Важные постановления Собора РПЦЗ в 1971 году

Православие в современном мире.

ВАЖНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗА РУБЕЖОМ.

СОБОР Русской Зарубежной Церкви, собравшийся в Монреале в сентябре 1971 года в присутствии четырнадцати епископов, принял ряд важных постановлений, представляющих общий интерес. Некоторые из постановлений, касающиеся отношений с другими российскими «юрисдикциями», служат для того, чтобы сделать позицию Русской Зарубежной Церкви совершенно ясной и определенной в период большой церковной смуты: окончательный разрыв всякого общения с Американской Митрополией по вопросу ее «автокефалии»; признание недействительным избрания «патриарха» Пимена, а также всех его постановлений; и осуждение нового посягательства Константинополя на законную юрисдикцию Русской Церкви, заключающегося в том, что он вновь взял под своё покровительство остатки «евлогианского» раскола в Западной Европе (по явно политическим мотивам, порожденным скандалом с «автокефалией», поскольку всего шесть лет назад он вынудил эту группу выйти из-под своего влияния под давлением Москвы).

Другие постановления Собора имеют большое значение для всего современного Православия. Можно без преувеличения сказать, что ни один другой православный епископат в мире сегодня, за исключением епископов преследуемых истинно-православных христиан Греции, не осмелился бы издать подобные постановления, идущие вразрез с современной интеллектуальной модой и церковной политикой: признание экуменизма «ересью против догмата Церкви»; восстановление строгой практики крещения всех католиков и протестантов, принимающих Православие; осуждение установления фактического общения между Московским Патриархатом и Латинской церковью как «акта не только антиканонического, но и еретического»; и декларация духовного единства с непризнаваемой Истинно-Православной (Катакомбной) Церковью России. Кроме того, епископы дали духовное утешение своей пастве, благословив начало подготовки к канонизации блаженной Ксении и новомучеников Российских.

Тексты этих постановлений представлены ниже с некоторыми пропусками, обозначенными точками в тексте; заголовки добавлены переводчиками.

1. Об избрании Патриарха в Москве (1/14 сентября).

В 1917 году Всероссийский Собор принял определение о восстановлении в России Патриаршества и избрал на Патриарший Престол Святейшего Патриарха Тихона… Система выборов, обеспечивающая полную свободу и утвержденная Всероссийским Церковным Собором, никогда не была отменена свободным и равнозначащим ему Собором. Поэтому выборы Патриархов, совершенные в ином порядке, не будучи свободными, не выражают голоса Русской Православной Церкви и не являются законными. К таковым незаконным выборам относятся не только выборы нынешнего, именующего себя Патриархом, Пимена, но и выборы двух его предшественников (Сергия Страгородского и Алексея Симанского)… При всех трех выборах Патриархов никто не решился и не имел возможности назвать какого-либо кандидата, кроме заранее указанного представителями гражданской власти.

Нарушение законного преемства высшей Церковной власти в Российской Церкви началось с 1927 года, когда тогдашний Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола, Митрополит Нижегородский Сергий, нарушил указания Митрополита Крутицкого, которого он замещал, и подписал соглашение с атеистической гражданской властью, на каковое не соглашались ни Митрополит Петр, ни другие старейшие иерархи.

Советская власть стала заключать в тюрьму всех несогласных с митрополитом Сергием иерархов, расчищая ему таким образом путь к возглавлению Русской Церкви. Он, со своей стороны, не считаясь со старейшими иерархами, составил Синод по своему личному назначению и, при жизни Митрополита Крутицкого Петра, которому по положению принадлежало управление Московской епархией, незаконно присвоил себе титул Блаженнейшего Митрополита Московского с правом ношения двух панагий…

Все выборы Патриархов в Москве, начиная с 1943 года, являются недействительными на основании 30 правила Св. Апостолов и 3 правила Седьмого Вселенского Собора, согласно которому, "аще который епископ мирских начальников употребив, через них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен и все сообщающиеся с ним»…

Принимая во внимание все вышеизложенные основания, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей как представляющий свободную часть Русской Церкви определяет: Избрание Пимена (Извекова) Патриархом Московским и всея Руси на именующем себя Всероссийским Церковным Собором в Москве 2 июня сего года в силу 30 правила Св. Апостолов и 3 правила Седьмого Вселенского Собора и других, приведенных в настоящем определении оснований, признает незаконными и недействительными и все его акты и распоряжения не имеющими никакой силы".

