Анна Ярославна
И те, кто мне это рассказывал, подразумевали, что уровень образования во Франции был намного ниже, чем в Киевской Руси. Настолько низким, что даже их король крестик вместо подписи ставил. Французы были просто дикарями по сравнению с нами. И приводивших пример с Анной Ярославной было немало. Можно понять, что это распространенное мнение. Именно такая картинка закреплена в генетической памяти народа. Фейсбук пишет: «В отличии от Генриха, Анна умела писать; на брачном контракте Анна написала своё имя, а король вместо подписи поставил крестик.»
Вот об этом же говорит Михаил Задорнов: «Русская княжна Анна Ярославна, которая стала знаменитой королевой Франции, выйдя замуж за короля, была хуже всех при французском дворе: она одна умела читать, мылась и чистила зубы - вот русская дикарка.»
Ясное дело. ясное дело, Анна в отличие от всех при французском дворе умела читать и писать. Потому что она из родины слонов, третьего Рима, чей щит на вратах Цареграда, кто мстил неразумным хазарам. Ну и своей росписью она показала неграмотным французам, что их место возле параши.
Правда, ничем, кроме устных преданий и слов патриотов вроде Задорнова неграмотность французов не подтверждается. А документы говорят об обратном. Обратимся к документам. К интернету.
Анна Ярославна (родилась, по разным источникам, между 1025 и 1036 гг., умерла между 1075 и 1079 гг.) — младшая из трёх дочерей великого князя киевского Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской. Супруга французского короля Генриха I и королева Франции
Ге;нрих I (4 мая 1008, Реймс, Франция — 4 августа 1060, Витри-о-Лож близ Орлеана, Франция) — король Франции c 1031 года,
19 мая 1051 года в возрасте сорока трёх лет Генрих женился во второй раз — на Анне, младшей дочери Ярослава Мудрого (была известна во Франции как Анна Русская или Анна Киевская). Новую королеву привезли из дальних земель, потому что поблизости от Франции не было принцесс королевской крови, которые бы не состояли в слишком близком родстве с Генрихом, а церковь боролась с кровосмесительными браками. Бракосочетание состоялось в кафедральном соборе Реймса. От этого брака родились четверо детей.
Обратите внимание на следующее: что в отличие от туманных сведений об Анне и ее молодости (эти сведения должны бы появиться из русских источников), известен и год, и день и место его рождения женитьбы и смерти ее супруга короля Генриха Первого. И вообще все, что точно известно об Анне связано уже с ее пребыванием во Франции. А все что касается ее пребывания в Руси, неточно. Точных документов, видимо нет. По крайней мере, не сохранилось. Иначе было бы в интернете. Интернет пишет так:
«Примерное время рождения Анны (между 1024 и 1036) устанавливается логическим путём, так как представляется вероятным, что она вышла замуж в возрасте 15—25 лет. Предположительно, дочери Ярослава получили хорошее образование, и Анна, помимо умения читать и писать, могла знать греческий и латынь.
Что же пишут французы об Анне. Немало. Из Интернета:
Хроника аббатства Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе без указания даты сообщает, что король направил в «землю руссов», находившуюся где-то «у греческих границ» посольство во главе с Готье, епископом города Мо, и одним из своих вассалов Госленом де Шони..
О заключении брака короля Генриха I с «дочерью короля руссов Анной» (лат. Filiam Regis Russorum Annum) сообщает в «Деяниях современных королей франков» хронист Гугон из Флёри (ум. 1122)[33].
В интернете приведено еще несколько документов, упоминавших о женитьбе короля Генриха. Отсюда следует, что было достаточно людей, владеющих письменностью и записывающих хроники.
О России тот же интернет пишет
С принятием христианства в 988 году, славянская кириллическая азбука примерно в IX веке, была создана. письменность получила широкое распространение и стала использоваться для перевода религиозных книг и ведения делопроизводства.
