Русско-турецкая война 1877 1878 гг
Боевые действия проходили на Балканах и в Закавказье. Русское командование рассчитывало разгромить турецкую армию в Болгарии. Для решения военных задач была сформирована русская армия в 185 тысяч человек под командованием великого князя Николая Николаевича (Старшего), против которой выступала 170-тысячная турецкая армия во главе с Абдул Керим-пашой. На Кавказе располагалась 100-тысячная русская армия под командованием великого князя Михаила Николаевича, которая должна была наступать на западную Грузию и Западную Армению – Батум, Ардаган, Карс, Баязет. Турецкие силы в Закавказье насчитывали около 90 тысяч человек под командованием Ахмет Мухтар-паши.
В составе русской армии, насчитывающей 285 тысяч человек, было 53 донских казачьих полка и 24 конно-артиллерийские батареи, около 42 тысяч человек. Наступление русских войск началось 12 апреля, в день объявления войны. Первыми пересекли границу и форсировали Дунай донские казаки 29-го полка под командованием полковника Пономарева, заняв Барбошский железнодорожный мост через реку Серет, а затем 13 апреля – город Браилов. 18 апреля 1878 года Донскому казачьему полку был пожалован Георгиевский штандарт за быстрое наступление и захват Браилова. Захват этого плацдарма имел важное стратегическое значение для переправы через Дунай регулярных войск и артиллерии, а также для развертывания частей по фронту и вглубь территории врага. В дальнейшем донские казачьи полки № 21, 23, 29 и другие занимались аванпостной службой, разведкой и обеспечением продовольствием среди местного населения.
15(27) июня 14-я пехотная дивизия, передовой десантный отряд российской армии под командованием генерал-майора М. И. Драгомирова, пересекла Дунай в районе Зимницы-Систово и вступила на болгарскую землю. Разведку и охрану переправы обеспечивал донской казачий полк № 23 подполковника Бакланова. Однако для решительного наступления на Балканы сил русской армии оказалось недостаточно. Великий князь Николай Николаевич (Старший) решил выделить 12-тысячный Передовой отряд под командованием генерал-лейтенанта И. В. Гурко для наступления на Балканы, при этом фланги прикрывали 45-тысячный Восточный (Рущукский) и 35-тысячный Западный отряды, а остальные войска располагались вдоль Дуная или были на подходе.
Основная задача была возложена на Передовой отряд, который должен был захватить проходы на Балканах, продвигаться к Тырнову и овладеть городом, а затем продвинуться на Шейново, Эски-Загра и Адрианополь. Финальной целью операции являлся захват Константинополя. В состав Передового отряда входили донской казачий № 30 полк под командованием полковника Д. И. Орлова и Сводная казачья бригада полковника Чернозубова, в которую входили донские казачьи № 21 и № 26 полки под командованием полковников Курнакова и Д. Краснова.
Разведка, проведенная донскими казаками у Тырнова, показала, что турецкий гарнизон не готов защищать крепость. В результате было принято решение захватить Тырново. 25 июня (7 июля) после артиллерийского обстрела и короткого, но ожесточенного боя, казаки донского казачьего № 26 полка под командованием Д. Краснова первыми вошли в Тырново. Они захватили значительные запасы продовольствия и боеприпасов. Овладение Тырново открыло путь на Константинополь, однако на северо-западе Болгарии, в районе Плевны, находился крупный турецкий гарнизон, которому на помощь двигались войска Осман-паши. Это создавало угрозу тылам и коммуникациям русских войск.
Командование русской армии решило захватить горные перевалы Балканского хребта: Хаинкиойский, Шипкинский, Травненский и Твардицкий, а затем взять Плевну. 2 июля 1877 года, при захвате Хаинкиойского перевала, отличился сотник А. П. Галдин. В его награде, как заявлялось в представлении к ордену Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени, отмечалось, что он атаковал укрепленную позицию, занимаемую вчетверо сильнейшим противником, овладев ею и перевалом, а затем отбросил неприятеля с высот. Чуть позже, 5 июля, на Шипкинском перевале, Галдин вновь проявил себя, лично ведя части в бой на укрепленные позиции и первым поднявшись на одну из высот (высоту Бедек).