2. О возможных прещениях со стороны Московской Патриархии.

Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей 1/14 сентября 1971 г. ознакомился с постановлением т.н. Всероссийского Церковного Собора в Москве, согласно которому Московская Патриархия намерена «осуществить в ближайшее время необходимые канонические санкции» по отношению к Русской Православной Церкви Заграницей.

Это постановление, как и ряд других постановлений того же Собора, явно сделано в угоду Советской атеистической власти. Не напрасно оно стоит в ряду с определением одобрения политических выступлений умершего Патриарха Алексия и свидетельством об одобрении политики СССР.

Обсудив это постановление, Собор Епископов определяет: Для того, чтобы какое либо постановление имело силу и значение, требуется, чтобы лицо, о котором оно находится, находилось в каноническом ведении того лица или учреждения, которое выносит о нём суд. Постановление собравшихся в Троице-Сергиевской лавре лиц, именующих себя Всероссийским Собором, вынесено об иерархии, которая не имеет к ним никакого отношения. Русская Православная Церковь Заграницей, основанная 50 лет тому назад и имеющая свой канонический фундамент в определении Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковном Советом от 7/20 ноября 1920 г. за №362, никогда не состояла в ведении нынешней Московской Патриархии. Порабощённое состояние последней у атеистической власти и незаконные выборы трёх последних Патриархов указывают на то, что и ныне продолжают существовать условия для автономного существования Русской Церкви и Заграницей, которые указаны в означенном определении.

Самые нападки на западный мир, которые содержаться в «обращении Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира» свидетельствуют о том, что Зарубежная Церковь и Московская Патриархия находятся в разных частях мира, политически глубоко разделённых и иногда не менее, чем в разных странах, между которыми находится военный фронт. Поэтому, даже в том случае, если выборы Патриарха не вызывали сомнений в своей законности, надлежало бы сохранить нынешний статус свободной части Русской Церкви Заграницей на основании постановления 7/20 ноября 1920 г.

За истекшие 50 лет весь состав Зарубежной иерархии переменился и нынешние правящие епископы приносили присягу на верность своей заграничной Церковной Власти. Они никогда не имели никаких обязательств в отношении нынешней Московской Патриархии и не могли иметь таковых, поскольку признают её канонически незаконной и нарушившей верность Христовой истине с тех пор, как Митрополит Сергий в 1927 году в основу её положил одновременное служение Христу и Велиару.

Поэтому если Московская Патриархия попытается применить к иерархии свободной части Русской Церкви какие-либо канонические санкции, то это будет актом незаконным и не действительным.

3. О ереси экуменизма (3/16 сентября).

По докладу протопресвитера Георгия Граббе Собор принимает следующее определение: Заслушав обстоятельный доклад протопресвитера Георгия Граббе об экуменизме и признавая экуменизм ересью против догмата о Церкви, Собор Епископов просит Председателя Собора обратиться с Новым Скорбным Посланием, предупреждая Православный Мир против этой ереси.

4. Об отношениях с Американской Митрополией (3/16 сентября).

… Американская Митрополия получила свою автокефалию от Московской Патриархии, которая не имеет подлинного канонического преемства от Святейшего Патриарха Тихона с тех пор, как Митрополит Сергий, впоследствии именовавшийся Патриархом, нарушил свое обязательство в отношении Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Петра и пошел по пути, который был тогда же осужден старейшими архипастырями Русской Церкви. Все более подчиняясь велениям атеистической антихристовой власти, Московская Патриархия перестала быть выразительницей голоса Русской Православной Церкви. Поэтому, как правильно заявил Архиерейский Синод, никакой акт ее, в том числе и дарование автокефалии Северо-Американской Митрополии, не имеет законной силы. Между прочим, независимо от этого, акт этот, затрагивая права многих Церквей, вызвал уже решительные протесты ряда Православных Церквей, которые даже порвали общение с Американской Митрополией.1

