Шаманка Эмели, глава 3 - Памяти товарища
С ритуала Светлоч, в котором мне так чудесно довелось проверить свои волевые качества и силу Духа прошло два непростых для меня года. Упомяну лишь о трёх событиях, почему я сказал «два непростых года»: Во-первых, пришлось пережить развод. Это всегда драма, как бы казалось мирно не происходил этот процесс между двумя людьми, которые в загсе клялись друг другу в вечной дружбе. У нас всё было значительно сложнее, т. к. жена приняла решение уйти, поскольку я никак не мог прекратить свои пьянки, хотя обещал, что с этим «всё, завязываю». Причину, почему я спортсмен начал пить, я изложил в рассказе «Мой сын Саша», поэтому не повторяюсь.
Во-вторых, я стал полуофициально работать лётчиком самолёта АН-2 в НОФАВС (Николаевской Областной Федерации Авиационных Видов Спорта). С аэроклубом «Икар» пришлось распрощаться (начальники не сошлись во мнении, как использовать, а может и делить зарабатываемые деньги на полётах и парашютных прыжках. А почему полуофициально? У Федерации не хватало средств оплатить медицинскую комиссию всех четырёх лётчиков,
стоящих на штате, поэтому наш зам. по лётной Коля Бондарь, коммерческий директор Володя Минеев и сын Геннадия Ивановича Кустова Олег проходили дорогую медкомиссию в Киеве, точнее в Ирпене, а я бесплатную — в Николаеве на допуск к парашютным прыжкам. Поэтому летал я только с правого сиденья, но все допуска и зачёты были официально записаны в лётную книжку, скреплены подписью и печатью президента НОФАВС Г.И, Кустова.
А какая мне разница с какого сиденья взлетать, садиться и выполнять полёт, если я до этого уже отработал инструктором на разных типах ЛА более 30 лет. Тем более, что свой крайний полёт на ТУ-22м3 я выполнил в 1994 году, в 95-ом. когда в армии на Украине уже практически ни на чём не летали, удалось подлетнуть на ЯК-52 в аэроклубе, в 96-ом, чтобы засчитали подтверждение класса вылетел на заводском ЯК-18т и сделал аж три самостоятельных полёта, в 97-ом году опять несколько полётов на аэроклубовском ЯК-52 и один полёт выполнили с начальником ЛИС Колей Конаревым на «Авиатике».
Всего один полёт, но какой!!!
Об этом стратегическом полёте скажу особо. Стояла жара +30 градусов. Предвидя вопросы любознательных читателей и пилотов с авиафорума, которые любят всё «проверять», забыв поговорку, что «начальству в жопу не заглядывают», я всё же как воспитанный человек отвечу, разумеется, +30 градусов в тени. На солнце в кабине самолёта будут все +50, если не больше. Так вот, после взлёта мы смогли набрать лишь 20 метров высоты, выше самолёт не лез, несмотря на все наши ухищрения найти хоть какой-нибудь хилый восходящий поток и набирать дальше высоту как планер.
Эта ситуация могла смутить кого-угодно, но только не таких «зубров авиации», какими являлись мы с Николаем Конаревым. Кстати, именно с ним мы летали на разведку погоды в 94-ом году на «тройке» (ТУ-22м3), и каждый в лётную книжку, чтобы засчитали подтверждение класса, записал себе, что этот полёт выполнял он, т. е. у нас был спитый и слётанный экипаж ещё с тех пор. Поэтому мы сразу стихийно распределили обязанности.
Рабочая лошадь, а по простому «негра» полковник Вася пилотирует, а интеллигенция - «белая кость», как материально ответственное за самолёт лицо, работает за штурмана, на выпуклый военно-морской глаз определяя — хатынка, которая показалась впереди она выше 18 метров или ниже?
Если ниже, значит так и летим, не сворачивая с боевого курса и не тратя драгоценный авиабензин на отклонение ЛЗП (линии заданного пути) на обход препятствий. Главное при этом про трубу дома не забыть. А если выше 18 метров приходилось путать «свою шерсть с государственной» и расходовать авиабензин не по назначению, т. е. выписывать лишние кренделя, которые забыли проложить на полётной карте. В общем, Вы понимаете, каким истинно шикарным подарком после такого стратегического налёта явились полёты каждую неделю на АН-2 для истинного лётчика, коим себя считал и считает полковник Вася.