Занятие высоты Бедек значительно изменило оперативно-стратегическую обстановку вокруг Шипкинского перевала, позволяя русским войскам наступать с юга и севера. Однако из-за несогласованных действий генерала Н. И. Святополк-Мирского и генерал-лейтенанта И. В. Гурко, попытки дважды захватить перевал оказались неудачными, что привело к значительным потерям среди русских войск.
В ходе боя за северный проход Шипкинского перевала отличились казаки донского казачьего № 30 полка полковника Давида Ивановича Орлова из отряда ген. адъютанта князя Н. И. Святополк-Мирского. Они захватили перевал Янины и центр правого фланга позиций противника, сбив неприятеля с нескольких высот, но не смогли занять перевал, так как местность вокруг него была сильно укреплена. Угроза совместного штурма перевала с юга и севера заставила турецкого командира Халюсси-пашу покинуть Шипкинский перевал ночью 18-19 июля, оставив раненых, большие запасы продовольствия и оружия, а также 9 пушек.
После форсирования Дуная Восточному отряду была поставлена задача захватить крепость Рущук и контролировать юго-восточные районы Болгарии, освобождая их от турецких войск. В состав Восточного (Рущукского) отряда вошли донской № 12 казачий полк полковника Р. А. Хрещатицкого, две сотни донского казачьего № 37 полка полковника Иловайского, а также донская № 5-я и донская № 19-я конно-артиллерийские батареи. С середины июля в 10-12 верстах от крепости Рущук разгорелись ожесточенные бои у деревни Кадикиой, где село неоднократно переходило из рук в руки противников. В начале сентября турецкие войска, имея численное преимущество, заставили Восточный (Рущукский) отряд отступить и занять оборону у деревни Трестенник, в то время как донские казаки продолжали отражать атаки противника и выполнять аванпостную, разведывательную и охранную службы.
Западный отряд под командованием генерал-лейтенанта Н. П. Криденера добился большего успеха в своих действиях.
Перед командиром была поставлена задача захватить крепость Никополь и затем продвигаться к Плевне. 3(15) июля войска Западного отряда захватили Никополь, в боях проявили себя донской казачий № 9 полк под командованием полковника Нагибина и 2-я конно-артиллерийская батарея подполковника В. К. Рытикова. Во время штурма крепости казаки полка Нагибина прикрывали наступление пехоты, неоднократно спешивались, метко стреляли и преследовали противника до самой крепости.
Подполковник В. К. Рытиков получил орден Св. Георгия 4-й степени за свои действия в битве под Никополем. В наградном представлении указывалось, что он «занял почти недоступную для артиллерии позицию и двумя орудиями, под своим личным руководством, обстреливал через реку Осму неприятельскую батарею, заставив ее замолчать, что, безусловно, способствовало успеху операции». Однако сухие строки наградного представления не отражают всей драмы и напряженности сражения. Об этом более подробно рассказано в «Материалах для истории Донской артиллерии».
Во время штурма Никополя солдаты Вологодского пехотного полка, находившиеся в авангарде штурмовой колонны отряда генерал-лейтенанта Ю. И. Шильдер-Шульднера, столкнулись с обстрелом турецкой артиллерии и были оттеснены башибузуками к селению Мусселсу. Донская казачья № 2 конно-артиллерийская батарея подполковника В. К. Рытикова находилась в резерве под командованием генерал-лейтенанта Н. П. Криденера.
