — Б.М. Кустодиев, «Купчиха за
чаем», 1918 г. «Купчиха за чаем» Кустодиева — настоящая иллюстрация той яркой и сытой
России, где ярмарки, карусели и «хруст французской булки». Написана картина была в
послереволюционном голодном 1918 году, когда о таком изобилии можно было только
мечтать. Для купчихи в этом портрете-картине позировала Галина Владимировна Адеркас
— натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю аж от одного ливонского
рыцаря XVIII века. В Астрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых по дому, с
шестого этажа; в студию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель.
В этот период Адеркас была совсем молода — студентка-первокурсница медицинского
факультета — и на набросках ее фигура выглядит гораздо тоньше. Окончив университет и
проработав какое-то время хирургом, она бросила профессию и в советские годы пела в
составе русского хора, участвовала в озвучивании фильмов, вышла замуж и стала
выступать в цирке.
Лиза дель Джокондо — Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», 1503-1519 гг.
Пожалуй, один из самых известных и загадочных портретов всех времен и народов — это
знаменитая Мона Лиза кисти великого Леонардо. Среди множества версий о том, кому
принадлежит легендарная улыбка, официально в 2005 году подтвердилась следующая:
на полотне изображена Лиза дель Джокондо, супруга торговца шелком из Флоренции
Франческо дель Джокондо. Портрет мог быть заказан художнику, чтобы отметить
рождение сына и покупку дома. Вместе с мужем Лиза вырастила пятерых детей, и,
вероятнее всего, ее брак был основан на любви. Когда супруг умер от чумы и Лизу также
поразила эта тяжелая болезнь, одна из дочерей не побоялась взять маму к себе и
выходила ее. Мона Лиза вылечилась и прожила еще некоторое время вместе со своими
дочерьми, скончавшись в возрасте 63 лет.
Картина В.Л. Боровиковского «Портрет Марии Лопухиной» может привлечь
своей загадочной улыбкой каждого, кто посетит Третьяковскую галерею.
Спокойная поза и проникновенный взгляд, который обращён на зрителя, где бы
тот не находился, заставляет нас неосознанно думать о характере главной
героини. Чтобы узнать больше о Марии Лопухиной, достаточно обратить
внимание на то, что её окружает. Художник отступил от правил и изобразил
главную героиню полотна в окружении предметов, которые раскрывают её
образ, а не социальное положение. Например, в портрете присутствует пейзаж,
который намекает нам на сентиментализм, направление, которое было
популярно в конце XVIII века начале XIX века. Придать чувственный образ
художник смог через мягкие полутона в картине. В этом произведении цвета
одежды перекликаются с цветами, использованными в пейзаже, это создает
поэтический облик Марии Лопухиной, подчеркивает её женственность и
глубину натуры.
Мария Лопухина прожила недолгую жизнь и умерла слишком рано, вскоре
после замужества от чахотки. И как хорошо, что В.Л. Боровиковский успел
запечатлеть её красоту. Кажется, что художник предсказал её скорую кончину.
Если обратить внимание на букет роз, то можно увидеть, что бутоны поникли.
Скорей всего это, была случайность, но теперь это кажется проведением, ведь
девушка действительно покинула этот мир в расцвете своей жизни.
Картина настолько впечатляла зрителя, что ей даже один из поэтов Яков
Полонский посвятил стих, прославив в веках красоту Марии Лопухиной, в
образе которой сочетается сила прощать и любить. А Павел Третьяков долго
пытался выкупить портрет у родственников, и только спустя 5 лет он наконец -
таки его приобрёл, чтобы каждый смог увидеть эту немного грустную
полуулыбку, таящую в себе тайну, которую хочется разгадать, любуясь этим
шедевром.
https://dzen.ru/
**************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
27 августа 2025 года


Рецензии