Музей истории ВМФ на Химкинском водохранилище
Первоначально планировалось, что музей будет расположен на реке Москве на Кремлёвской набережной в районе Парка Горького в центре столицы. Но этому помешали несколько обстоятельств.
Во-первых, требовались значительные работы по обустройству территории для размещения объектов, на которые нужно было немалое финансирование. К тому же, возникала проблема транспортировки объектов будущего музея в центр столицы. Да и Минобороны, здания которого находится на Фрунзенской набережной, поддерживать проект не захотело.
В итоге согласно постановлению правительства Москвы от 18.11.2003 года «О размещении музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России и культурно-развлекательного центра в акватории Химкинского водохранилища» местом нахождения музея была определена акватория Химкинского водохранилища в районе территории парка «Северное Тушино» (южная часть), напротив Северного речного вокзала столицы.
В настоящее время Музей истории ВМФ России насчитывает три крупных экспоната: подводная лодка Б-396 «Новосибирский Комсомолец», экраноплан А-90 «Орленок» и десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат». Для посещения доступна только подводная лодка.
1.Подводная лодка
История появления подводной лодки «Новосибирский комсомолец» уходит своими корнями в историю Великой Отечественной войны. Новосибирская область шефствовала над моряками Северного военно-морского флота. Регулярно, по нескольку раз в год, Северный ВМФ и Новосибирская область обменивались делегациями.
С началом войны, с 1941 года труженики тыла – рабочие, служащие и колхозное крестьянство, а также пионеры и комсомольцы – активно участвовали в добровольном сборе средств для действующей армии. На эти средства была построена подводная лодка
10 августа 1943 года состоялось знаменательное событие – в торжественной обстановке была проведена церемония передачи построенной подводной лодки «Новосибирский комсомолец» морякам Северного военно-морского флота.
В один из первых походов был потоплен фашистский транспорт водоизмещением 7 000 тонн. Это сообщение было подписано командиром дивизиона подводных лодок Северного флота, Героем Советского Союза, капитаном 1-го ранга И.А. Колышкиным.
Лодки данного проекта несли службы в составе трех флотов: Северного, Балтийского, Черноморского.
В военно-морском флоте Советского Союза существовала традиция: после выхода из строя отличившегося боевого корабля передавать его название новому боевому кораблю.
В 1980-х годах в состав боевой эскадры подводных лодок Северного ВМФ вошла подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец».
Б-396 «Новосибирский комсомолец» — советская и российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом», была построена в 1979-1980 годах на заводе «Красное Сормово» в городе Горький. с 1980 по 1998 год служила на Северном флоте. За время несения службы она совершала боевые походы в Средиземное море, выполняла задачи в Северной и Южной Атлантике, у западного побережья Африки, а также в Баренцевом и Норвежском морях.
По данному проекту было построено 18 кораблей, все - на заводе "Красное Сормово". Подводные лодки этого типа имели длину (наибольшую) - 90,2 м, ширину (наибольшую)- 8,6 м, среднюю осадку - 5,7 м. Глубина погружения - 300 м, автономность - 80 суток. Скорость (надводная)-13 узлов. Скорость (подводная)-15 узлов. Экипаж - 78 человек в том числе 17 офицеров.
После списания «Новосибирского комсомольца» в марте 1998 году из состава Военно-морского флота (Краснознамённый Северный флот), лодка была выкуплена московскими властями вместе со сторожевым кораблем «Дружный» в качестве экспонатов будущего музея истории отечественного флота и кораблестроения в Москве.
Вопрос о месте расположения Музея ВМФ решался долго. Сначала было принято решение, что лодку в виде монумента, фундаментом которого станет четырёхметровый пьедестал, установят в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького.
В начале 2003 года лодку планировали установить у причала на набережной Тараса Шевченко в районе пешеходного моста «Багратион», но затем Постановлением Правительства Москвы № 969-ПП от 18 ноября 2003 года было окончательно решено установить лодку у берега парка Северное Тушино.
Транспортировка лодки осуществлялась с использованием специально изготовленного понтона буксирами по Белому морю, а затем по внутренним водным путям: Беломорско-Балтийский канал - Онежское озеро - Волго-Балтийскому водному пути, каналу Москва-Волга.
Подводную лодку «Новосибирский Комсомолец» из Северодвинска (Архангельская область) доставили в Москву, на Химкинское водохранилище в сентябре 2003 года и отбуксировали к причалам ОАО ТПФ «Портхладокомбинат» на восточном берегу Химкинского водохранилища. На несколько лет «Новосибирский Комсомолец» был практически заброшен.