Приведем ироничную фразу М. Задорнова ставящую под сомнение эти сведения
«Письменность нам подарила Византия. До этого русские, когда ходили походами на Константинополь, мирные и торговые договоры подписывали крестиками, а составляли устно, записывая на диктофон.»
Тут нужно сказать что на то время существовало достаточно языков с письменностью. В доступности для русских: греческий, латынь, арабский, иврит. Русские могли, подобно многим другим европейским народам, не имевшим до поры своей письменности, пользоваться этими языками. Так делали галлы, готы, вестготы, пикты, германцы. Те народы, которые потом составили европейское население. Наконец, южные славяне не смущаются тем, что греки дали им письменность. Но великим русским признавать такое западло.
Итак, с принятием христианства на Руси начинает внедряться письменность, основанная на кириллице. Процесс это длинный. Так что, когда родилась Анна, вероятно, только верхушка населения могла читать и писать.
А как обстояли дела во Франции? Нужно заранее учесть, что французский вышел из латинского, которому к описываемым временам было около полутора тысяч лет. Уже имелась немалая художественная литература на латыни. Немного спустя после Анны написаны такие слова: «Во французской стороне, на чужой планете, предстоит учиться мне в университете. … Если не сведут с ума римляне и греки, сочинившие тома для библиотеки» и библиотеки в монастырях уже на то время существовали.
Обзор от ИИ
Монастырские библиотеки в Европе начали появляться в IV–VI веках, а широкое распространение получили в IX–X веках с развитием монашеских общин и церквей. Эти учреждения стали центрами образования и сохранения знаний, превращаясь в настоящие сокровищницы, которые были важны для религиозной и научной жизни Средневековья.
В эпоху Каролингов в Европе после двухвекового культурного упадка вновь появляются книжные собрания. Конец VIII века ознаменовался началом так называемого Каролингского возрождения — культурного подъёма, При крупнейших монастырях открывались школы, где преподавались основы тривиума и изучались труды римских авторов — поэтов, историков, риторов, философов, математиков, архитекторов и т. д. Уже к IX веку возник круг каролингских эрудитов — не обязательно столичных — для которых широкая образованность и связанная с этим активность сделалась самостоятельной ценностью Библиотек в современном понимании в эпоху Каролингов ещё не существовало (в частности, не существовало особых книгохранилищ), но возникли сравнительно большие — в десятки и сотни томов — книжные собрания, принадлежавшие, преимущественно, монастырям и городским епископам. Для ориентирования в большом количестве рукописей были необходимы каталоги-рубрикаторы и книжные списки, создававшиеся в монастырях с начала IX века. Появлялись и частные книжные собрания духовных и светских лиц, после смерти владельца чаще всего переходившие монастырям. Ни одного целостного книжного собрания эпохи Каролингов не дошло до наших дней.
Кстати, король Генрих. муж Анны был из династии Капетингов, пришедшей на смену династии Каролингов.
Так что ничего удивительного, что население Европы особенно Италии и южных областей Франции было достаточно грамотно. Почва была подготовлена церковными школами. А на такой почве возникают и университеты. Некоторые были основаны почти в годы жизни Анны Ярославны.
Болонский университет основан в 1088 году
Оксфордский университет - 1096 г.
Кембриджский университет, Великобритания - 1209 г.
Саламанкский университет, Испания, 1218—1219
Падуанский университет, Италия - 1222 г.
Неаполитанский университет Италия 1224 г.
Так что российская патриотическая теория о безграмотности французов расходится с фактами из интернета. Да простят меня, наверное, возмутившиеся в этот момент, русские патриоты. Я не хочу испоганить память о русской старине, а хочу ее выправить.
