Витки
Муж сел у телевизора, а Ольга стала искать в шкафу книгу, и наткнулась на семейный альбом. Открыла. С первой страницы на неё смотрели отец и мать. Фотография матери была переклеена из пропуска и напоминала про кочегарку, где та работала истопницей и куда после детсада приводила её и где она присаживалась на корточки против топки и подолгу смотрела на бушующее пламя печи. Отец на фотографии стоял рядом с поездом с надписью "Барнаул", куда направлялся во время войны в трудовую армию. Ниже снимков родителей примостился ещё один - она и бабушка у полуразвалившегося дувала.
Ольга была русской, но родилась в Киргизии, на пике репрессий 30-х годов. Отец, подростком, в Первую мировую, добрался из-под Бреста в Москву, устроился там продавцом газет и попал в революционную среду. С тех пор марксизм стал его мировоззрением. Войну гражданскую он закончил на Перекопе - комиссовали после ранения. Оправившись, какое-то время работал,где мог пристроиться, а потом осуществил заветную мечту, ставшую доступной для простого человека: окончил рабфак и поступил в институт в Питере.
Поступил, но за год до окончания его отчислили, поскольку в студенческих спорах «защищал правду»: революцией руководили Ленин и … Троцкий. Донесли, посадили, затем выслали в Киргизию под надзор спецслужб,долго заставлявших держать наготове узелок с вещами и вздрагивать при любом стуке в окно.С матерью он познакомился у её брата, бросившего ради "счастья всего человечества" духовную семинарию на Урале и примкнувшего в Семиречье к Красной Армии. Порубанный казацкой шашкой, он залечивал раны на киргизской земле, а на родине комиссары заставляли их с Ольгой отца публично отречься от веры. Упрямый поп не отрёкся, был посажен в тюрьму, а затем сослан с семьёй в Берёзово, велев старшей дочери бежать. Сам и младшая дочь навечно остались на севере, а жена и двое сыновей уже после Отечественной войны вернулись на родину. Семейное гнездо было разрушено, односельчане сторонились. И, помыкавшись по родным местам несколько лет, они переехали в Киргизию. Бабушка запомнилась Ольге злой старухой, ненавидившей всех и вся, беспрестанно ерничавшей: «Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь!» Братьев матери соседи называли перепуганными. Мать, слушая рассказы родных, часто плакала, а когда Ольге пришло время вступать в комсомол, вступать запретила. Ольга сделала это тайно и спрятала билет под клеёнку на столе, где мать его быстро нашла и устроила нахлобучку. Конфликт был остановлен отцом, вставшим на защиту дочери, назвав мать и её родню поповским отродьем. Дочери же сказал, чтобы не болтала, что она "вражененок". Родственники уехали на Урал, а пионерская жизнь Ольги в Тимуровской команде плавно переросла в жизнь комсомольскую с восхищением Молодой Гвардией.
Представление об Октябрьской революции и гражданской войне у неё формировалось из немногословных воспоминаний отца и знаний,которые давала школа. Но школа учила и тому, что люди, подобные её родным - враги народа. И она всю жизнь избегала разговоров о своём присхождении, считая себя "не такой" как надо.И очень удивилась, когда в зрелые годы узнала, что рядом подобных ей и тоже всё скрывавших, было немало.В глубине души она и дедом , и отцом гордилась за верность своим идеалам, а взрослой сожалела, что её старались изолировать, когда разговоры косались прошлого и она многого не знала. К примеру, где и как погиб и похоронен дед и, даже, отчества его не знала. И про жизнь отца многого не знала. Например, лишь предполагала, что он был реабилитирован.
Собственную жизнь помнила лет с трёх . Раннее детство вспоминала пламенем в печи кочегарки, полем, где вместе с матерью втыкали во вспаханную землю зёрнышки кукурузы,которой питались все военные годы. Игрушки заменяла шелушилка, отделявшая зерна в початках и ступка, в которой толкли зерна в муку и затем варили мамалыгу. Послевоенные годы оставили в памяти первую учительницу, радость от октябрятской звёздочки, пионрского галстука, комсомольского билета, которыми отмечали этапы взросления. Старшие классы были заполнены девчачьей дружбой, не очень понятным интересом к противоположному полу, подготовкой к поступлению в институт. Призыв - "Учиться, учиться и учиться," - был главным в семье,где родителям не удалось получить желанного образования. Ольга старалась учиться и училась хорошо. Окончив школу, поступила в институт к огромной радости отца и матери. Отец радовался при этом не только её поступлению,но и тому, что реализуются социалистические идеи, за которые он боролся в 17-м. Мать смягчила своё отношение к привелегиям для местного населения при поступлении в ВУЗы.
Студенческие годы Ольге вспоминались как лучшие: дружба, любовь, интерес к знаниям. Не только к профильным, но, подобно отцу, её интересовал Марксизм- Ленинизм, которому обучали всех студентов. Жили небогато, но верили, что впереди лучшее. Когда семья получила от государства квартиру, Ольга вместе с отцом убеждали мать, что время, когда все будут работать по способностям, а получать по потребностям, близко. Ольга не сомневалась, что при старании может добиться всего, о чём мечтает. А отец гордился внуком,когда тот стоял в почётном карауле у памятника павшим за советскую власть, за которую он когда-то сражался.