Командир батареи, наблюдая за сражением, не раз обращался к командующему с просьбой оказать помощь Вологодскому полковнику, но получал отказ. Лишь после того, как турецкая артиллерия массово обстреляла пехотный полк, генерал Н. П. Криденер разрешил подполковнику В. К. Рытикову покинуть резерв. Взяв с собой 1-й взвод сотника Савченкова, Рытиков и казаки переместили орудия на скалу и заняли укрытую позицию. Турки заметили перемещение артиллеристов и открыли огонь, но казаки без потерь вышли на линию огня и начали обстрел турецких батарей. Вскоре турецкие орудия были подавлены, и подполковник В. К. Рытиков, не дожидаясь приказа, переместил орудия впереди пехотинцев и открыл огонь по турецким позициям.
Подполковник В. К. Рытиков принял рискованное решение. Турецкие орудия были более мощными и дальнобойными, и вести с ними бой можно было лишь на предельной дистанции выстрела русских пушек, так как требовались быстрые маневры и слаженные действия казаков, а также грамотное использование рельефа местности. В результате огня пушек сотника Савченкова две турецкие батареи были уничтожены, наступающая пехота врага рассеялась, и солдаты Вологодского пехотного полка совместно с казаками донского казачьего № 9 полка Нагибина захватили мост через реку Осму. Как свидетельствуют «Материалы для истории Донской артиллерии», когда подполковник В. К. Рытиков и его бойцы вернулись в расположение своей части, генерал-лейтенант Н. П. Криденер встал и подошел к нему, сняв шапку и низко поклонившись. Окружающие генерала, а также представители различных иностранных государств, находившиеся при штабе, начали поздравлять Рытикова, Савченкова и казаков с победой. В скором времени русские войска заняли Никополь, и 7 тысяч турок во главе с Гассан-пашой сдались в плен, в то время как около тысячи турецких солдат и офицеров погибли в бою. Потери русских войск составили более 1300 человек.
С 12 по 24 июля в селении Карагач подполковник В. К. Рытиков, командир батареи, сотник Савченков и его казаки были представлены императору Александру II, который проявил интерес к взводу, который так быстро вышел на позицию под Никополем. Они получили высокую оценку от императора, а подполковник Рытиков был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, сотник Савченков – орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом.
С захватом Никополя перед русскими войсками открылись перспективы занять Плевну и продвигаться на Софию без боя. 30 июня (12 июля) по указанию генерал-лейтенанта И. В. Гурко в крепость была направлена полусотня казаков из донского казачьего № 30 полка под командованием есаула Афанасьева. Турецкий гарнизон не ожидал атаки и вскоре сдался после короткого, но ожесточенного боя. Казаки успешно обезоружили две полуроты турецкой пехоты и вернулись в Тырново, пройдя за три дня 250 верст.
Из-за недостатка координации и медленного продвижения русских войск, Осман-паша, который двигался с 30-тысячной армией из Албании, раньше всех ввел войска в Плевну на рассвете 7 (19) июля. Русские войска, плохо подготовленные к штурму Плевны, потерпели серьезные поражения 8 (20) и 18 (30) июля, а также 30 августа (11 сентября). Казачьи полки № 9, № 34, № 2, № 4 и № 8 участвовали в этих боях.
После поражений русское командование изменило стратегию и начало длительную блокаду Плевны. В это время донские казаки взаимодействовали с румынскими войсками и болгарскими ополченцами, а также участвовали в обороне 6-го осадного участка и взятии Гривицкого редута № 2. Они также отражали атаки турецких броненосцев, пытавшихся подтянуть войска на Дунай. Особенно выделился сотник Князев, который возглавлял огонь румынской артиллерии и повредил один турецкий броненосец.
В обороне Шипкинского перевала с 21 по 26 августа действовало 10 казачьих сотен, среди которых особенно выделялись казаки Донского казачьего № 23 полка и 1-й взвод Донской казачьей № 10 конно-артиллерийской батареи. В совместной борьбе с болгарскими ополченцами и солдатами 4-й стрелковой бригады они успешно отражали атаки значительно превосходящих по численности сил Сулеймана-паши. За свои действия донские казаки были высоко оценены командованием и получили множество наград от России, Румынии и Болгарии, сохранив стратегическую инициативу.
