История Газы
Из Википедии, свободной энциклопедии
Византийская мозаика, изображающая царя Давида в образе Орфея в древней синагоге Газы
История евреев в городе Газа была прерывистой и охватывала период со II века до н. э. до палестинских беспорядков 1929 года и арабо-израильской войны 1948 года. Еврейская община города на протяжении всей своей истории производила раввинов и других выдающихся деятелей.
Присутствие евреев в городе Газа характеризовалось периодами мирного сосуществования, экономическими трудностями и периодическими конфликтами с другими общинами.
В Средние века, на протяжении примерно трёх столетий, в районе Газы процветала еврейская община, пока крестоносцы не разрушили Газу и близлежащие города в XII веке.
В период Османской империи, под руководством Натана из Газы в XVII веке, Газа стала центром еврейского мистицизма и родиной крупнейшего современного еврейского мессианского движения.
События арабо-израильской войны 1948 года стали важным поворотным моментом, который привёл к эвакуации еврейского населения из Газы.
Еврейские общины, созданные в секторе Газа после Шестидневной войны 1967 года, которые позже были эвакуированы в 2005 году, - вместо мира привело к резне
Хамаа 7 октября и войне за освобождение заложников и по сей день.
Библейское повествование
Самсон, последний из судей древних израильтян, упомянутых в Книге Судей (главы с 13 по 16), был схвачен филистимлянами и доставлен в город Газа, где его заставили молоть зерно на мельнице. Восстановив силы, он отправился в храм Дагона, где обрушил колонны, разрушив храм и убив себя и всех филистимлян. [2]
Последнее упоминание о Газе в еврейской Библии относится к тому времени, когда царь Езекия напал на Газу и её аванпосты (4 Царств 18:1–8)
Эллинистический и римский периоды
Город Газа, расположенный на побережье Средиземного моря, был частью империи Селевкидов в эллинистический период, а позже перешёл под власть Рима.[3] В эллинистический период, начавшийся с завоеваний Александра Македонского в конце IV века до н. э., в соседней Иудее проживало большое количество евреев, а еврейские общины существовали и в других частях региона. Этот период характеризовался влиянием эллинистической культуры и взаимодействием между различными этническими и религиозными группами. В это время впервые упоминается еврейская община в Газе.[3]
Гравюра с изображением меноры на колонне внутри Большой мечети Газы[4]
В 145 году до н. э. еврейский хасмонейский вождь Ионатан Апф осадил Газу, находясь на службе в армии царя Селевкидов Антиоха VI.,
в 96г до н.э. её разрушил хасмонейский царь Александр Яннай
Газа была восстановлена римским полководцем Помпеем Великим и передана Ироду Великому тридцать лет спустя. На протяжении всего римского периода Газа продолжала процветать, получая дары от нескольких римских императоров. Сенат, состоявший из 500 членов, управлял городом, в котором тогда проживали греки, римляне, евреи, египтяне, персы и набатейцы.[5] Во время правления Ирода (37–4 гг. до н. э.) Газа находилась под его властью. После его смерти в 4 г. до н. э. она была присоединена к провинции Сирия. В 66 г. н. э., на ранних этапах Первой Иудейской войны, город был атакован еврейскими повстанцами и сожжён во время восстания против римлян. [6]
На одной из колонн в Большой мечети Газы была надпись на иврите и греческом: «Ханания, сын Иакова». Над ней была вырезана менора с шофаром с одной стороны и этрогом с другой. В конце XIX века колонна была частью старой синагоги в Кесарии Приморской и была перенесена в мечеть из-за её предполагаемой религиозной ценности, поскольку церковь в Кесарии была изображена на карте Мадабы. Тот факт, что этот еврейский символ десятилетиями хранился в мечети, учёный Зиад Шехада назвал демонстрацией «мирного сосуществования».[7] Он был сильно повреждён в феврале 1987 года во время Первой интифады.[8]
Сектор Газа входит в границы времен Иисуса Навина, и является частью наследия Иудеи, как сказано: «И Газа с окрестными городами и поселениями, до Нахала мицраим и до границы у Средиземного моря» (Иисус Навин 15:47). [8]
Византийский период
К концу византийского периода Газа стала важным еврейским центром на юге Палестины.[9] Газа вместе с Тверией стала альтернативным местом паломничества для евреев, когда им был запрещён доступ в Иерусалим. Согласно караимскому источнику, в этот период, "до арабского завоевания Земли Израиля, они не могли приехать в Иерусалим, и со всех четырех концов земли они приезжали в Тверию и Газу за желанием построить Храм".