Золотой век, но не для всех
Дополню — это был «золотой век» для нашей федерации. Делали по 7 - 8 подъёмов в день на выброску парашютистов с высоты 3 — 3,5 км. Приходилось при этом и в облаках летать, и в грозы попадать и садиться в условиях ниже минимума — чего, блин, ради денег не сделаешь. Я ещё как-нибудь озвучу эту тему, а пока скажу, наслаждение от таких полётов я получал огромное, и наш бело-голубой лайнер АН-2 полюбил также крепко, как и самолёты, на которых летал до этого, будь то сверхзвуковой «Бэкфайер» или корабельный вертолёт КА-27.
В то же время для военной авиации это были очень безрадостные времена. Молодых лётчиков увольняли в запас целыми выпусками, из «стариков» летали, точнее, подлётывали только те, кто попал в «силы быстрого реагирования». Пилотажная группа «Украинские Соколы», ведущим которой был полковник Россошанский Виктор Андреевич на МИГ-29 прекратила своё существование. Ладно, не будем больше сыпать «соль на раны», перейдём к повествованию об Эмели,
но сначала сделаем «лирическое отступление» для «буквоедов», которые любят всё уточнять - «+30 градусов это в тени или на солнце? - забывая, что я пишу художественную прозу от первого лица, а не автобиографическую повесть. Просто так мне проще.
Итак, АНЕКДОТ – «пуритан» сразу предупреждаю — анекдот НЕПРИЛИЧНЫЙ. У кого сердце слабое, лучше не читать — можно уписаться, также не стоит читать женщинам, которые слишком высокого мнения о полковнике Васе, чтобы потом в нём не разочаровываться:
Анекдот про пенис
СССР, до развала Союза ещё далеко. В Ленинграде собрались на симпозиум делегации всех институтов занимающихся проблемами увеличения и продолжительности стояния мужского члена. На трибуну выходит представитель еврейской делегации со славного города Биробиджана. «Нашему НИИ путём таких-то и таких-то экспериментов, а также за счёт изменения методики замера удалось увеличить размеры мужского члена на 2 сантиметра!» Пьяный голос из зала: «Простите, это в длину или в ширину?» Докладчик отвечает: «Товарищ, Ваши шутки не уместны. Конечно, в длину.
Выходит представитель грузинской делегации из славного города Телави: «А нашему институту за счёт проведения таких-то и таких-то экспериментов удалось добиться увеличения размеров мужского члена на 3 сантиметра. И это в среднем, господа. Но в контрольной группе есть экземпляры, у которых член вырос на все 4 сантиметра. Вы представляете, на четыре!»
Зал дружно зааплодировал. Опять пьяный голос из зала: «Уточните, пожалуйста, это в длину или в ширину?» «Да ну что Вы товарищ, издеваетесь? Конечно, в длину».
На трибуну выходит представитель армянской делегации из моего родного города Ленинакана (Гюмри сечас). Да, представьте себе, я родился в этом городе, когда батя служил там в танковом полку, штаб которого располагался, как сейчас помню, в старинной военной крепости. Правда, в 17 дней отроду меня уже через Тбилиси повезли в мамин город — Ленинград, но кого интересуют такие «детали»? Поэтому не будем отвлекаться.
Так вот, армянин в кепке с аэродром посмотрел на зал и с пафосом объявил: «А нашему институту геронтологии и проблем старения организЬма за счёт изменения режима питания и использования в рационе таких-то и таких-то добавок удалось вырастить мужской член как дыня!» Зал разразился шквалом аплодисментов.
Опять тот же пьяный голос из зала задаёт уточняющий вопрос: «Простите, как дыня — это в длину или в ширину?» Докладчик, улыбаясь: «На вкус, товарищи, на вкус!» Любители орального секса, стоя, начали скандировать «Браво!!!»
К чему это я рассказал? Блин, канва рассказа потерялась. Ах, да — это ж анекдот для «правдолюбов» с авиа.ру, так любящих уточнять «детали» творчества каждого авиационного автора - В ОБЩЕМ, Делайте, выводы, господа… Вот теперь перейдём к повествованию дальше.
Своя хатынка
А в — третьих, почему те два года были для меня не простыми? - Я наконец получил свою квартиру, (однокомнатную), которую ждал 12 лет, (из которых 10 лет это служба, и два года на дембеле). Комнату 18 квадратных метров я превратил в «западню» - она всем нравилась, особенно женщинам. Я уже её описывал, но повторюсь. Зелёный дощатый пол, стена справа — фотообои — море, гористый берег в соснах, в бухту входит яхта с зелёными парусами. Стена прямо — чарующая русская Золотая осень — фотообои.
Слева большое окно и дверь на балкон. На четвёртой стене несколько картин самолётов и портрет хозяина дома в ЗШ с нестерпимо волевым подбородком. Ещё в комнате диван, стол со стулом и на стене красный телефон, закреплённый вертикально, как на корабле. Всё — больше никакой мебели. Да, ещё в кладовке штук пять пар горных лыж, остальные 8 пар стояли на квартире в Херсоне у родителей. В общем, у меня дома очень любили бывать гости и все отмечали лёгкую солнечную энергетику. Спросите, какое отношение имеют все эти детали к шаманке Эмели, с которой я начал этот рассказ?