Донские полки и конно-артиллерийские батареи, принимавшие участие в штурме Плевны, получили похвалу командования. Генерал-лейтенант М. Д. Скобелев отметил, что казаки внесли наибольший вклад в успех операции. Их боевое качество было положительно оценено историками русско-турецкой войны, такими как Куропаткин и П. Баженов.
28 ноября Осман-паша попытался вырваться из окружения, но попал под сильный артиллерийский и ружейный огонь. В результате он и 10 пашей, более 2000 офицеров и 45 000 солдат сдались в плен. Русские войска захватили 77 орудий противника и вошли в Плевну. 23 декабря Западный отряд генерала Гурко, преодолев трудные условия Балкан, освободил Софию.
14-26 ноября на Южном фронте турецкие войска атаковали левый фланг Рущукского отряда в область сёл Мечки и Трестенник. В этих боях активно действовала донская казачья артиллерия, особенно 5-я, 19-я и 21-я батареи, которые нанесли противнику массированный огонь, уничтожив его батареи и не позволив туркам прорваться к осажденному в Плевне Осман-паше. Примечательной была работа 21-й конно-артиллерийской батареи под командованием войскового старшины Д. Г. Дукмасова. В наградном представлении отмечалось, что он, заняв позицию возле деревни Мечки, вел меткий фланговый огонь, что позволило нашей пехоте перейти в наступление и заставило замолчать две вражеские батареи. В течение боя его батарея нанесла противнику значительный ущерб. За этот подвиг Д. Г. Дукмасов получил орден Св. Георгия 4-й степени. Также, за участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, Донской казачьей 21-й конно-артиллерийской батарее были вручены знаки отличия на головные убира с надписью «За отличия 30 ноября 1877 года».
Во время борьбы за Шипку казаки оставались в авангарде русской армии. 25 декабря 1877 года дивизии М. Д. Скобелева и Н. И. Святополк-Мирского получили приказ выступить из села Травны в направлении города Крестец для занятия Шипки. 26-27 декабря они окружили и захватили в плен армию Вессель-паши в 30 тысяч человек, которая охраняла южный выход из Шипкинского перевала. В этом сражении отличились казаки 9-го и 30-го Донских казачьих полков под командованием полковников Нагибина и М. И. Грекова.
26 декабря в бою при деревне Иметли корпус генерал-лейтенанта М. Д. Скобелева, движущийся на Шейново, столкнулся с сильным сопротивлением турок и был вынужден остановиться. М. Д. Скобелев направил во фланг и тыл врага две сотни казаков и солдат Владимирского пехотного полка под руководством хорунжего Петра Архиповича Дукмасова. Им удалось отбросить противника и занять высоты, что дало возможность отряду продолжить наступление. 27 декабря казацкий отряд Дукмасова вместе с 12-й ротой Казанского пехотного полка захватил передовые турецкие траншеи и захватил порох, патроны, оружие, амуницию и провиант. Быстрая атака произошла на глазах у командующего корпусом М. Д. Скобелева, который представил всех участников к наградам. Хорунжему П. А. Дукмасову был вручен орден Св. Георгия 4-й степени.
После занятия Филипполя активные боевые действия прекратились. Донские казачьи полки № 1, 9, 23 и 30 двинулись в авангарде корпуса генерал-лейтенанта М. Д. Скобелева на Адрианополь. 4 января полк Д. Краснова захватил 23 орудия, настигнув турецкий отряд под Карагачем. 6 января 1878 года возле деревни Караджилар казаки заметили отступающего врага, который вывозил арtilлерию и обоз под прикрытием пяти полков. Командир 30-го полка, полковник М. И. Греков, направил сотни войскового старшины Антонова, есаула Апостолова, Галдина и сотника Кубинцева во фланги и тыл противника. Турки ответили сильным ружейным огнем, но казаки избрали несколько тактик, включая рукопашный бой, с целью разделить отступающие колонны и заставить врага покинуть артиллерию и обоз. В бою под Караджиларом казаки захватили почти всю артиллерию Сулеймана-паши — 54 орудия и более 200 пленных. За этот подвиг полковнику М. И. Грекову был вручен орден Св. Георгия 4-й степени, а полку — Георгиевское знамя с надписью: «За Шипку, Ловчу, двукратный переход через Балканы и взятие 50 орудий».