Можно найти и подтверждения тому, что в эти годы во Франции существовала художественная литература. Были и те, кто пишет, и те, кто читает. Еще Горьким была начата печать серии книг под названием «Библиотека всемирной литературы». Откроем том «Поэзия трубадуров, поэзия миннезингеров, поэзия вагантов». Они сочиняли и исполняли в то самое время, которое по историческим меркам почти совпадает с временем жизни Анны Ярославны. Целый том стихов на пятьсот страниц. Это только выборки из того, что дошло до наших дней, и только то, что переведено на русский. Это не летописи или исторические записи, а художественная литература. А отличие ее от исторических записей именно в том, что это произведения о жизни и чувствах обычных людей и идут не от официальных источников, а из народных глубин. Кое-какие авторы анонимны. Но имена многих известны.
В примечаниях к книге читаем:
Поэзия трубадуров: старопровансальская рыцарская поэзия- первая лирическая поэзия на одном из новых романских языков. Средневековой Европы- просуществовала около двухсот лет: первый трубадур Гильом Аквитанский родился в 1071 году и умер в 1127 году, а последним поэтом старой формации считается Гираут Рикьер деятельность которого падает на 1254-1292 годы.
Перечислю некоторых трубадуров, которые вошли в сборник
Гильем Девятый 1071 – 1127 – девятый герцог Аквитании и седьмой граф Пуатье был одним из самых богатых феодалов юга Франции. Принимал участие в первом крестовом походе. Поэтическое наследие Гильема весьма разнообразно. Он оставил шесть озорных стихотворений (одно из них из соображений благопристойности публикуется обыкновенно только в оригинале), четыре куртуазных кансоны.
А вот еще авторы:
- Серкамон – вторая треть ХII века.
- Маркарбрю – годы деятельности 1130-1148
- Джауфре Рюдель – середина ХII века.
- Бернарт де Вентадлори (годы деятельности 1150-1180)
И многие другие. Несколько десятков имен. Известны не только их произведения, но и подробности их жизней. Среди них и женщины.
Графиня де Диа – конец ХII века. Само существование поэтов-женщин противоречит взглядам на куртуазную любовь. Женщина должна быть далеким божеством, а никак не активной участницей дуэта любви. По старопровансальской биографии графиня де Диа была замужем за Гильемом де Пуатье и любила поэта Рамбаута д Ауренга, о котором и сложила много хороших песен.
Азалаида де Поркайраргес - знатная дама из Лангедока.
Поэзия миннезингеров – первые записи произведений миннезингеров, сочинявших как, правило и стихи, и музыку, были сделаны не самими авторами. Миннезингеры часто не умели писать, хотя сочинение и исполнение песен составляло часть воспитания молодых рыцарей. Они поручали делать записи писцам. Но настоящими распространителями их творчества становились обычно странствующие актеры. И тоже в томе приведено творчество нескольких десятков поэтов.
Особняком стоит поэзия вагантов – она дошла до нас в нескольких рукописных сборниках ХII - ХIII веков. Содержащих более двухсот песен различного характера. Вот характер их произведений и примечателен. Для иллюстрации приведу несколько строк из стихотворения
Будет ныне учрежден
наш союз вагантов
для людей любых племен,
званий и талантов.
Все - храбрец ты или трус,
олух или гений -
принимаются в союз
без ограничений.
"Каждый добрый человек,-
сказано в Уставе,-
немец, турок или грек,
стать вагантом вправе".
Признаешь ли ты Христа,
это нам не важно,
лишь была б душа чиста,
сердце не продажно.
Все желанны, все равны,
к нам вступая в братство,
невзирая на чины,
титулы, богатство.
Наша вера - не в псалмах!
Господа мы славим
тем, что в горе и в слезах
брата не оставим.
Кто для ближнего готов
снять с себя рубаху,
восприми наш братский зов.
к нам спеши без страху!
…………………………….
Милосердье - наш закон
для слепых и зрячих,
для сиятельных персон
и шутов бродячих,
для калек и для сирот,
тех, что в день дождливый
палкой гонит от ворот
поп христолюбивый;
Чувствуете насколько отличается настрой произведения от того даже, что пишется в России сейчас. Это писали какие-то слабаки. Не то что популярный современный хит «Я русский я иду до конца».