«Не торопись коза в лес — все волки твои будут». Дело в том, что тот ритуал СВЕТЛОЧ, о котором я поведал вначале повествования, и сама эта женщина настолько поразили воображение, как встреча с чем-то совсем необычайным, что я её вспоминал часто, несмотря на то, что прошло два года.
И вот однажды в клубе Путешественников «Хан-Тенгри» я краем уха услышал разговор двух туристов, что сейчас сюда придёт женщина, которая одна ходит в горы на Кавказе. А почему одна? Потому что её муж, известный в наших кругах альпинист, взял её с собой в экспедицию, и чуть ли не на её глазах погиб при штурме горы Ушбы. Причём погиб не один, а прихватил с собой ещё троих, сбив не только своего напарника, который его страховал, но и пару альпинистов, которые были ниже.
Так товарищи погибших распустили слух, что во всём виновата она. Мол, муж на неё отвлёкся, и что вообще она на восхождении приносит несчастье. Поэтому они никому не рекомендуют брать её с собой в горы. В общем, ещё не зная Галины, (имя изменено), у меня уже заочно возник интерес к ней, потому что в одиночку гулять по Кавказу — это уже само по себе достойно уважения.
Когда она вошла, я вздрогнул — чем-то она напоминала Эмели. Прежде всего, конечно, фигурой. Такая же высокая, крупная, спортивная. Во-вторых, тип лица. У неё не было характерного носа с горбинкой, как у шаманки, но высокие скулы, распущенные до плеч волосы и пристальный взгляд красивых голубых глаз сразу вызвали у меня знакомые ассоциации.
Первое знакомство
В общем, в тот день в клубе, а это была среда, как всегда раз в неделю вечером собирался на тусовку бродячий народ города Николаева и его окрестностей, чтобы поведать о местах, откуда только вернулся, найти компаньонов для новых маршрутов, и вообще впитать опыт тех, кто повидал и может значительно больше, чем ты.
Сам директор и основатель альпинизма города Николаева Виталий Михайлович Филин был и есть весьма колоритной личностью. Если его разговорить, разумеется с коньяком, мог часами рассказывать о своих восхождениях на горы Памира, Тянь-Шаня, Кавказа, Карпат и прочих возвышенностей типа Крыма.
Мастер Спорта СССР по альпинизму Александр Иванович Фомин, впоследствии погибший на соревнованиях по скалолазанию в Крыму, всегда был готов поделиться секретами этого не безопасного вида спорта. В общем, колоритных людей было много, и каждый мог найти себе партнёра по интересам.
Сначала я понаблюдал за Галиной, потом невзначай встрял в разговор. А Вы, если читали мои ранние произведения, то должны были запомнить рецепт, где я, как инструктор по выживанию, раздаю советы, причём совершенно бесплатно, «на халяву», как грамотно вписаться в любой коллектив, обсуждающий какую-то проблему, и чтобы Вас сразу приняли за своего.
На любом этапе разговора Вы перебиваете собеседника, для пущей убедительности теребя лацкан его пиджака, условной кодовой фразой, которая звучит как пароль: «Кстати, о птичках. У бегемота вот такой зад (при этом широко разводите руки) и ни одного пёрышка». После чего озвучиваете какую-нибудь умную мысль по теме разговора. И будь спок, Вас уже никто не проигнорирует.
В общем, мы с Галиной немного поговорили о горах, и я пошёл ва-банк: «Галя, мы оказывается оба любим Кавказ. У меня дома есть много фотографий оттуда, т. к. я в Терскол и Домбай ездил более 20 лет подряд. Я Вас завтра после работы приглашаю к себе в гости на чай. Живу в Лесках, с собой брать ничего не надо, к столу всё есть».
Галина безо всякого ломания дала согласие, только предупредила, что с работы приезжает поздно, т. к. работает в посёлке Октябрьский на Глинозмном заводе. «Не вопрос», - ответил я, - «Квартира отдельная, детей — жены нет, меня ничто не лимитирует.»
На следующий день прибрал квартиру, купил бутылку Крымского Муската и всё, что положено к чаю. Где-то в пол восьмого вечера зазвонил телефон. Галина сообщила, что она уже дома, сейчас переоденется и через пол часа будет. Из чего я понял, что живёт где-то недалеко…
Продолжение – http://proza.ru/2025/08/28/1051
Свидетельство о публикации №225082801001