Быть тренером... Часть 67
Много детей, много хлопот. Выступления, соревнования, новые концертные номера. новые спортивные программы, поездки... всё набирает обороты как снежный ком - чем дальше тем больше.
А ведь не прошло и десяти лет с той поры, как меня окружали совсем другие проблемы. Помнится в самом начале...
Одна группа постепенно разделилась на две группы - спортивное и прикладное ушу. То есть - ушу - выступления для сцены (красиво, но не работает в жизни) и ушу для самообороны (на сцене не работает, но в жизни пригодится в целях самообороны). Да, это было всего несколько человек, но надежда на то, что со временем группы станут больше вселяло надежду. Ведь вся моя зарплата теперь полностью зависела от тренировок.
И заниматься мало было просто недопустимо. Нужно было платить за квартиру, за садик, кормить и одевать ребенка. И помогать было некому. У меня был только трехлетний сын, для которого я тогда и жила.
К сожалению до сих пор для многих молодых тренеров начало их тренерской карьеры граничит с выживанием в плане денег. И для меня тогда вопрос стоял именно так.
Брала всех новичков, кто обращался ко мне, с любым уровнем подготовки, лишь бы было желание заниматься. Соглашалась на любые подработки, заменяя на время других тренеров нашего клуба. Делала всё чтобы мой ребенок был одет, обут, сыт и развивался не хуже других детей, которых содержали родители с хорошими стабильными зарплатами.
И всё равно денег не хватало... Конечно на себя. Несколько лет не покупала себе новой одежды, пока ситуация не улучшилась и не стала стабильной.
К моему большому счастью через год освободилось место одного из тренеров и эти группы отдали мне. Стало немного проще финансово, но сложнее в другом.
Дело в том, что группы того тренера проходили вечером. И домой я возвращалась около девяти. Соответственно оставлять ребенка в садике не было возможности. Так сынишка посещал детский сад через день, когда у мамы были только утренние и дневные группы. В дни вечерних занятий он уезжал вместе со мной на работу.
Так с 4-х лет он сам начал понемногу заниматься с группой детского сада. Делал то что нравилось, что интересно. Честно говоря, я не думала, что из этого что-то получится. И велико было удивление, когда через год он уже стал лучшим в этой группе.
Не знаю почему, но техника ушу давалась ему намного проще остальных детей. Запоминал формы он тоже быстрее. И самое главное - ему это нравилось.
Помимо своей тренировки он посещал и занятия старших. Любил наблюдать за ними и, когда никто не видел, доставал свой детский меч и повторял движения. Забавно, но так воодушевленно.
А еще в тренерской всегда лежало одеяло, конструктор, прописи, машинки, раскраски и детские книжки.
В перерывах между занятиями бежала к нему чтобы поиграть, узнать чем занимался, покормить.
Так половину своего детства он провел со мной в клубе. И ему это нравилось.
И вы знаете, не он один был таким ребенком в нашем большом клубе. Часто руководители других коллективов приводили с собой детей на работу, часто так же надолго. А что поделаешь - маме надо работать. Зато эти дети могли общаться, бегать и играть вместе в больших фойе и длинных коридорах, ходить друг к другу "в гости", заниматься в разных коллективах клуба. И всё это - не выходя на улицу. Они вместе занимались, вместе выступали на сцене и на соревнованиях. И все взрослые относились к ним очень добродушно, понимая ситуацию их родителей. И наши дети росли в замечательной позитивной атмосфере, где их все любили.
Но всё же быть ребенком тренера достаточно сложно. Так же как сложно тренировать своего ребенка.
У родителей и тренера совершенно разные задачи. Тренер - ставит цели, требует, ругает, хвалит, разбирает ошибки. Родители - сочувствуют, соглашаются с переживаниями ребенка, морально поддерживают, помогают ему понять что хочет от него тренер, объясняют как ему вести себя дальше... И детям так понятнее и привычнее.
А вот когда ты сам и тренер и родитель? К кому идти ребенку со своими обидами на "разбор полётов" тренера на занятии? И как мама я не могу сказать ему дома - "не обращай внимания на слова тренера, ты всё сможешь, я в тебя верю". Здравствуй, шизофрения.
Нет, так совсем нельзя. Надо что-то придумать. Хотя, однажды в моей жизни уже подобное было...
*** Снова эти фильмы ***
На улице жуткий мороз, уже - 35 а может и меньше. Ночевать в клубе сегодня было совершенно невозможно. Хотя очень хотелось там остаться и избежать этого разговора.
