Нормативно-правовое регулирование в ТЭК
Нефтегазопереработка является важной основой экономики страны, и это подтверждается следующими фактами:
- обеспечение экспорта. Нефтегазовая сфера экономической деятельности обеспечивает около половины общего объёма экспорта;
- поступление доходов в бюджет. Отчисления от прибыли экспортируемого нефтегазового сырья составляют половину поступлений в федеральный бюджет;
- обеспечение энергией других сфер. Нефтегазовая отрасль обеспечивает энергией функционирование всех иных сфер экономической и социальной деятельности населения;
- влияние на развитие других отраслей. Например, полимерные материалы, которые производятся из нефти, определяют техническое развитие в отраслях судостроения, автомобилестроения и авиации;
- влияние на позиции страны на международном рынке. Нефтяная отрасль является инструментом получения валютных доходов, что оказывает влияние на позиции России на международном экономическом пространстве.
Естественно, что к созданию объектов нефтегазопереработки должны предъявляться грамотные требования, ибо они залог его безопасной и безаварийной эксплуатации. Эти требования учитываются еще на этапе проектирования объектов нефтегазопереработки в проектной документации, в которой должны быть предусмотрены различные аспекты безопасности.
Основные аспекты безопасности, которые должны быть предусмотрены в проектной документации:
- противопожарная защита: системы автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, эвакуационные пути и выходы, противопожарные преграды;
- промышленная безопасность: защита от взрывов, контроль утечек опасных веществ, системы аварийного сброса давления;
- экологическая безопасность: очистные сооружения, системы улавливания вредных выбросов, защита от разлива нефтепродуктов;
- технологическая безопасность: резервирование критических узлов, защита оборудования от перегрузок, системы мониторинга состояния оборудования;
- электробезопасность: заземление оборудования, защита от статического электричества, системы аварийного отключения;
- эргономика и охрана труда: безопасные рабочие места, средства индивидуальной защиты, санитарно-бытовые помещения;
- антитеррористическая защита: системы видеонаблюдения, контроль доступа, инженерно-технические средства охраны.
В проектной документации должны быть детально проработаны:
- схемы размещения оборудования с учетом требований безопасности;
- расчеты рисков и их минимизация;
- планы мероприятий по ликвидации аварий;
- инструкции по эксплуатации систем безопасности;
- программы обучения персонала.
Соблюдение всех этих требований на этапе проектирования позволяет создать объект, который будет соответствовать современным стандартам безопасности и эффективно функционировать в течение всего срока эксплуатации.
А где должны быть указаны все вышеперечисленные требования? В нормативно-правовых актах и нормативно-технической документации. И вот здесь, если можно так сказать, «большая дыра». За прошедшие с момента развала СССР время не разработаны современные фундаментальные требования к созданию объектов нефтегазопереработки.
Проектировщики до сих пор используют «Нормы технологического проектирования предприятий по переработке нефти и производству продуктов органического синтеза» (ВНТП 81-85), утвержденные приказом
Миннефтехимпрома СССР от 31 июля 1985 г. № 780, «Нормы технологического проектирования газоперерабатывающих заводов» (РД 39-135-94 ГП "Роснефть"; РД 51-1-95 РАО "Газпром"), «Ведомственные указания по проектированию железнодорожных сливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов» (ВУП СНЭ-87), «Ведомственные указания по техническому проектированию производственного водоснабжения, канализации и очистки сточных вод предприятий нефтеперерабатывающей промышленности» (ВУТП-97), «Нормы технологического проектирования резервуарных парков сжиженных углеводородных газов» (РД 39-138-95) и другие «древние» документы.
А какая государственная структура должна заниматься нормативно-правовым регулированием в этой сфере? В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 (ред. от 10.04.2025) "О Министерстве энергетики Российской Федерации" – это прерогатива именно Минэнергетики.
Вопросы промышленной безопасности в сфере нефтегазопереработки до недавнего времени были достаточно неплохо отражены в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», утв. приказом Ростехнадзора от 29.03.2016 №125, однако они отменены в 2020 году и ничего нового не появилось до сих пор.
Вот такое положение дел с нормотворчеством в нефтегазопереработке, которая является важной основой экономики страны.
Свидетельство о публикации №225082700780