Торжественное открытие музея-подлодки «Новосибирский комсомолец» состоялось в июле 2006 года, в дни празднования 100-летия подводного флота России.
Фактически с этого корабля началось создание Музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России на Химкинском водохранилище в парке Северное Тушино города Москвы.
2.Сторожевой корабль «Дружный»
Согласно первоначальным планам в состав экспозиции музея должен был входить сторожевой корабль «Дружный», доставленный в Москву из Калининграда в ноябре 2003 года. Сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник» - «Дружный» спущен на воду 22 января 1975 года В сентябре - октябре 1994 года участвовал в совместных учениях с ВМС стран НАТО.
В 2003 году «Дружный» был исключён из состава ВМФ, после чего подвергся переоборудованию на ССЗ (судостроительный завод) «Янтарь» в «музейно-культурно-развлекательный комплекс 754.
Оказывается, сторожевой корабль "Дружный" никогда после окончания своей военной службы не предназначался для использования в качестве корабля-музея. Группа частных лиц из Москвы купила корабль у флота по цене металлолома и заказала переоборудование СКР в многофункциональный развлекательный центр – ресторан-казино.
Был разработан архитектурный проект размещения корабля у Фрунзенской набережной рядом с Андреевским мостом в центре Москвы. Основу инфраструктуры культурно-развлекательного комплекса в соответствии с концепцией проекта и имеющимися возможностями должны были составить следующие объекты:
• два ресторана на 200 и 70 посадочных мест;
• киноконцертный зал на 400 мест;
• дискотека на 200-250 человек;
• интернет-кафе на 50 человек;
• зал игровых автоматов для детей (на 50 автоматов);
• торговые павильоны на 30 мест;
• иные объекты культурно-развлекательной сферы деятельности.
Общая площадь объектов инфраструктуры развлекательного комплекса по проекту составляла около 4 000 квадратных метров.
Выделялось лишь скромное помещение под музей истории корабля.
Претворить планы в жизнь сразу и установить плавучее казино в запланированном месте по разным причинам не удалось, в связи с запретом на игорный бизнес в местах вне оговоренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ.
Но, корабль «Дружный» был доставлен в Москву. Буксировка представляла достаточно сложную и нетривиальную операцию. Длина корпуса корабля составляет более 120 м, а осадка – 7,21 м, что делало предельно возможным движение через шлюзы и водные пути.
Также использовались понтоны, но избежать разборки на две части корабля не удалось. На Химкинское водохранилище корабль пришел уже в собранном виде, и был отбуксирован к причалам ОАО ТПФ «Портхладокомбинат» на восточном берегу Химкинского водохранилища и на несколько лет был заброшен, как и подводная лодка.
В зимние периоды существовала реальная угроза сдавливания кораблей льдами и их затопления. Плавучесть кораблей всё это время поддерживалась героическими усилиями их малочисленных экипажей.
С 1 июля 2009 года любая игорная деятельность, за некоторым исключением, может осуществляться только в четырех специальных игорных зонах, и Москва в этот список не входит.
Когда смелая идея с плавучим казино в центре столицы не удалась, хозяева предлагали правительству Москвы выкупить корабль – на этот раз полностью под музей, но из-за разногласий с владельцами, их предложение не было принято, и судно в состав музея не было включено.
С декабря 2010 года владельцы объекта "754" выставили его на продажу. Хозяева предпочитали не продавать СКР на металлолом, а надеялись найти покупателя.
Цена выставленного на продажу плавучего развлекательного комплекса – всего 2,5 млн рублей, что фактически равно цене металлолома. В конце апреля 2016 года судно было отбуксировано из Москвы и утилизировано.
Так печально оборвалась жизнь Сторожевого корабля «Дружный».
3. Экраноплан «Орленок»
Экраноплан «Орленок» и ДШК «Скат», новые экспонаты музея, доставили из города Каспийска (Дагестан) в июне 2007 года. Транспортировка «Орленка» и «Ската» обошлась в 26 миллионов рублей.
«Орленок» - транспортно-десантный военный экраноплан, ему нужно было уметь обороняться, поэтому существует оружейная башня. И если пехотинцы могли бы зайти через пассажирскую дверь, то у техники так не вышло бы. Поэтому была предусмотрена возможность бокового откидывания всей кабины целиком, а техника заезжала самостоятельно.