Насколько там было холодно? Ну вот... в фойе перед дверью тренерской кто-то разлил немного воды на бетонном полу, и она замерзла превратившись в лёд. Первый этаж, ледяные сквозняки по полу, алюминиевые профили дверей и окон совсем их не задерживали. Спать приходилось на кушетке завернувшись в спальник с головой, прижимаясь спиной к батарее.
Почему завернувшись с головой? Потому что кушетка стояла вдоль окна, а там, как понимаете, тоже тот же алюминиевый профиль и сквозняки.
И даже так было очень холодно. Ночью, просыпаясь от того что стучат зубы и трясет, заставляла себя вылезти из спальника и отжиматься сквозь сон. Только так можно было немного согреться чтобы уснуть дальше. Отжиманий 50 обычно хватало чтобы согреться. И отключиться примерно на час. Но потом всё повторялось. Так за ночь просыпалась раз по 5-6. И когда об этом узнал Сангер, стал забирать к себе. Спать в тепле это счастье (если кто вдруг не знает).
Правда в тот день, не смотря на морозы, я совсем не рада была ехать с ним. Но... если он что решил - сделает.
Он снова забрал меня к себе домой переночевать в тепле, на том самом маленьком диванчике к которому я уже привыкла за несколько ночей этой жутко холодной зимы.
Зайдя в квартиру привычно скинул свою огромную камуфляжную куртку, на кухне поставил чайник и включил телевизор. Потом уселся на ковре перед полкой с кассетами и начал выбирать что смотреть сегодня.
Всё это время я стояла в коридоре, наблюдая за ним. Весело помогать ему готовить ужин, выбирать фильм, болтать как обычно вовсе не хотелось. И он знал почему. Поэтому тоже молчал.
Когда готовый ужин из кухни переехал на столик у телевизора, а сам он уселся поудобнее и сделал большой глоток горячего чая, решил спросить, не отрывая глаз от стола -
- Чего стоишь? Всю ночь там будешь?
Его тон был спокойным, хотя я то знала, что за эти пол часа ничего он не забыл. В общем, на продолжение ссоры эти слова не похожи, можно войти.
Проходя мимо его столика направилась сразу на маленький диванчик и завернулась в плед. Адреналин еще бушевал в крови и спать совсем не хотелось. Хотя заснуть прямо сейчас было бы лучшим вариантом. Легла.
Он включил фильм и спокойно ужинал, как обычно просматривая очередной боевик. Сегодня не было никаких обсуждений опасных моментов фильма, удачных трюков и возможностей повторить у нас на сцене какие-то приёмы. Он ел, я делала вид что сплю.
Через какое-то время он принес с кухни вторую тарелку, наполнил её и поставил на столик с той стороны, где обычно сидела я. Всё это время он не смотрел в мою сторону.
Вспомнила что последний раз ела вчера... так же вечером. Днем было много дел и опять забыла пообедать. Он наверное тоже об этом вспомнил.
Думаю этот жест означал, что он готов начать перемирие. Хао.
Мне уже тоже надоело это нервное состояние. Только как из него выйти? Всё-таки я первая решила с ним не разговаривать.
Прошло еще какое-то время.
- Иди ешь.
Прозвучало спокойно. Видимо уже отошел. Пора. Подошла и села за столик на привычное место. Молча взяла палочки, тарелку и тоже стала жевать... и делать вид что смотрю фильм.
Не то чтобы я хотела есть, просто пора уже заканчивать этот конфликт. И вот предложенный им первый шаг к примирению. Нырять в бассейн с крокодилом надо умеючи. Вот.
Ситуация простая. Я считала - он отругал меня ни за что. Он считал что за дело и так меня воспитывает.
Так вот, он сделал этот маленький шаг к примирению. Настолько маленький, что было понятно - в своем поступке он уверен, не передумал и извиняться точно не будет. Ах так? И чего он сейчас ждет? Мои извинения? Вот фигушки! Я права. И он тоже должен это услышать. Как замять конфликт не извиняясь?
Еда в тарелке заканчивалась, и к этому времени уже придумала как разрулить ситуацию.
Поставив пустую тарелку на стол развернулась и молча смотрела на него. Он это заметил и спросил -
- Чего смотришь? Хочешь что-то сказать?
Тон его голоса выдавал, что он ждет моих извинений. Ага... Вот и не угадал. Игра! Глубоко вздохнув начала бодро -
- Да вот, папуль, настроение сегодня на тренировке испортили.