Перевернув несколько страниц, остановилась на фотографиях детей. Их жизнь была подобна родительской: школа, институт, работа;октябрёнок, пионер, комсомолец. Но с годами патриотизма у них становилось меньше, чем у родителей в их годы. Быть может, потому, что приоткрылись двери в мир капитализма с его соблазнами. Быть может потому, что как-то поубавился энтузиазм старшего поколения, с его стройками, целиной и космосом. Быть может потому, что не появилось лидера, чётко представлявшего куда и как вести народ дальше.
Все имели права на всё, всем всего не хватало, и уровень жизни народа опускался ниже и ниже. Мечты поддерживали лживыми рапортами о выполнении пятилеток в четыре года и улучшении жизни трудящихся. Родство, связи и партбилет, с различными " спец", типа магазинов, больниц, домов отдыха, соответствующими доллжностями и зарплатой, разделяли людей всё больше. Народ при малейшей возможности "тащил" то, что мог из того , что производил. При пустых магазинах "с рук" можно было купить и пряжу комвольно- суконного комбината, и мясо мясокомбината. "Долгие, несмолкающие аплодисментами, переходящие в овации" в честь руководства демонстрировавшиеся по телевидению становились насмешкой. А внуки усмехались, когда дед говорил, что нужно усилить пропаганду идей и, в знак протеста , не здоровался с соседкой приторговывавшей продуктами из больничной столовой, а её брату, умыкавшему с военного (!) завода детали для бытового использования и продажи, обещал набить морду. Бабушка, тем временем, часами выстаивала очереди за продуктами в магазине или покупала их за переплату у спекулянтов. Муж чертыхался и говорил, что вся проблема дефицита в отсутствии частной собственности. Ольга жалела отца, увидевшего крушение своих идеалов. А правительство Союза, поняв, что ничего сделать не может, решило предоставить суверенитет каждой республике, чтобы каждая заботилась о себе самостоятельно. Когда он наступил, потеряли родину.
Муж выключил телевизор, Ольга закрыла альбом. Легли спать, но не спалось. Говорили об уехавших детях. На следующий день решили погулять, подышать свежим воздухом в скверике, расположенном неподалёку, развеяться. Скверик был уютным, зеленым, с памятником знаменитому акыну, игровыми площадками для детей. Гуляя по дорожкам, снова вспоминали сыновей, которых водили сюда. Называли те годы лучшими в своей жизни и хвалили советский строй, при котором скверик был создан и который когда-то критиковали. Муж заприметил аксакала с шахматной доской под мышкой и направился к нему, чтобы сыграть партию. Ольга, присела на соседнюю скамейку.
Вокруг гуляли мамочки с колясками, продавали мороженое, катали детей на больших машинках. Вдоль аллеи, шедшей к выходу, гоняли на самокатах и велосипедах пацаны. В глаза бросалось отсутствие европейских лиц среди гуляющих. И Ольга вновь вспомнила отца и сыновей.
Образ отца связывался с социалистическими идеями, принесенными русскими на киргизскую землю. Идеями, которые она считала самыми лучшими в истории человечества. И не только она,многие люди многих народов.И киргизы в том числе. Они, даже, после развала Союза выражали уважение к этому строю, сохранив памятники Ленину, оставив праздничным 7 Ноября, а русский язык - языком межнационального общения. За суверенитет не боролись. Но были и те, чьи амбиции не были удовлетворены в советские времена, и они чувствовали, что их час настал.
Стали менять историю, утверждая то, чего не было на самом деле, утверждая что Россия завоевала Киргизию и эксплуатирует коренной народ. Тот факт, что количество коренных и некоренных было примерно равным применялся для утверждения, что киргизы кормят некоренных и те должны уехать на свою этническую родину. Руководство республики практически полностью было представлено национальными кадрами, делавшими вид, что ничего не происходит.Развал и нараставшая нищета благоприятствовали популярности таких веяний.
Такой настрой населения приводил к изменению советских названий городов и сел,и дружному выдавливанию с рабочих мест специалистов. Манипулировали незнанием ими языка , возрастом, создавая негативный климат вокруг.Некоренные, понимая своё невыигрышное положение , только между собой говорили, что эту землю обустроили они, что местным всегда предоставлялись привилегии разного рода. Уезжали не сопротивляясь.
И семья собирались уезжать дважды. Дважды собирали вещи для отъезда, потом дважды распаковывали их. Собирали, когда под окнами маршировала с русофобскими криками толпа молодежи, второй раз, когда мужа сместили с руководящей должности. Распаковывали коробки и узлы первый раз после отъезда соседей, сообщавших о трудностях и неприветливой встрече их в России, которая не помогала с обустройством. Второй раз - когда детям удалось поступить в техникум- получение образования оставалось в семье главным приоритетом, появилось платное образование в институтах и возможность образование продолжить. В большинстве все перетурбации проходили невидимо, тихо, но эффективно. Были и митинги, и грабежи, и резня ранее друживших и роднившихся между собой мусульманских народов. Большинство же просто уезжало, не выдерживая новых отношений и не видя перспектив. Отъезд не прекращался и количество некоренных уменьшилось в разы.
