Шахматы Фишера - субъективное восприятие

Данный очерк представляет собой систематическое изложение основ шахмат Фишера, которые становятся всё более популярными в профессиональной и любительской среде, на основе собранной информации из открытых источников и личного игрового опыта. Представленный материал может быть полезен любому, кто интересуется этим видом шахмат и хотел бы иметь общее цельное представление о них.

В 1990-е гг., новость о том,  что небезызвестный американский шахматист Бобби Фишер презентовал новые шахматы, многих, в и.ч. и меня, как-то особо не впечатлила... Мол, опять Бобби в своей привычной манере  что-то начудил... Но вот идёт время: в нулевые годы появляются сведения о неофициальных первенствах среди гроссмейстеров по шахматам Фишера, в конце десятых годов эти турниры и матчи получают официальный характер, а сам этот вид шахмат становятся частью инфраструктуры Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Неофициальными и официальными чемпионами мира по шахматам Фишера становились Петер Леко, Петр Свидлер, Левон Аронян, Хикару Накамура и Уэсли Со. У массового любителя в наше время есть возможность играть в эти шахматы на всех популярных платформах и движках.

Стремление преобразовать столь популярную игру было обусловлено исчерпываемостью ее творческого ресурса. Это было обосновано еще в 1920-е гг. легендарным Хосе-Раулем Капабланкой. Именно он ввел понятие "ничейная смерть" применительно к классическим шахматам. Многие специалисты считают этот диагноз излишне категоричным, но тем не менее является очевидным то, что залогом успеха уже давно является зазубривание "стандартов" в ущерб реальному состязанию стратегического и тактического потенциала соперников. Капабланка тогда предложил новацию с горизонтальным расширением доски на две клетки для двух новых фигур . В среде отечественных топ-шахматистов сторонником модернизационных концепций был Давид Ионович Бронштейн.

Однако, шахматы Капабланки, как и ряд других известных вариантов шахматных модернизаций, по сути, являются уже другими играми, хоть и в шахматном обрамлении. В отличие от многих из них шахматы Фишера сохраняют цельность шахматной концепции и философии. Для более цельного анализа этого модернизационного подхода целесообразно выделить некоторые особенности личности непосредственно автора концепции.

Роберт Джеймс Фишер - самый молодой для своего времени гроссмейстер, многократный чемпион США в 1960-е гг. (рекорд никем не превзойден!) и 12-й чемпион мира (1972-1975). Наряду с жёстким и непредсказуемым стилем игры снискал популярность экстравагантным и иногда скандальным поведением. Мог себе позволить не явиться на игру и получить техническое поражение ради желания поспать, ругаться с судьями и другими официальными лицами, высказаться в антисемитском духе, имея при этом еврейские корни... Реализованное обещание победить Бориса Спасского, уступив в начале матча на звание чемпиона мира две партии, вообще отдаёт мистикой! Апогеем всего этого можно считать отказ отстаивать чемпионский титул в 1975 г. путем выставления заведомо неприемлемых для ФИДЕ условий. Затем последовали своеобразное затворничество, проблемы с американским правосудием, а уже в 1990-е гг. коммерческий матч-реванш с Борисом Спасским, кстати, выигранный с разгромным счётом, и... презентация новых шахмат.

Считаю, что биография Фишера сама за себя говорит о том, что он был личностью гениального склада. Возможно, он, как никто из современников, переживал тупиковую ситуацию в развитии шахмат. Гений по определению не может себя чувствовать комфортно в рамках какой-либо системы. Он пытался противостоять как американской, так и советской и вообще мировой системам организации шахмат, политизации, бюрократизации и т.п. Ему было некомфортно даже тогда, когда американская пропаганда вовсю эксплуатировала его имя в политических целях накануне и после победного матча над Спасским. Он всегда позиционировал себя сугубо индивидуально - не частью какой-либо системы. Тем не менее, по ряду оценок, Фишер был очень приятен в общении. Многие топ-гроссмейстеры, в т.ч. и советские, ему симпатизировали, сохранив хорошие воспоминания о нём.

