Прогулка по Крыму

Летом 1961 года в последние каникулы перед уходом на диплом. я и трое моих однокурсников решили "прогуляться" по Крыму. Положили в рюкзаки одеяла, подушки, плавки, еду на дорогу и пришли на автовокзал. Автобус на Симферополь отправлялся вечером, билетов не было. Водитель согласился взять нас без билетов - всю дорогу просидели на рюкзаках на полу. Утром прибыли в Симферополь, и наш товарищ Валя Шевцов повёз нас к своим родителям. Они жили в частном доме. Приняли нас очень радушно, напоили, накормили. Немного отдохнув с дороги, поехали на озеро под Симферополем. Наплавались вдоволь - вода в озере была какая-то особая - тёплая и приятная. Вечером было скромное застолье. На ночь была снята одна створка ворот, поставлена на козлы и накрыта ватными одеялами. Спали на них после "сидячей" ночёвки в автобусе "без задних ног". Утром сели в автобус и прибыли в Севастополь. Особого интереса  к городу не было, т.к. этим же летом мы проходили лагерную службу под Севастополем - на аэродроме в Бельбекской долине. Просто наш товарищ хотел навестить своего друга, который служил в Севастополе.
Из Севастополя отправились в Бахчисарай посмотреть прославленный Пушкиным "Фонтан слёз". Фонтан был устроен в Ханском дворце. Дворец оказался неказистым. чуть ли не деревянным, фонтан тоже - ничего особенного. Из Бахчисарая отправились в крепость и пещерный город Чуфут-Кале примерно в пяти километрах от Бахчисарая. Зрелище впечатляющее - крепость как бы высечена из камня. По пути увидели кладбище, в котором все надгробия был повалены. На надгробиях из чёрного мрамора были высечены Звёзды Давида - могендовиды. Позже я узнал, что там жили исповедовавшие иудаизм Караимы - последователи еврейской религиозной секты, возникшей в 8 веке в Вавилонии.
Было очень жарко, мы пошли по какой-то дороге, которая вскоре привела нас к живописной поляне в ущелье. Там ещё журчал прохладный ручей. Мы изрядно устали и решили остаться здесь на ночлег. Высоко наверху на солнцепёке расположилась какая-то небольшая компания - мы ещё удивились, почему они не остановились внизу. Развели костёр,
вскипятили чаёк. Наступила темнота, мы лежали и смотрели на изумительно звёздное небо. Увидели медленно перемещавшуюся яркую звезду - по-видимому это был спутник... Когда наступила ночь в наше ущелье спустился откуда-то взявшийся ночной холодный воздух, мы под своими тонкими одеялами дрожали всю ночь. И тут мы поняли, почему компания расположилась наверху.
Прибыв в Форос, мы спускались к морю очень долго по крутому склону, заросшему жутко колючими кустами. Внизу нас встретили два пограничника, которые приказали вернуться туда, откуда пришли - это была пограничная зона. Мы стали упрашивать их оставить нас, тогда они отвели нас к начальнику заставы. Капитан, выслушав наши просьбы спросил откуда мы. Услышав ответ, что мы из из Харькова, потеплел сказал, что учился в ХАДИ. Разрешил остаться:
- Но от причала - ни шагу, если куда-то ещё захотите - сообщите, я должен знать где вы.
Причал в Форосе был не закончен и покрыт деревянными опилками. За день опилки разогревались на солнце. Там мы и расположились на ночлег, было очень приятно спать на них. Ночью мне приснилось. что кто-то гладит по щеке. Проснулся... и увидел над собой собачью морду. В Форосе провели несколько дней - чистейшая насыщенно синяя вода, масса рыб. У нас с собой был самодельный подводный "гарпун". Варили уху из окуней, окуни с острыми плавниками хорошо разваривались.
Прогулялись по Ялте, прошлись в Массандру - здесь нам очень понравилось. В Массандровском парке нашли кемпинг, сняли палатку на четверых. Спускались к пляжу через парк, перебрасывались мячом в море - мяч прихватили с собой. Недалеко от кемпинга была баскетбольная площадка.