___
1 Решительные протесты официально заявили четыре Патриархата: Константинопольский, Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский (последний был наименее резким), а также Элладская и Сербская Церкви. Весной 1971 года Греческая архиепископия в Нью-Йорке разорвала общение с Митрополией, и отношения между этими двумя организациями до сих пор остаются неопределенными. Тексты основных протестов были опубликованы в «The Orthodox Observer Quarterly» за октябрь-декабрь 1971 года, где, однако, аргументы даже не касаются главного вопроса: канонической недействительности постановлений Московской Патриархии.


Со скорбью взирая на этот незаконный акт и признавая его недействительным, Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей, до сих пор не оставлявший вполне надежды на возстановление церковного единства в Америке, усматривает в объявлении Американской автокефалии шаг, еще далее уводящий Американскую Митрополию от церковного единства Русской Церкви. Усматривая в этом большой грех против порабощенной и страждущей Русской Церкви, Apxиерейский Собор определяет: впредь, как духовенству, так и мирянам, не иметь молитвенного и Богослужебного общения с иepapxией и клиром Американской Митрополии.

5. О Константинопольской юрисдикции русских приходов в Западной Европе (7/20 сентября).

В связи с включением русских приходов в Западной Европе в Экзархат Константинопольского Патриархата постановили:  Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, осведомившись о новом решении Константинопольской Патриархии, коей возглавляемые в Западной Европе Архиепископом Григорием русские приходы приняты в состав греческого Экзархата Вселенской Патриархии во Франции, протестует против этого акта как нарушающего права Русской Церкви и являющегося неканоническим вмешательством в ее дела.

Еще в 1930 году возглавитель свободной части Русской Церкви, Блаженнейший Митрополит Антоний и Собор Епископов этой Церкви заявили протест против подобного акта.
Поэтому Собор Епископов подтверждает, что включение части русских приходов в Западной Европе в Экзархат Константинопольского Патриарха является актом, нарушающим права Русской Церкви как отторгающим от нее значительную часть ее паствы и ее имущества.

6. О прославлении новомучеников Российских (10/23 сентября).

По прошению 256 человек, в том числе двух епископов, о прославлении новомучеников Российских во главе с Царской Семьей… Архиерейский Собор с благоговением преклоняется перед священным подвигом российских ново-мучеников и сочувствует их прославлению. По случаю исполнившегося пятидесятилетия Русской Зарубежной Церкви и более пятидесяти трех лет гонений на Русскую Православную Церковь, поручить Архиерейскому Синоду заняться собиранием материала по вопросу прославления сонма ново-мучеников, пострадавших от богоборцев.

7. О канонизации блаженной Ксении (11/24 сентября).

…Постановили: Поручить Apxиерейскому Синоду собирание материала к вопросу о канонизации блаженной Ксении.

8. О крещении еретиков (15/28 сентября).

По вопросу о крещении еретиков, принимающих Православие, было принято следующее определение: Святая Церковь искони веровала, что может быть только одно истинное крещение, а именно то, которое совершается в ее лоне: "Един Бог, едина вера, едино крещение" (Еф. 4, 5) В Символе Веры тоже исповедуется "едино крещение", а 46 правило Св. Апостол указывает: "Епископа или пресвитера, приявших (т.е. признающих) крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем".

Однако, когда ревность каких-либо еретиков в их борьбе против Церкви ослабевала и когда шел вопрос о массовом обращении их в Православие, Церковь для облегчения их присоединения, принимала их в свое лоно другим чином…

Св. Василий Великий, а его словами Вселенский Собор, устанавливая принцип, что вне Святой Православной Церкви нет истинного крещения, допускает из пастырского снисхождения, называемого икономией, принятие некоторых еретиков и раскольников без нового крещения. И в соответствии с таким принципом Вселенские Соборы разрешили принятие еретиков разным чином, сообразуясь с ослаблением ожесточения их против Православной Церкви.