Это поселение продолжалось до конца византийского периода, на что указывает арабское завоевание Газы и ее окрестностей (в феврале 634 года, после осады окрестностей города, он был осажден, кульминацией которого стал захват города в июле) в сирийской хронике: "И там было убито около четырех тысяч бедных крестьян из Земли Израиля: христиан, евреев и самаритян. И арабы опустошили всю землю. [10]
Рядом с портом Газы были обнаружены остатки древней синагоги на юге Газы, построенной примерно в 508 году н. э. в византийский период. На мозаичном полу синагоги изображены различные африканские животные, а также медальоны. У входа можно увидеть изображение человека, играющего на музыкальном инструменте в окружении животных, с именем «Давид» над ним. Центральная надпись на мозаике на греческом языке гласит: «Мы, Менахем и Иешуа, сыновья Иессея, торговцы древесиной, в знак уважения к священному месту пожертвовали эту мозаику в месяце Луос, в 569 году» (еврейский счёт лет в Газе начинался с изгнания Габиния). Община Газы также упоминается в Каирской генизе.[10]
Ранний исламский период
В районе Газы, включая город Рафах, на протяжении почти 300 лет в период Средневековья процветала еврейская община. В Каирской генизе было найдено множество еврейских реликвий, таких как письма и переписка членов общины, свидетельствующие о «процветании» еврейской общины вплоть до XII века, когда крестоносцы разрушили Газу.[11]
С распространением ислама в VII веке Газа была завоёвана армией Рашидун-халифата.Завоевания характеризовались определённым уровнем религиозной терпимости, позволявшим евреям и христианам исповедовать свою религию в условиях зимми — особого статуса для немусульман.
Газа стала частью Омейядского, а затем и Аббасидского халифатов. Во время арабского завоевания арабы не изгоняли еврейских и христианских жителей города, и на протяжении всего периода исламского правления еврейские поселения в Газе существовали непрерывно вплоть до середины XI века, когда город был разрушен.
крестоносцами.
В 1077 году Атсыз ибн Увака, подавляя восстание против сельджуков, захватил Газу и полностью разрушил город. Население восстановилось только через два поколения.
Мамлюкские периоды
После завоевания крестоносцами и основания Иерусалимского королевства в начале XII века жители Газы покинули свой город, и он был передан ордену тамплиеров, которые заселили его. Нет никаких сведений о евреях в городе в тот период, поэтому можно предположить, что их судьба была схожа с судьбой других мусульманских жителей. Еврейское поселение в Газе прекратило своё существование в этот период вплоть до мамлюкского правления.
В XIII веке раввин Авраам Абулафия упомянул «комментарий к Торе, составленный раввином Цедекой Халеви из города Газа». Однако среди учёных ведутся споры о том, указывает ли это на существование еврейского поселения в городе в тот период.[13]
После завоевания мамлюками евреи вернулись в Газу, и в городе появилась процветающая еврейская община. В 1384 году итальянский путешественник-христианин по имени Готи рассказал о еврейском поселении в Газе, отметив, что евреи занимались производством вина, и добавив: «И вино у них хорошее».«Другой путешественник-христианин, Де Анджели, посетивший город в 1395 году, описал разделение города на кварталы или улицы, где на одной улице жили евреи, на другой — самаритяне и так далее. Чтобы различать жителей разных вероисповеданий, жители Газы должны были носить головные уборы разных цветов: мусульмане — белые тюрбаны, христиане — тюрбаны голубоватого цвета, самаритяне — белые тюрбаны с лёгким красным оттенком, а евреи — жёлтые головные уборы».