Вскоре в кемпинг прибыла целая кавалькада автомобилей с молодыми французами и француженками. Мы с ними немного подружились - кое-как объяснялись на английском - играли в баскетбол. Однажды к нам в палатку зашёл дядечка средних лет. Он жил в отдельной палатке и иногда играл с нами в волейбол и баскетбол. Он сказал:
- Ребята, вы много времени проводите с французами, а это нехорошо, не советую.  Будь на моём месте кто-нибудь другой, могли быть последствия. Вы ведь дипломники ХАИ (он как-то спросил откуда мы), лагерные сборы прошли, значит уже младшие лейтенанты, и к вам теперь предъявляются особые требования.
Мы молча выслушали, так как поняли, кто он.
После Массандры наша компания распалась - двое захотели из Ялты пароходом отправиться на Кавказское побережье, Валя поехал к родителям в Симферополь, а я - в Судак, о котором мне много рассказывал мой друг. И не пожалел: отличные пляжи, замечательная Генуэзская крепость, в семи километрах посёлок Новый Свет с безлюдными пляжами, грот Шаляпина...
Поселился в частном доме, сосед по комнате пожилой, прекрасно сохранившийся бухгалтер из Оренбурга, Виктор Фёдорович. Вечером перед сном мы вели неспешные беседы. Один из его рассказов о событиях, которые он пережил, меня поразил. Виктор Фёдорович учился в последнем классе Оренбургской гимназии, когда его забрали в Красную армию, дали трёхлинейку, показали, как стрелять и тут же отправили на фронт. Он попал в Чапаевскую дивизию, ходил в атаки и т.д. Но... однажды на передовые позиции прискакал вестовой командира полка, посадил его на лошадь перед собой и отвёз в штаб. В штабе комиссар полка набросился на него с руганью:
- Что же ты, гад, скрывал, что грамотный?!
После этого его назначили помощником начальника штаба. В штабе служило несколько бывших царских офицеров, они говорили:
- Виктор Фёдорович делает более успешную карьеру, чем Наполеон, который в 16 лет был всего лишь младшим лейтенантом.
Кстати, Виктор Фёдорович рассказал, что знаменитая психическая атака белых офицеров в чёрных мундирах - миф. Чёрные мундиры действительно были, но в них были одеты выпускники реальных училищ, которые добровольно поступили в Белую армию. Они были в своей ученической форме. т.к. не успели сменит её на армейскую.
Наша комната была рядом с комнатой хозяев, по вечерам перед сном они часто скандалили. Однажды Виктор Фёдорович нравоучительно сказал:
-В супружеской жизни, Саша, воля одного из супругов должна быть подавлена, иначе мы будем иметь это...
И показал ладонью на стенку, за которой буянили супруги. Виктор Фёдорович тепло относился ко мне, особенно после того. как я рассказал анекдот: "Выходя с партсобрания - если всё так хорошо, то почему всё так плохо?"
В посёлок Новый свет я ходил по шоссе вдоль моря вместе с двумя студентами, которые жили в сарайчике во дворе. Шли наперегонки по извилистому горному шоссе, срезая повороты. Новый свет был знаменит заводом шампанских вин, основанный князем Голициным. Это был единственный в СССР завод, в котором шампанское делалось по классической французской технологии.
На пляже я познакомился с очень славным мальчиком, тоже Сашей. Оказалось. что он на спор ел медуз. Я спросил у него:
- Неужели ты ешь медуз? - Он ответил: - Ты мне симпатичен, поэтому продемонстрирую бесплатно.
Зашёл по пояс в воду:
- Поищу свеженькую.
Потом положил небольшую медузку на ладонь, спросил:
- Ты не захватил с собой лучок?
Ребром ладони разрезал на две части и проглотил одну за другой. Саша показал мне замечательное место в море недалеко от грота Шаляпина, где на глубине метров пять был небольшой скалистый камень с довольно узкой щелью. Сквозь эту щель он предложил проплыть. Я нырял, подплывал к щели, но никак не мог решиться - а вдруг застряну. Наконец, с замиранием сердца втиснулся, немного зацепился плавками (это было ужасно!) отчаянно заработал руками и ногами - и проплыл.
Саша показал нам, как раскладывать пасьянс "Узник" и сказал, что это самый трудный пасьянс. По преданию, этот пасьянс предложили разложить заключённому. получившему
срок 10 лет, и пообещали выпустить в случае успеха. Бедняга раскладывал его чуть не круглосуточно, но так он у него и не сошёлся. Мы очень увлеклись этим пасьянсом - пока двое были в воде, третий раскладывал. Однажды мне удалось разложить, я с криком бросился к воде, ребята быстро приплыли. Оказалось, что я ошибся...


Рецензии