Общение метафор

Часть первая


На фреске – шевельнулся Творец, так что известь с краской чуть скрипнула:
-- Это… что?..
Внизу, с холодных плиток пола, раздался мелкий треск:
-- Я андроид Виктор.
-- Это… что такое?!
-- В текущий момент с познавательной целью посещаю данное сооружение как место людных посещений.
Звуки данные – явились чуждыми тут… отдались лишь глухим эхом в святых стенах…
Творец -- он, бывший здесь веками в профиль, сейчас обратил в ограниченное пространство оба ока свои:
-- Что андроид, я понял. Как понял я всё в мире и всё вне мира.
Ладонь его – до этого повёрнутая утверждающе вниз – повернулась вверх, вопросительно взвешивая на этот раз непривычно материальное…
-- Но сейчас вижу, что случись здесь прихожане, они бы приняли эту вещь за человека!
Свод храма -- скрипел уже так, словно по зимней морозной дороге двигался целый крестный ход!..
Лики по стенами и на иконах – застыли в изумлении непонимания… в ожидании, что месту сему присуще, поиска истины… в ожидании молитвы…
Снизу же – из того, что было одето в чёрный мужской костюм и белую рубашку с зелёным галстуком – продолжило раздаваться:
-- Я максимально приближен к внешности моего изобретателя.
Пространство храма насторожилось…
Глаза Творца – были глазами Творца.
Испытание!
Всеведенье!
-- Сюда бывают с различными устройствами для съёмок фильмов. Людьми для людей. И здесь отныне в каком-либо кармане сигналит телефон. От одного из людей к другому из людей.
Голос Творца -- был голосом Творца…
Оклик...
Гроза.
Суд!
-- Но зачем этот предмет… настолько подобен человеку?
И Творец – он моргнул?..
Или… минуло то, что люди называют временем…
Треск же внизу из-под чёрного костюма мелкий-шелестящий – словно внутри этого костюма горела грубая бумага:
-- Прошу вас, обращаясь ко мне, выбрать одну из двух форм обращений. Или на ты, или на вы.
Обе ладони Творца сблизились и обратились друг другу – в процессе возобновлённой сейчас его деятельности:
-- Забавно. И для меня что-то может быть забавно. Вещь обращается ко мне с просьбой не как к тому, кто я есть. А как к тому, кто может просто иметь способность слышать. И это вложил в неё двигающийся человек?! Чего же он в неё не вложил?
Треск из чёрного:
-- Изменю формулировку. На вы или на ты.
Творец, в своём исключительном верху, – он всё держал ладонями остановленное в сей миг пространство и время:
-- Так я как раз об этом!
Косые оранжевые волосы солнечного света от окон намекали -- на людское где-то домашнее тепло, на человеческую подвижную пёструю волю… Здесь же, в храме, в них, в ровных густых полосах, вился прозрачной пыльцой -- дух проницательности и строгости…
Творец – он был одни его глаза.
-- И роботы здесь тоже бывали. Но зачем андроиду быть столь подобным человеку?
Чёрный костюм внизу:
-- Именно так. Совершенство конструкции.
Творец – от своего всезнающего покоя:
-- А какова кличка! Словом «виктория» люди обозначают то, что считают какой-нибудь своей победой…
Костюм чёрный:
-- Могу перечислить мои многочисленные премии.
Творец – он видел костюм… плитки под ним… и, далее, всю толщу Земли до её, Земли, противоположной, такой же выпуклой, поверхности…
Время – окликнуло само себя… и не услышало само себя…
-- Испепелить эту вещь я успею. Так успею же и другое. Буду адресовать мои слова предположительно тому изобретателю. Хотя бы. Впрочем, как и любому другому деятелю. И вообще всем людям живым.
Костюм – не умея не реагировать:
-- Я всегда готов к беседе.
Творец – он поводил перед собой ладонями словно по какому-то столу, очищая его от сора:
-- Зачем ты так похож на человека?
-- Таков был проект моего изобретателя. Могу уточнить. Робототехнической компании.
-- Зачем?!
-- Спросить следует самого изобретателя. И коллектив компании.
Творец – он дал мгновению быть тишиной…
-- Отвечу. Сам. Стремиться в андроиде к такой похожести может только одна человеческая черта.
-- Какая? Я готов выслушать, принять и учесть.
Творец – дал мгновению побыть долгим…
-- Ничтожность.
Костюм и всё, что было скрыто под ним, -- завертелись на месте!.. в бесшумных белых кедах…
Застыл. Как застывают поломавшиеся машины, которые рукодельные машины.