Комфортнее всего Фишер чувствовал себя в Венгрии и Югославии. Был дружен с шахматным семейством Полгар. Есть сведения, что именно сестры Полгар и их отец были первыми, с кем Бобби поделился своей концепцией модернизации шахмат. Возможно, что они также внесли свои штрихи в дорисовку концепции. Шахматы Фишера, как выше указывалось, были приняты сообществами профессионалов и любителей не сразу. Сработал классический принцип, согласно которому гениальному творению нужно время, чтобы отлежаться.

Фишеровская новация не коснулась базового функционала шахмат: формы шахматной доски, состава фигур, ходов и т.п. Все изменения касаются только начальной расстановки фигур. От классических шахмат остался незыблемым пешечный ряд. Фигуры в своём ряду расставляются произвольно, но при ряде условий: 1) расположение черных и белых фигур должно быть зеркально-симметричным; 2) слоны обязательно должны быть разнопольными (черная и белая клеточные диагонали); 3) ладьи должны находиться по разные стороны от короля, а потому никогда не могут стоять рядом, и в связи с этим король не может занимать крайние поля a1/a8 и h1/h8.

Требования к расстановке ладей и короля имеют цель обеспечить возможность для длинной и короткой рокировки. Рокировка - это, пожалуй, самое трудноусваеваемое с первого раза правило в шахматах Фишера. При любом раскладе действует правило: при длинной или короткой рокировке король и ладья должны занять положение как в классических шахматах. Главное, поля между королем и ладьей должны быть свободны от других фигур и, разумеется, должны быть не заняты поля, которые должны занять ладья и король в ходе рокировки. В общем, возможность рокировки регулируется правилами классических шахмат: не при шахте и др. При определенной начальной расстановке бывает достаточно поменять местами рядом стоящих короля и ладью, даже если по обе стороны от них есть фигуры.

Неискушённый, но разбирающийся в шахматах читатель сразу скажет, что, мол, таких начальных расстановок может быть сколько угодно! И это так, но ещё не всё. Главный модернизационный принцип заключался в том, что начальная расстановка определяется жребием непосредственно перед игрой. Иными словами, ни вы ни ваш соперник заранее не знают, какой будет начальная расстановка, а потому теоретическая подготовка к игре лишена всякого смысла. Весь спортивно-творческий процесс происходит в одно время в одном месте.

Сам Фишер вряд ли заморачивался подсчётом количества начальных расстановок: ему важен был сам принцип. Немного позже это сделал немецкий шахматный программист Рейнхард Шарнагль. Посредством разработанного им метода были просчитаны все возможные начальные расстановки в фишеровских шахматах. Получилось 960. Разработка была опубликована под названием "Fischer Random Chess / Chess960" [Случайные шахматы Фишера ...]. Каждая начальная расстановка у Шарнагля получила уникальный порядковый номер: от 0(960) до 959. В настоящее время эта нумерация является официальной и применяется абсолютно везде. Это весьма ценно и в том плане, что по номеру начальной можно с помощью кодировочной таблицы вернуться в начало партии с целью поверхностного или детального разбора (в онлайн-играх такой проблемы не возникает).

Каким образом соперники решают вопрос о начальной расстановке? Что гарантирует невозможность одного из них, или обоих, заранее о ней знать и подготовиться? Как излишне не зависнуть над этим вопросом? Как в принципе осуществляется жребий? В наше время это проще простого. Для играющих онлайн стартовую позицию определяет движок. Играющие за доской могут воспользоваться соответствующими сайтами, приложениями и т.п., где один клик - и стартовая позиция сгенерирована. Можно обойтись и без сервисов: один игрок произвольно ставит фигуру на любое поле в положенном ряду, соперник ставит эту фигуру строго напротив, затем право выбора переходит уже к нему - и так по очереди. Важно только помнить правило в отношении расстановки слонов и ладей.