В Кормчей Книге приводится об этом объяснение Тимофея Александрийского. На вопрос: "По что обращающиеся еретики к Соборной Церкви непокрещаем?" – он отвечает: "Аше бы се было, не бы ся человек скоро обращал от ереси, покрещения (т.е. второго крещения) стыдяся, обаче и возложением руку пресвитерску и молитву, весть приходити Дух Святый, якоже свидетельствуют Деяния Св. Апостол".

В отношении римо-католиков и протестантов, претендующих на сохранение крещения как таинства (наприм., лютеран) в России была со времени Петра Первого введена практика принятия их без крещения, через отречение от ереси и миропомазания протестантов и неконфирмированных католиков. До Петра в России католиков крестили. В Греции практика тоже менялась, но уже почти триста лет, после некоторого перерыва вновь введена практика крещения переходящих из католичества и протестантства. Принятых иным чином, в Греции не признают за православных. Во многих случаях такие чада нашей Русской Церкви не были даже допускаемы ко Святому Причащению.

Имея в виду это обстоятельство и рост ныне экуменической ереси, пытающейся совершенно стереть разницу между Православием и всякой ересью, так что Московская Патриархия, вопреки священным правилам, даже вынесла постановление, разрешающее в некоторых случаях приобщать римо-католиков, Архиерейский Собор признает нужным введение боле строгой практики, т.е. над всеми приходящими к Церкви еретиками совершать крещение, лишь по мере необходимости и с разрешения епископа, допуская из соображений икономии или пастырского снисхождения, другую практику в отношении некоторых лиц, т.е. принятие в церковь римо-католиков и совершающих крещение во имя Святой Троицы протестантов, через отречение от ереси и миропомазание.

9. О причащении римо-католиков и старообрядцев Московской Патриархией (15/28 сентября).

Относительно решения Московского Синода о допущении к причастию римо-католиков и старообрядцев без того, чтобы католики перед тем отказывались от своих догматических заблуждений, постановили: Несоответствие определения Московской Патриархии о причащении римо-католиков с православным догматическим учением и церковными правилами совершенно ясно всякому человеку, сколько-нибудь сведущему в Богословии. Оно справедливо было осуждено определением Греческого Синода. Священные каноны допускают причастие тяжкого грешника, находящегося под епитимьей, когда он находится при смерти (1 Всел. 13; Карфаг. 6; Григория Нисского 2 и 5), но нет ни одного правила, которое распространяло бы это положение на лиц, чуждых Православной Церкви, если они не отказываются от своих лжеучений.

Какое бы объяснение ни старались бы дать этому акту митрополит Никодим и другие Московские иерархи, совершенно ясно, что этим определением, хотя бы и с некоторыми ограничениями, устанавливается общение между Московской Патриархией и римо-католиками, тем более что последниe уже вынесли решение о допустимости приобщения у них чад Православной Церкви. Впрочем, особенно рьяно это проявилось в служении, состоявшемся 14 декабря 1970 года в базилике Св. Петра в Риме, когда митрополит Никодим преподал причастие католическим клирикам. Совершенно ясно, что это не могло оправдываться никакой нуждой. Этим актом Московская Патриархия изменила Православию.

Если 45 правило Св. Апостол отлучает от Церкви православного епископа или клирика с "еретиками молившегося токмо", а 10-е Апостольское правило запрещает молиться даже с отлученными, то что сказать о епископе, дерзающем преподавать им Святые Таины?

Если оглашенные должны удаляться из храма перед освящением Даров и даже при смерти не могут причащаться, пока не присоединятся к Церкви, то как оправдать причащение лиц, которые будучи членами еретических общин, много дальше отстоят от Церкви, чем готовящиеся к присоединению к ней оглашенные.

Акт Московского Синода, утвержденный Собором Московской Патриархии в Москве, ответственность за это неправославное решение распространяет уже на всех участников Московского Собора и на всю их церковную организацию. Самое же постановление о допущении католиков к приобщению является актом не только антиканоническим, но и еретическим как повреждающее православное учение о Церкви, в то время как только верные члены Церкви призваны к приобщению Тела и Крови Христовых в евхаристии. Московское определение логически признает ее членами т е х, кто по своим догматическим заблуждениям сердцем и умом далеко отстоит от нее.


Рецензии