Беспилотники для спасения альпинистов

Необходимость беспилотников для спасения альпинистов

1. Трагическая судьба покорителей пика Победы

Пик Побе;ды - одна из высочайших вершин на территории бывшего Советского Союза и, вероятно, самая сложная. Вершина находится на высоте 7439 м.

Температура при восхождении зимой достигает минус 30 градусов, скорость ветра - до 100 км/ч, а снегопады создают «стену» из метелей.

Многие альпинисты на высое 7000 м. испытывают острое кислородное голодание.
Без адаптации и опыта человек быстро теряет работоспособность, испытывает сильную слабость, головную боль, тошноту, бессонницу. Нередко это приводит к отёку мозга или лёгких и заканчивается гибелью.

Из-за экстремальных условий на вершине погибли примерно каждый третий альпинист отправившийся на восхождение.

2. Спасение Натальи Ноговицыной

Наталья Ноговицына 47-летняя российская альпинистка. Родом она из Пермской области, но в последнее время проживала в городе Чехове Московской области.

В августе 2025 года Наталья совершала восхождение на Пик Победы.
Вместе с Натальей в группе были россиянин Роман Мокринский, немец Гюнтер Зигмунд и итальянец Лука Синигилья.

Альпинисты достигли вершины, но при спуске на высоте 7200 м. Наталья Ноговицына неудачно упала на острый гребень, сломала ногу и не смогла дальше идти.

Роман Мокринский оказал ей первую помощь, после чего оставил Наталью и отправился вниз в штурмовой лагерь, чтобы там попросить помощи для Натальи.

Спасать Наталью пошли члены её группы итальянец Лука Синигилья и немец Гюнтер Зигмунд.
Они принесли ей спальный мешок, горелку, еду и газовый баллон. Там вместе с ней мужчины заночевали в палатке.
Но альпинисты были очень истощены и на следующий день без Натальи они сами спустились вниз, чтобы попросить помощь других альпинистов.

При спуске, однако, Лука Синигилья обморозил руки.
И всё же они снова вдвоем попробовали добраться до Натальи другим маршрутом — через пик Важа Пшавела.
Но на высоте 6800 метров, не дойдя до места, где находилась Наталья им пришлось заночевать.
Через сутки у Луки начался отёк мозга и 15 августа итальянский альпинист Лука Синигилья умер.

Наталью Ноговицыну 17 августа попытались эвакуировать военным вертолётом Кыргызстана Ми-8.
Однако из-за непогоды вертолёт не долетел и совершил жёсткую посадку на высоте 4600 метров, у края ледника Дикий.
При посадке один из пилотов получил компрессионный перелом позвоночника, а один из спасателей компании «Аксай тревел» — вывих тазобедренных суставов.
Их самих пришлось эвакуировать вторым вертолётом.

23 августа поисково-спасательная операция, в которой участвовали восемь квалифицированных альпинистов и военный вертолет Ми-8 была прекращена, из-за плохих погодных условий.

Трагическая гибель Натальи Ноговицыной в очередной раз поставила вопрос о возможностях для спасения альпинистов.
Гибель при восхождении на пик Победы при нынешнем уровне обеспечения восходителей, к сожалению, стала закономерностью.

Впервые вершину покорила группа советских альпинистов в 1938 года.
С тех пор при восхождении на вершину погибло более ста альпинистов. Десятки экспедиций числятся пропавшими без вести.

2. Возможности для спасения

Какая возможность спасения альпинистов с помощью вертолётов?
У вертолётов есть два потолка высоты: статический и динамический.
Статический потолок вертолёт достигает при вертикальном взлёте. Он составляет 3000–4000 метров.

Однако при полёте по наклонной траектории вертолёт может достичь динамического потолка и подняться от 4 до 6 км.
В некоторых случаях вертолёт может подняться и выше.
Французский лётчик-испытатель Жан Буле в 1972 году установил рекорд 12 442 метра на вертолёте A;rospatiale SA.315B Lama.

Французский пилот Дидье Дельсаль посадил вертолет Airbus Helicopters H125 на Эверест на высоте 8850 м.
В 2007 году спасатели с риском для жизни на вертолете Ми-8 сняли со скалы на высоте около 5000 м двух альпинистов на Безенгийской стене.
В 80-е годы XX века Ми-8 применялся для доставки грузов на Памирское плато на высоту 6100 м. Воздушные суда не садились, а сбрасывали груз.

У Натальи Ноговицыной уже был опыт покорения семитысячников.
В 2021 году она вместе с мужем Сергеем участвовала в восхождении на на Хан-Тенгри.
Однако на высоте 6900 метров у мужа Натальи случился инсульт и его парализовало.
Спустя год Наталья вернулась на Хан-Тенгри и установила мемориальную табличку на месте гибели мужа.

3. Беспомощность спасателей

К сожалению, попытка спасения альпинистки привела к гибели одного спасателя и к травмам членов экипажа вертолёта, на котором её пытались эвакуировать.
Увы, попытка спасения с такой высоты также сопряжена с риском гибели спасателей.

Однако сегодня мы являемся свидетелями развития беспилотной авиации.
Как известно, беспилотник поднимался к скале, где находилась травмированная альпинистка, но беспилотный аппарат мог лишь сделать снимки Натальи, по которым стало понятно, что Наталья была ещё жива.

Однако, если бы коптер был способен поднять человеческое тело, то его бы могли использовать для спасения Ноговицыной.
Сегодня постоянно появляются новые типы беспилотных аппаратов.
И создание гексакоптера. для эвакуации людей с высоты 7 200 м. - это вполне решаемая техническая задача.

Таким беспилотным коптером мог бы управлять оператор, находящийся внизу.
При испытании беспилотника вначале можно бы было попытаться эвакуировать тела альпинистов, погибших при восхождении. Для этого коптер необходимо снабдить специальным захватом, которым также управлял бы оператор.

Кроме того, коптер можно использовать для экстренной доставке кислородных баллонов или продуктов при восхождении или спуске альпинистов с вершины.

При этом необходимо иметь в виду, что человек, будучи подвешенным к коптеру может погибнуть из-за низких температур и сильного ветра. Поэтому коптер необходимо снабдить лёгкой гондолой, где бы человек мог укрыться.

Конечно, управление коптером в экстремальных условиях высокогорья потребует огромного искусства от оператора.
Кроме того, не исключено, что коптер может столкнуться со скалами, как столкнулся вертолёт при попытке спасения Ноговицыной.
Однако при аварии беспилотника убытки будут на два порядка меньше чем при аварии вертолёта.

И учитывая возможность аварии, спасателям необходимо иметь несколько спасательных коптеров.
Попытки спасения необходимо организовать в моменты затишья, когда погода будет наиболее благоприятной.

Очень важно то, что при аварии беспилотного аппарата риск для людей будет значительно меньше.


Рецензии