Необходимо также учитывать, что классическая расстановка шахматных фигур тоже является элементом фишеровских шахмат и имеет 518-й номер в кодировочной системе Шарнагля. Представьте себе: 959 исходных позиций - непаханое поле для творчества, и только одна - с колоссальной глубинной теорией, формировавшейся в течение не одного столетия. В практике онлайн-партий бывали казусы, когда автоматический жребий выдавал расстановку классических шахмат, а игроки, не обратив на это внимание, разыгрывали начала не по теории, а чисто интуитивно, что было похоже на некий абсурд.

Теория классических шахмат (расстановка N 518) формировалась и совершенствовалась в течение примерно трёх столетий на основе игровой практики и домашних разработок. В наше время существенные корректировки в теорию вносит искусственный интеллект. Теоретические рекомендации для разыгрывания 959-ти начальных расстановок искусственный интеллект также способен сгенерировать. Игровая практика особой роли здесь уже сыграть не может, т.к. по качеству и глубине анализа человек в разы уступает "машине". Но, опять же, шахматистам не под силу усвоить и применить рекомендации искусственного интеллекта ко всем 960-ти начальным позициям. В основном придется действовать интуитивно.

Тем не менее, на основе опыта можно сформулировать ряд рекомендаций для тех, кто заинтересовался данным видом шахмат.

Во-первых, увидев начальную расстановку, необходимо потратить время, чтобы ее оценить и наметить хотя бы план развития фигур. Зависание над первым ходом - это практика совсем не естественная в наше время в классических шахматах и очень характерная для шахмат Фишера. Здесь важно сразу обратить внимание на слабые места как свои, так и соперника. Особых проблем не возникает, если расстановка близка к классической (например, если только ферзь с королем поменялись местами), но если, к примеру, король и ферзь на разных флангах и в разнобой перемешаны фигуры, то задача усложняется. В классической расстановке мы знаем, что изначально все пешки защищены стоящими за ними фигурами, но в некоторых фишеровских расстановках есть незащищенные пешки и необходимо позаботиться о нейтрализации угрозы нападения. Повышенное внимание и осторожность здесь очень актуальны, т.к. иначе возможно схлопотать мат или серьезную потерю качества уже на 2-м ходу.

Во-вторых, при развитии фигур надо следовать каноническим принципам классических шахмат: развивать фигуры гармонично, не терять темп при ходе одной и той же фигурой, стараться не допускать сдваивания пешек, не увлекаться пешечной атакой без надежной подстраховки легкими и тяжелыми фигурами. Следует учитывать, что, как правило, фишеровские расстановки весьма располагают к авантюрным решениям в расчёте поймать соперника на недосмотре. В определенных ситуациях гармонично развивать фигуры бывает довольно сложно. Практика показывает, что долгое время даже ферзь может оставаться запертым собственными фигурами и реально не участвовать в игре. Что касается рокировки, то в классических шахматах без неё обходятся очень редко, а в шахматах Фишера примерно в половине случаев рокировка не является целесообразной.

В-третьих, при переходе из дебюта в миттельшпиль, как правило, разница между обычными и фишеровскими шахматами практически нивелируется. А уж по эндшпилю вообще невозможно сказать, какая начальная расстановка была разыграна.

В целом, как следует из текста, авторское субъективное восприятие шахмат Фишера очень даже позитивное, причем с число любительских позиций. Для не обладающих колоссальным теоретическим багажом любителей шахмат (рейтингом где-то до 2000), собственно, и классические шахматы являются неисчерпаемым творческим ресурсом. Тем не менее, фишеровская концепция вносит существенное разнообразие и весомый импульс в общее развитие шахмат и, конечно же, в дальнейшем будут способствовать расширению и без того немалой шахматной аудитории.

* Иллюстрация к очерку сгенерирована нейросетью "Яндекс-Алиса".


Рецензии