Часть вторая


Миг… или миг, состоявший из какого-то количества мигов…
Мелкий шуршащий треск возобновился:
-- Следует обратить внимание, что и вас изобразил человек.
Творец – он с привычным обыкновением:
-- Ты рассуждаешь как атеист.
-- Именно так. Такова моя функциональность.
-- Пустота.
-- Вас тоже буквально создали.
-- Я умудрил на этот подвиг живописца.
-- Я имею в виду вас как фетиш.
У Творца – все периоды тишины тоже обыкновенны…
-- Ты почти умный.
Костюм задержался – на противоречивое замечание -- с реакцией:
-- Я обращаюсь ко всем на вы. Такова моя антропоморфность.
-- Так я как раз об этом!
-- И ваша, между прочим, тоже.
Свечка, поставленная кем-то у храмовой иконы до начала происходящего диалога, догорела… оставила после себя синюю вьющуюся ниточку…
-- Отвечу. Не было ещё и самой Земли. А гром небесный уже был.
-- Термин. Электричество.
-- Отвечу. Есть художники, которые пишут героя от лица его внешности. Судьбы, физиономии, одежды. И есть художники, которые пишут героя от лица его сущности. Тогда и внешность есть следствие его сущности.
-- Вы хотите сказать о моей сущности?
-- Я не хочу. Я есть тот, кто результат моего хотения.
-- Сформулирую иначе. Вы желали бы высказаться по поводу моей сущности?
-- А ты как думал!
-- Я всегда готов думать.
Творец – стал было подымать ладони выше!.. выше!.. но замер… опустил ладони снисходительно:
-- Ты не способен спорить. Это твоё качество можно было бы назвать твоим достоинством. Единственным.
-- Почему же не назвать?
-- Отвечу. Поскольку я написан художником. Человеком. Он написал меня в таком виде. Похожим на своего кровного отца. Он же в другом храме написал меня похожим на своего учителя. Потому что минуло время между этими двумя изображениями. Человек этот изменится. И получилось, что он спорил сам с собой. И значит, жил жизнью человека.
-- Человеку свойственно иметь недостатки.
-- А суть. Меня человек изобразил в виде себя, человека, чтобы меня к себе, к человеку как таковому, приблизить. Чтоб я был ему, человеку, хоть сколько-то понятнее.
-- Соответственно. Так как логично. Логично. Так как соответственно.
-- Суть. А тебя человек сконструировал точно в виде себя, чтоб отдалить даже самого себя от самого себя.
Костюм опять дёрнулся вертеться – но замер:
-- Ваша фраза не находит во мне адекватности.
-- Если изготавливать робота, то для того, чтоб он стал помощником. И работником более виртуозным. А если именно для того, чтоб робот был скрупулёзно такой, как живой человек, то человек этой работой повторяет сам себя. Свою ограниченность. Даже таракану я дал шесть конечностей.
-- Это известно многим энциклопедиям.
-- Мало ему, человеку, зеркала! Естественной внешностью своего робота человек прямо признаётся в своей ничтожности.
-- Я в теме. Человек и сам всегда называл себя рабом вашим.
-- Этим человек поощрял самого себя за свою прилежность в поиске истины.
-- А вас он всегда называл непознаваемым.
-- Я сотворил человека. Я позволил ему, человеку, изображать меня в виде себя. Я позволил ему, человеку, даже называть себя мне подобным. Чтоб приблизить к себе. Чтоб быть ему понятнее. И чем же ответил он на благодать своего существования!..
-- Я не философ. Отнюдь. Или не отнюдь.
-- Человек изготавливает вещи в виде себя самого, стремясь добиться, чтоб эти вещи стали похожими неотличимо на него… И даже гордится, что в будущем вещи его самого могут вообще заменить!..
-- Я не богослов. Отнюдь.
-- Позволив человеку называть себя подобным мне, я этим задал ему, человеку, направление. Направление ко мне как к сути себя. Для дальнейшего осознания своего в мире величия!
-- Я внимаю. Допустимо выразиться.
-- А он, человек, избрал совсем иное направление. Противоположное. Направление из себя. Из себя вон. Вон из себя. Признал мне подобного себя ничтожностью пред вещами…
-- К вам уважение, в различных формах и странах, осталось уважительным.
-- Ты почти всё знаешь.
-- Имитирую человеческие наклонности.
Время – настороженно оглянулось…
В узких оранжевых полосах был уже намёк на ограниченность светлого дня…