280 казакам полка были вручены знаки отличия Военного ордена. 8 (20) января русские войска заняли Адрианополь, а 19 февраля (3 марта) был подписан Сан-Стефанский мирный договор. За героизм, проявленный казаками в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов, император Александр II наградил:
17 апреля 1878 года – лейб-гвардии Атаманскому полку его императорского величества наследника цесаревича и № 6 Донскому казачьему батарее – привилегии и права, присущие войскам старой гвардии.
Георгиевские штандарты: – Донскому казачьему № 29 полку с надписью «За быстрое наступление и взятие Браилова 13 апреля 1877 года».
– Донскому № 30 полку с надписью «За Шипку, Ловчу, двукратный переход через Балканы и захват 50 орудий при Караджиларах в 1877 и 1878 годах».
Георгиевские штандарты с новыми надписями о наградах, полученных в 1877 и 1878 годах: – Донскому казачьему № 26 полку с надписью «За отличие в Турецкую войну 1828 и 1829 годов и за двукратный переход через Балканы в 1877 году».
Георгиевские серебряные трубы с надписями «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов»: Донской казачьей № 9 батарее.
Георгиевские серебряные трубы с новыми надписями о отличиях, полученных в 1877 и 1878 годах: Донской казачьей № 6 батарее с надписью «За усмирение Венгрии в 1849 году и за отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов».
Знаки отличия на головные уборы с надписями «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов»: – Донскому казачьему № № 8, 9, 12, 13, 15, 17 и 18 полкам.
– Донской казачьей № 1 артиллерийской батарее.
– Донской казачьей № 5 артиллерийской батарее, с сохранением 1-му взводу прежней надписи «За отличие в 1826, 1827, 1828 и 1829 годах»; Изменение 23 октября 1879 года «За отличие в войнах с Персией 1826 и 1827 и Турцией 1828–1829 и 1877–1878 годов».
– Донской казачьей № 21 артиллерийской батарее.
«За Шипку в 1878 году»: – Донскому казачьему № 23 полку.
– Лейб-гвардии Казачьему его императорского величества полку: 1, 3 и 4 эскадронам с надписью «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов», 2-му эскадрону с надписью «За Ловчу 5 июля 1877 года».
– Донскому казачьему № 21 полку с надписью «За двукратный переход через Балканы в 1877 году».
Знаки отличия на головные уборы с надписями «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов»: – Донским казачьим артиллерийским батареям № 13 и № 14, с сохранением 1-му взводу прежней надписи «За отличие в 1854 году».
Георгиевские серебряные трубы:
- Донской казачьей артиллерийской батарее № 8 с надписью «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов».
Знаки отличия для головных уборов с тем же текстом «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов» были вручены Донским казачьим артиллерийским батареям № 4 и 11.
30 августа 1879 года император Александр II наградил Георгиевским знамением с надписью «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов» в знак благодарности и особого монаршего благоволения к Донскому войска, сохранив прежнюю надпись «1570–1870» под орлом.
20 декабря 1880 года знак отличия для головных уборов с надписью «За Никополь и Плевну 3 июля 1877 года» был присуждён Донской казачьей артиллерийской батарее № 2 с сохранением прежней надписи «За отличие в Турецкую войну 1828–1829 годов» для 1-го взвода.
Использовано: А. В. Венков История донского казачества.
Свидетельство о публикации №225082700244