Он сдержал удивление и улыбку и сразу принял эту игру -
- Да ты что, доча. Кто посмел?
- Тренер. Представляешь, замучил меня сегодня своими нотациями!
- Ага? Прям замучил?
- Не поверишь, выбесил! Говорю ему - я этого не делала. А он не верит. Представляешь? Говорю ему - даже не знаю кто это сделал. А он опять не верит.
Всё это время он смотрел на меня с наигранно понимающим и сочувствующим взглядом, не перебивал. Я продолжала -
- Папуль, скажи мне, вот что я ему сделала? За что он так со мной? Еще при всех накричал и к груше поставил на весь перерыв. Чуть ноги себе все не отбила. Совсем ему меня не жалко.
Во время этой пламенной речи мы оба понимали, что основная моя претензия в том, что не поверил и накричал при всех. И оба понимали, что упоминание о 500 ударах по груше во время перерыва это так, к слову. Показуха для новичков, чтобы не косячили как я. Но раз уж жаловаться "папуле" на "тренера" так уж вспомнить всё.
Тут его терпение закончилось и он продолжил нашу игру с тем же темпом -
- Представляешь, доча, мне вот тоже сегодня настроение испортили на работе.
- Да? Бедный папуля. А у тебя-то что случилось?
По правилам этой игры наступила моя очередь выслушивать Сангера так же наигранно удивленно и сочувствующе. С удовольствием.
- Знаешь, доча, есть у меня в клубе одна зараза. Сама занимается, другим не дает. Сорвала сегодня тренировку - анекдоты рассказывала. Думала я не увижу. Вся группа потом отжималась из-за неё. Так думаешь на этом всё? Как бы не так. Она еще и во второй группе это решила повторить...
- Безобразие! Как ты её терпишь только?
- Так вот, пришлось при всех отругать и наказать. Иначе на следующей тренировке все с анекдотами придут и занятие вообще не начать будет. Дисциплина должна быть, однако.
- Какой ты молодец, папочка. Главное вот точно уверен, что это она рассказывала анекдоты! Не кто-то другой. Она же всегда у тебя виновата.
- Я видел
Он смотрел на меня хитро улыбаясь. Не мог ничего видеть, я была за колонной пол тренировки... блефует. Рассказала всего один. Потом другие подхватили и начали все по очереди рассказывать пока тренер поворачивался спиной или выходил из зала.
- И вот за то, что девочка с чувством юмора рассказала всего один анекдот, ты решил с ней вот так вот поступить? Да?
- То есть всё таки рассказывала?
Нет, не оговорка, специально закинутая "наживка" - пусть думает, что поймал меня на слове.
- Откуда мне знать кто там у тебя на работе что сделал, папуль? Ты же сам мне сейчас эту историю только что рассказал. Вот я сделала предположение. А ты сам не уверен сделала она это или нет.
- Я уверен
- Вот и я уверена, что мой тренер тиран
- А ты бы что сделала с тем кто сорвал тренировку?
- Сначала бы разобралась кто именно это сделал.
- Начала она. Остальные подхватили и понеслось...
- Ну... Не она же одна в итоге виновата. Все получается.
- Так все и отжимались за это хором. Плюс дополнительная силовая по полной программе.
- Так она наверное тоже с ними была во время этой силовой? При чем тут груша?
- Так она и на второй тренировке тоже была... с теми же анекдотами. А потом вот груша.
- А вот наш тренер сам рассказывает анекдоты на тренировке. Ему можно?
- Ему можно. Рассказывает когда понимает что может контролировать ситуацию. И это бывает крайне редко. И только в старшей группе. Но не в начале учебного года и не у новичков. И не на пол занятия (как потом выяснилось). Да?
- Да, папуль... Какая непослушная у тебя девочка.
- Ничего, воспитаю. Не веришь?
С этими словами он начал подниматься. Конечно для того чтобы унести тарелки на кухню. Но так же не интересно, игра требует финала. Сделала вид что испугалась его последних слов, вскочила и побежала к дивану -
- Мне срочно пора спать. Спокойной ночи!
На этом и успокоились. Следующий день пошел совершенно по другому сценарию. Как обычно. Но эту формулу - общаться за пределами клуба как папа с дочкой, а не как тренер с учеником - мы запомнили и еще не раз применяли. Ведь жизнь летит вперед, так много всего происходит. И долго обижаться друг на друга вредно для здоровья - своего и окружающих.
Свидетельство о публикации №225082800151