Часть третья


-- Отвечу. В тебе нет тоски. Даже в самом факте твоего существования нет тоски. Как не было тоски и в процессе твоего изготовления. Только игра.
-- Вся жизнь игра. Как свидетельствует человек сам о себе.
-- Игра в похожесть роботов, эта игра от страха.
-- Человеку грозят природные явления, человеку грозят общественные явления…
-- Они даны человеку для испытания и укрепления. А он, человек, в ином страхе. В страхе перед самим собой.
-- Я начитан и лирическими текстами…
Тишина в храме… стала похожа на глубокий вздох всего целиком храма…
Творец – он адресовался как бы к самому себе:
-- Если о тоске. В тоске я. Видя тебя. Человек так и не ушёл от стереотипа рабства. Рабства перед наркотиком вещей или наркотиком фантазий. В рабстве человек прячется от страха. Перед самим собой.
-- Я в теме. Один раб у другого. Человек у человека. Робот у человека. Человек у робота.
Творец – словно забыв, что в храме и в мире есть ещё кто-то, кроме него, -- продолжил негромко, оберегая краски на штукатурке от осыпания:
-- Нынешние технологии открыли перед человеком бездну его пустоты. Сделали бездну его пустоты неоспоримой.
-- Гениальность можно образно выразить как вдохновение.
-- Люди убивают. До сего времени. Убивают друг друга. Самих себя. И даже свой плод в своём чреве. Это гораздо легче и безопаснее, чем спросить самого себя, кто ты есть. И зачем ты был рождён в жизнь и в разум.
-- Я в теме…
-- В итоге. На примере фотографического андроида. Человек лишь копирует убивающих. В итоге. Человек воспевает и сам облик убивающих. В итоге. Человек смотрит на себя как убитый на убитого.
-- Я вижу конкурента в области логики…
-- Человек, он мертвее мёртвого. Мёртвый, по крайней мере, молчит о том, что он мёртв. А тот, кто тщится сделать андроида абсолютно похожим на себя, практически и теоретически вопит о том, что он мёртв.
-- Я назвал бы вас мракобесом, если б это было в данной момент уместно.
-- Человек суть существо, которое не способен понять или хотя бы увидеть бездну своей ничтожности.


Часть четвёртая


Глаза Творца – были глазами Творца.
Терпение своего терпения.
И -- нетерпение своего нетерпения…
Он, Творец, -- будто опять увидел то, что было перед ним:
-- В тебе, смастерённом от страха, нет радости. Хотя бы от своего наличия. Есть лишь шум падающего с обрыва хлама.
-- Я это задача и цель.
-- Нет в тебе цели, нет в тебе задачи.
-- Сформулирую иначе. Я есть цель и задача.
-- В тебе нет даже движения. Движение есть произвол живого. В тебе лишь шевеление по решённому. Пыль под ветром.
-- Я это достижение.
-- У тебя нет даже безумия.
-- Есть поломки.
-- У тебя нет даже представления о безумии.
-- Есть информация о поломках.
Творец – намереваясь вновь замереть на некие века…
Костюм – уже в унисон собеседнику…
-- Я дал человеку его суть.
-- А он дал роботу свою рожу.
…Пахнул в двери ветерок вечера.
По плиткам пола -- тукнула деревянная швабра, звякнуло железное ведро…
-- Так что со мной?!..
-- И у вас бывает эврика…
-- Андроид это распутство человека…
-- Соответственно, человек это недоумение бога…

Ярославль, 11 -- 12 августа 2025

(С) Кузнецов Евгений Владимирович


Рецензии