Примерно в 1432 году бургундский шпион Бертрандон де ла Брокьер сообщил о встрече с сицилийскими евреями в Газе. Хотя это упоминание само по себе не подтверждает постоянное присутствие евреев в городе в начале XV века, похоже, что евреи жили там постоянно, о чём свидетельствуют упоминания второй половины того же века.
Еврейский путешественник из Флоренции, Соломон Молхо, описывал Газу в 1481 году во время своего путешествия в Святую землю. Он отмечал, что это процветающий город с плодородной землёй, скотом, хлебом и вином, производимыми евреями. Он писал о большом населении, включавшем около 70 еврейских семей и четыре самаритянские семьи. По его словам, евреи жили в верхней части города, которая называлась «Йехудика» (еврейский квартал), где находился дом Далилы, связанный с библейским Самсоном. Он также видел большой двор, предположительно разрушенный, который он считал важным даже в своё время. Мешуллам из Вольтерры (1481) сообщал о 60 еврейских семьях раввинов и четырёх еврейских семьях самаритян и отмечал, что евреи отвечали за выращивание винограда в регионе.[14] Обадия из Бертиноро (1488) упоминал 70 еврейских семей раввинов и две семьи самаритян,[15] а также о присутствии в Газе раввина Моисея из Праги, который переехал туда из Иерусалима.[14][16]
Османский период
В XVI веке в Газе проживало еврейское население, вероятно, в большем количестве, чем в XV веке. В начале XVII века еврейскую общину Газы обслуживал известный каббалист и поэт рабби Исраэль Наджара вплоть до своей смерти и погребения на еврейском кладбище Газы в 1625 году.[11] Его преемником на посту раввина общины стал его сын, раввин Моше бен Исраэль Наджара.[требуется ссылка] Самуэль бен Давид основал в городе синагогу в 1641 году.[6]
В 1660-х годах Газа стала центром мистических еврейских каббалистических учений и местом зарождения всемирного саббатианского еврейского мессианского движения под руководством Натана из Газы, который переехал из Иерусалима, чтобы жить с семьёй своей жены в еврейской общине Газы.[17] Переезд Натана в Газу стал поворотным моментом в его осознании необходимости «вести аскетический образ жизни, увлекаться мистицизмом и глубже погружаться» в труды раввинов-толкователей. С детства в Иерусалиме он хорошо разбирался в Торе и еврейских комментариях.[17] В Газе Натан быстро обрёл популярность среди молодых апостолов благодаря своей «настойчивости, смелости и оригинальному богословию, красноречию и умению общаться». Апостолы «пылко пели» древние пиютим литургические стихи раввина Исраэля Нахары из Газы и «в экстазе танцевали» на пляже Газы. Учение Натана на берегу моря в Газе было описано одним из апостолов как «склонность “Пророка” проповедовать тайны» Зогара, фундаментальной книги еврейского мистицизма.[17] Во время еврейского праздника Шавуот в 1660-х годах Саббатай Цви отправился из Иерусалима в Газу, чтобы получить исцеление и покаяние от Натана, который провозгласил его Мессией и основал крупнейшее еврейское мессианское движение современности.[18][19][17]
В 1674 году иезуитский священник, посетивший Газу, сообщил, что евреи составляли четверть населения города. Другой христианский священник, прибывший в Газу в 1726 году, упоминал еврейскую общину, которая занималась торговлей и выступала в качестве переводчиков.
......................
Таким образом, присутствие еврейских поселений в Газе прослеживается во всех веках её истории, несмотря на преследования исламских муфтий и правителей, на погром 1929г и британскую подержку их, запретивших вьезд евреев в Палестину в канун Второй Мировой Войны, дав Гитлеру "зелёный свет" для холокоста шести миллионов евреев Европы.
Та же Британия, под угрозой вмешательства, заставила всех еврейских поселеленцев
Газы покинуть её при передаче Египту в войне 1948-49гг, как и сегодня требует с Макроном - создания второго палестинскрго государства с ООП-ХАМАС внутри самого Израиля площадью Крыма, преступно передав 2/3 ПОДМАНДАТНОЙ территоррии её своему ставленнику Абдалле в 1946г под Иорданию для нескольких сот тысяч тогда кочующих бедуинов
Свидетельство о публикации №225082701441