Болховитинов Виктор Фёдорович. Авиаконструктор

        Болховитинов Виктор Фёдорович (23 января (4 февраля) 1899 года - 29 января 1970 года) - советский авиаконструктор.

     Генерал-майор инженерно-авиационной службы (1942), доктор технических наук (1947). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1949). Профессор (1949).

     Родился 23 января (4 февраля) 1899 года в Саратове. Окончил Саратовскую гимназию, поступил учиться на медицинский факультет Саратовского университета, но через полгода перешёл на физико-математический факультет. Осенью 1918 года он переехал в Москву и поступил в Московское высшее техническое училище, где слушал лекции Н.Е.Жуковского. Но заболел тифом, после долгого лечения отправлен на восстановление здоровья домой в Саратов. Через год вновь приехал в Москву и поступил в Академию. В период учёбы в Академии работал в академическом конструкторском бюро, спроектированные им планеры АВФ-6 и АВФ-18 участвовали во всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле.

     В 1926 году окончил Академию воздушного флота им.Н.Е.Жуковского. После адъюнктуры стал преподавателем, в 1937 году назначен начальником кафедры.

     В 1933 году - руководитель ОКБ (ОКБ Болховитинова) завода №22 в Филях.

     В 1939 году - директор и главный конструктор завода № 293 Наркомата авиационной промышленности в Химках.

     В 1934-1936 годах возглавлял разработку тяжёлого бомбардировщика ДБ-А ("Дальний бомбардировщик - Академия"), на котором в 1936-1937 годах советскими лётчиками установлены 4 мировых рекорда дальности полёта и с грузом. Этот самолёт Н-209 был использован Леваневским при фатальном перелёте в США через Северный полюс в августе 1937 года. До 1940 года ДБ-А выпускался набольшими сериями и использовался  в качестве транспортного самолёта.

     В 1939 году руководил постройкой уникального скоростного самолёта-истребителя "С" с двумя соосными винтами, показавшего при лётных испытаниях скорость 580 км/ В начале 1940 года участвовал в испытаниях установленного на самолёт прямоточного воздушно-реактивного двигателя.

     В 1941-1945 годах под руководством Болховитинова конструкторами Березняк и Исаевым разработан первый советский ракетный истребитель БИ-1 с ЖРД. 15 мая 1942 года лётчик-испытатель капитан Г. Я. Бахчиванджи впервые поднял его в воздух, затем выполнил на нём ещё 6 испытательных полётов ( в последнем погиб 27 марта 1943 года).

     С 1946 года - на преподавательской работе в Военно-воздушно академии им. Н.Е.Жуковского, с 1949 года - профессор. В этой Академии в 1949-1955 годах возглавил кафедру проектирования самолётов, а в 1957-1965 годах - кафедру конструкции и боевой эффективности летательных аппаратов.

     Автор ряда трудов по авиационной технике.

     Умер 29 января 1970 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве.

           Награды:

     Два ордена Ленина (21.02.1945 и 16.09.1945),
     Два ордена Красного Знамени (1942 и 1950),
     Ордена Трудового Красного Знамени и Красной Звезды (1936),
     Медали.

             Источник: википедия.


Рецензии