В сравнении с вышеперечисленными сведениями в России тех времен, самое древнее и на то время единственное художественное произведение, дошедшее до нас это «Повесть о полку Игореве». Автор «Слова» неизвестен. В нем рассказывается о неудачном походе русских князей во главе с Игорем Святославичем Новгород -Северским на половцев в 1185 году. к
.
Непредвзятому читателю должно быть понятно, что представлять французов (да и итальянцев, англичан, немцев) того времени как невежественных варваров, уступающих русским по образованности, а поэтому, недостойных русских, как получивших от небес некий золотой ярлык на ученость – неверно.
Сохранилось немало интересного о жизни Анны Ярославны во Франции. Интернет пишет:
«В 1052 году Анна родила королю наследника, будущего короля Франции Филиппа I, а потом ещё троих детей (включая двух сыновей, Роберта и Гуго, из которых первый умер в детстве, а второй стал впоследствии графом Вермандуа). При этом о её отношениях с мужем трудно сказать что-либо определённое, но на основании косвенных данных (после 1054 года имя Анны редко встречается в королевских хартиях, где упомянуты её дети, а в подробном отчёте о коронации Филиппа в 1059 году про королеву не сказано ни слова), можно предположить, что король разочаровался в своём русском браке. Причинами могли быть как якобы свойственное Генриху женоненавистничество, так и недовольство тем, что союз с Востоком не оправдал его надежд. Только в последние месяцы жизни Генриха, когда он уже не принимал большого участия в управлении, королевская канцелярия вновь начала упоминать Анну в документах.
К 1059 год относится письмо направленное королеве Франции папой Николаем II в 1059 году, и содержащее похвалы её достоинствам:
«Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошёл до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом.
.
После смерти Генриха Анна разделила с регентом Бодуэном Фландрским опеку над малолетним Филиппом I. но вскоре её имя опять исчезает из актов]. По-видимому, уже в 1061 году она вышла замуж за графа Рауля де Крепи. Этот сеньор уже несколько лет постоянно находился при дворе, где занимал видное место — сразу после пэров Франции и высших духовных лиц. Он был женат вторым браком, но обвинил жену в прелюбодеянии, прогнал её и женился на Анне.
Этот брак был скандальным по нескольким причинам. Во-первых, Рауль был родственником короля Генриха; во-вторых, его предыдущий брак не был расторгнут, и теперь он становился двоеженцем; в-третьих, ради этого мужчины Анна бросила своих детей, младшему из которых было около семи лет. Церковные власти немедленно отреагировали на то, что хронист назвал нарушением человеческого права и божьего закона. Архиепископ Реймсский Жерве осенью 1061 года сообщал папе Александру II, что «наша королева вступила в новый брак с графом Раулем», из-за чего король и весь двор в большом горе. Законная жена Рауля Алиенора также обратилась с жалобой в Рим.
Папа поручил архиепископам Реймса и Санса расследовать это дело и принять меры. Письма этим лицам, а также королю Франции были направлены 31 марта 1062 года. Предположительно, в том же году Рауль был отлучён от церкви. Насколько можно судить, на него это не произвело сильного впечатления, так как отлучение, не подкреплённое мерами военного характера, для феодала не представляло опасности.
Только через девять лет, в 1070 году, Рауль вернулся в число приближённых короля, и эта внезапная перемена объясняется началом войны за Фландрское наследство, в которой Филиппу были нужны союзники.
В 1060-е годы Анна основала монастырь Святого Викентия в Санлисе, как полагают, чтобы искупить грех незаконного замужества. В 1069 году Филипп I предоставил этому монастырю привилегии. В портике монастырской церкви в XIX веке была установлена статуя королевы, держащей в руках макет основанного ею храма.»
Свидетельство о публикации №225082701556