Экраноплан «Орленок» - это гибрид корабля и самолёта, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. Орлёнок - больше самолёт, чем корабль, потому как в авиарежиме способен подниматься на высоту до 3000 метров. Основной объем экраноплана занимает транспортный отсек размером с два вагона.
Транспортная функция экраноплана заключалась в возможности перевозки до 200 морских пехотинцев или двух единиц боевой техники.
Районом базирования экранопланов Орлёнок было Каспийское море. Всего на опытном заводе «Волга» было построено пять экранопланов типа «Орлёнок».
Планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят». В 1984 году умер министр обороны Д. Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов.
Новый министр обороны С. Л. Соколов закрыл программу, пустив высвободившиеся деньги на строительство атомных подводных лодок.
4.Десантно -штурмовой катер «Скат».
Катер был приспособлен для действий в прибрежных районах, лиманах, устьях рек и на озерах, в период ледостава и ледохода. Воздушная подушка формируется потоком воздуха от двигателя, который нагнетается под днище катера.
Для повышения эффективности формирования подушки, вдоль бортов корабля устроена юбка из эластичного материала, которая удерживает нагнетённый воздух от мгновенного выхода из-под днища катера
Десантные катера на воздушной подушке проекта 1205 «Скат» спроектированы ПКБ (ЦМКБ) «Алмаз» под руководством Л. В. Озимова. Катер предназначался для переброски на небольшие расстояния и доставки войск морского десанта на необорудованное побережье в ходе боя и высадку. Несмотря на своё название, катер на воздушной подушке не плывёт по воде, а летит над ней.
Для ВМФ и МЧ ПВ КГБ СССР построили 27 катеров проекта 1205 «Скат».
Два катера переоборудовали в спасательные корабли и использовали в Аральском море для обеспечения поиска космонавтов, причем на одном была оборудована операционная.
В настоящее время все корабли исключены из списков флота или МЧ ФПС РФ и разобраны на металл.
5. Адмирал Федор Ушаков
На территории Музея стоит бюст адмирала Федора Ушакова, установленный в 2014 году (скульптор А. Аполлонов). Это - российский флотоводец и адмирал 18 века. (1745- 1817).
В 1761 года он записался в Российский военно-морской флот в Санкт-Петербурге. В 1768 году он был переведен на военно-морской флот Азовского моря в Таганроге и участвовал в русско-турецкой войне (1768-74).
После того, как Российская империя завоевала Крымское ханство в 1783 году, Ушаков лично руководил строительством военно-морской базы в Севастополе и строительством доков в Херсоне. Во время русско-турецкой войны (1787-92) он нанес поражение османскому флоту.
По его собственным словам, не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.. Ушаков одержал победу в пяти крупных морских сражениях и не потерпел ни единого поражения.
Иосиф Виссарионович Сталин в 1943 году учредил орден Ушакова, но для создания награды требовалось изображение Федора Федоровича. Никто из биографов и художников не знал, как достоверно изобразить адмирала.
Поэтому в 1944 году состоялась государственная экспедиция в Санаксарский монастырь, в котором было произведено вскрытие захоронения адмирала.
Впоследствии, по найденному черепу был восстановлен облик Ушакова, а могила именитого адмирала вместе с остатками монастырского комплекса взята под охрану государства.
Было определено старшинство ордена Ушакова над орденом Нахимова и поставлены в соответствия:
• флотоводческий орден Ушакова — полководческому ордену Суворова
• флотоводческий орден Нахимова — полководческому ордену Кутузова
Собственно знак ордена состоит из трех частей. Первой, основной частью, является пятиконечная штраловая звезда, выполненная из платины. Второй частью является серебряный якорь с цепью, крепящийся к основной платиновой звезде четырьмя заклепками. Третьей частью является округлый золотой медальон с барельефом Ушакова, покрытый голубой эмалью.
Медальон крепится к серебряному якорю при помощи двух заклепок. Четвертой частью можно считать округлую прижимную гайку, диаметром 33 мм.
В современной истории награждение было только один раз — кавалером стал авианосец «Адмирал Кузнецов».
В павильоне музея ВМФ можно увидеть макеты военных кораблей и подводных лодок, ордена и медали, форменную одежду моряков, фотографии кораблей и их экипажей, личные вещи моряков и многое другое.
Можно совершить экскурсию по подводной лодке от отсека с ракетами, до кубрика со спальными местами, на причале можно увидеть узлы и механизмы военных кораблей. На стендах можно прочитать информацию об истории военно-морского флота.
Всё очень интересно!
Свидетельство о публикации №225082700333