Хын-Га. Соболиная Гора - 1. Толонбай

   ...когда начали опадать желтые листья берез, а старый-старый бобер Кныш, как обычно осенью, зафырчал: "Фыря-фыря... Фыыыряааа!!" - предвещая скорый снегопад. Двое собольков заметались и начали искать себе укрытие. Но в округе, уже все места были заняты... Две острые мордочки не растерялись и пулей понеслись в соседний лес. Они его знали, так как летом, во время охоты, частенько пересекали его. Но и в этом, дивном сосновом бору им не нашлось места. Алиба уже смерилась и хотела уйти... Но Толонбай схватил ее за шкирку и потащил дальше. Он был сильнее ее.

   - Зачем ты меня несешь, Толо?.. У нас нет места. Мы исчезнем...

   А Толонбай молча скакал по жухлой траве. Если бы он открыл пасть, то Алиба упала бы на землю. Поэтому он и молчал. Короткое, осеннее Солнце начало уже касаться макушек самых длинных сосен. Вокруг все захлопывали и закрывали свои норки, пещерки и забивались в ил, в реках и старицах. А соболь несся все дальше и дальше... Он не боялся ночи, эта было его время, самое благословенное время суток! Ночью он был - Царем Верхнего Леса!

   Но, все-таки, он не был всесильным и когда верхушка Солнца поравнялась с великой горой Уу-Наа, Толонбай остановился и аккуратно опустил на землю Алибу. Он тяжело, со свистом, дышал всей грудью. Он - не сдался! Он отдышался и начал оглядывать и вынюхивать округу. Кроме лосей и кабанов тут никто не ходил - это Толонбай сразу же учуял. Но где найти убежище?.. Тут много всяких-разных твердых земель, которых нельзя раскопать - только когти сточишь. Кстати! Неплохая защита ! Надо только натаскать мха или хвои - и заткнуть ими все щели-дырки. Толонбай, без обузы, моментально обскакал весь курумник и нашел самую укромную и  вместительную пещерку. Он еще раз обежал ее вокруг и решил - зимовать будем тут!
   Пока Алиба нежилась под последними лучами уходящего Солнца, соболь бегал и собирал засыхающую и еще зеленую травку, и таскал-таскал ее в свою "пещерку". Когда был готов настил, он нежно подхватил Алибу и перенес ее в новое жилье...

   - Толо! Ты нашел нам укрытие? Мы будем тут зимой?!
   - Да, Алиба. Здесь!

   И тут же умчался. Ему еще предстояла долгая-долгая и тяжелая работа - он должен был закрыть все-все щели нового "убежища", добыть пищу и замаскировать все следы за собой...

   После того, как закончив все дела, Толонбай вернулся в свою пещеру, Алиба спала уже крепким сном и, даже, не шелохнулась когда он упал рядом с ней. Все щели были заткнуты напрочь! Соболь знал свое дело. Внутри было уютно и тепло...
   Когда он уже заканчивал уничтожать свои следы и огляделся вокруг - начал по-тихоньку падать мелкий снежок. Его приближение зверек почувствовал еще за пару часов назад. А также, он приметил белку на ближайшей сосне, с выводком. И двух полевок, которые нагло следили за ним. Толонбай грозно цыкнул, глядя на них.

   Два серых комочка, моментально исчезли. Но соболь знал этих мелких паскуд и затаился на земле. Его шкурка идеально сливалась с покровом земли, а снежок падал и на землю, и на его шерстку. Буквально, через двадцать секунд - два серых носика высунулись перед самым носом Толонбая! Вот тут-то он и озверел! Каааак зашипел громко-громко: "Хыыын Хаааа!!!"

   Полевки ушли навсегда. Больше Толонбай на них не жаловался. Зато, на нижнюю ветку сосны прилетела откуда-то сова. И также, как полевки  - уставилась на соболя. Только еще крутила головой, в разные стороны - как будто у нее и не было шейных позвонков! С такой тушой Толонбай решил не связываться. Пока... И нырнул в свою пещерку.

   Я не знаю, как он мог не заметить мою ярко-зеленую палатку, да и, собственно, меня самого. Хотя, кто его разберет, эту хитрющую, узенькую мордочку! Скорее, всего он - всё прекрасно заметил, просто не придал мне никакого-то важного значения, засранец. Ну и я, тоже, типа не замечал его.

   После того, как лег первый снег у Толонбая появилось много хлопот. Он зачем-то, постоянно, притаскивал сосновые стебельки-иголки в свою пещерку. А когда снега стало по-больше, то начались - "соболиные лабиринты"! Не, ну реально - вот его мордочка торчит из входа - и оп-па! - выскакивает где-то за моей спиной... Я поворачиваюсь к нему - а он уже сидит возле сосны и начищает свою шкурку! Сова Ёлка, которая осталась зимовать на сосне, очень неодобрительно ухала на соболька и всегда мне подсказывала - откуда он вынырнет в следующий раз. А он перемещался под снегом, как подводная лодка в глубоких водах Тихого океана. Алиба так и не появлялась из пещерки... Честно говоря, я уже начал беспокоится из-за нее - но лезть в дом Толонбая у меня даже и в мыслях-то такого не было! Это было бы, как "объявлением войны", с точки зрения соболя. К тому же, у него появился новый враг - здоровый и матерый кабан с кабанихой и тремя их поросятами. Я сразу же узнал кабана Хряма, он еще прошлой зимой тут околачивался, но тогда он был один - теперь же у него своя семья. Толонбай не приходил ко мне за помощью, этот гордый зверек решил сам прогнать вепря... Ну-ну, поглядим-посмотрим... Тактика соболя была проста и очевидна - он заскакивал наверх курумника, искал подвижные, небольшие камни, а когда дружная семейка кабанов проходила мимо - скидывал эти камни вниз! Понятно, что для здоровенного вепря и его спутницы такие мелкие камушки, размером с два кулака, не причиняли никакого беспокойства, да даже и для их поросят.  Но! Толонбай был совсем не дурак - тактика тактикой, но была и стратегия ! Стратегия, однако, тоже не отличалась оригинальностью - "вымотать" врага этими мелкими пакостями и заставить его убраться отсюда, с северного склона Саян.


Рецензии