Некоренной народ был занят отъездом и не принимал какого-либо участия в борьбе за власть, развернувшуюся с наступлением суверенитета страны. Борьба была нескончаемой и характеризовалась бесконечными переворотами, которые приноравливались к переизбранию руководства и заканчивались на центральной площади столицы. Друг против друга стояли Юг и Север. В борьбе использовали всё: выборы с подтасовками, подкупом водкой и деньгами, захват правительственных зданий, массовый мордобой, оружие в упор и из-за угла. Президентов свергали одного за другим. Одни после этого укрывались в ближнем зарубежье, других " уходили" на пенсию, одного посадили.Каждый новый, придя к власти,переориентировал всё "прихватизированное", как остроумно называл процесс народ, своим родственникам и сподвижникам, раздавая остальным ваучеры, или обещания жизни как в Швейцарии.Сподвижники и родственники быстро приспосабливались брать взятки,давать их, использовать государственное, как личное. Не отставали и другие, не отказываясь от мзды, уклоняясь от уплаты налогов, получая зарплату в конвертах и т.д. Искали и другие пути, главным из которых стала спекуляция.
На фоне разрушения фабрик и заводов потеряли работу и они с мужем. А за учёбу сыновей нужно было платить. И тогда Ольга пошла на "Дордой", главный базар республики, где трудились "челноки", привозившие товар из Китая и Турции. Напросилась в реализаторы. Потом хвалила себя за это, поскольку стала основной добытчицей в семье. Муж,перешагнув через своё научное звание, помогал ей, а потом, не без труда, устроился сторожем на ТЭЦ. Народ, поизносившийся во времена дефицита, покупал недорогой некачественный товар, привозимый преимущественно из Китая. Она приспособилась торговать не только на базаре, но и в учительских, ординаторских, продавать соседям. Потом нашла дорожку в Россию для оптовой перепродажи. Что называется "крутилась". Как-то ей подсунули вещи, предназначенные для детских больниц, уже продав которые, наткнулась на бумажку: " Не для продажи,"- и, почувствовав угрызение совести, отправилась в церковь просить прощения. С этих пор стала часто обращаться к Всевышнему. И не только она. Несмотря на непрекращавшийся отъезд русских, остававшиеся понемножку достраивали церковь. Массово вернулись к вере мусульмане, изучая Коран, строя новые мечети, совершая намаз даже на работе. Люди приводили душу в соответствие с новой жизнью.
Однако, семьи нужно было кормить и искать источник дохода. Молодые киргизы становились гастарбайтерами и ехали на заработки преимущественно в Россию, зная, как правило, язык и нравы её народа. Количество гастарбайтеров пргрессивно нарастало -до трети ВВП республики пополняли они. Начали перевозить семьи.На присылаемые деньги родственники могли построить дом, купить квартиру, открыть ларёк, организовывать базарчик, аптечный пункт, кафе, парикмахерскую. Всё это потихоньку перерастало в магазины,базары, аптеки, рестораны, салоны красоты. Создавались частные школы, больницы и много чего другого. Но ВВП был невелик, его формировали немногочисленные производства типа швейных, нескольких рудников, среди которых лучшим был Кумтор, гастарбайтеры, челноки. Занимали у других государств, иногда их списывавших. Преимущественно Россия.
И таким путём жизнь становилась лучше. Многочисленные магазины и магазинчики были полны продуктов, народ приоделся, дворы и обочины дорог были уставлены машинами. Но они всё-таки решили отправить сыновей на этническую родину.
Решив, что пора возвращаться домой, Ольга подошла к шахматистам, окликнула мужа. Тот остановил её жестом, означавшим, чтобы не мешала доиграть партию. Она снова присела поодаль, перебирая в голове витки истории, на которые пришлась её жизнь, жизнь её родителей и детей. Снова думала об идеалах, которые бережно хранил в душе отец, о репрессиях, которые пережили, о войне, которая слегка её коснулась. Думала о надеждах революционеров 17-го, о репрессиях, колечивших человеческие судьбы, о войне, разорившей страну, о годах, когда страна встала, было, на ноги,а затем рухнула и строй равенства рухнул, уступив место делению по национальному признаку. И , даже, наступивший достаток не компенсировал того братства, которое существовало при Союзе.
Шахматисты доиграли партию, пожали друг другу руки, договорились о встрече и развернулись, было, в разные стороны, но остановились от внезапного резкого гудка паровоза, проходившего по железной дороге неподалёку. Аксакал усмехнулся и спросил, указав рукой в сторону гудка: "Слышите, что говорит?" И сам ответил: "Хочу назад в СССР!" И Ольга в этот момент осознала, что тоже хочет в этот виток истории и высоко его ценит за чистоту помыслов, стремлению к справедливости , честности и братству.
Свидетельство о публикации №225082700372