Ласарильо с Тормеса или плут, лишенный выбора

 «Ласарильо с Тормеса»: проблема отсутствия нравственного выбора

«Ласарильо с Тормеса», анонимная испанская повесть, опубликованная в 1554 году, известна как основополагающее произведение, давшее начало целому жанру плутовского романа. Она представляет собой новаторский для своего времени, лишенный романтизма портрет главного героя — мальчика по имени Ласарильо, чья жизнь — это тяжелая борьба за выживание в Испании XVI века. В основе непреходящего интереса к тексту лежит глубокая проблема очевидного отсутствия у Ласарильо нравственного выбора. С первых страниц произведения Ласарильо предстает перед читателем как персонаж, полностью лишенный всяческих возможностей борьбы с различными этическими противоречиями и дилеммами, скрывающимися за непосредственными потребностями голода, нищеты и самосохранения. Описание жизни главного героя представляет собой едкую критику общества, лишающего своих самых незащищённых представителей возможности морального выбора.

С самых ранних лет Ласарильо оказывается в мире, лишенном заботы и морально-нравственных ориентиров. Родившись в крайней нищете и отданный матерью в услужение к слепому мошеннику, он формируется в суровой реальности недостатка самого необходимого, без чего удовлетворение фундаментальных потребностей любого человека невозможно. Его первый хозяин, слепой мошенник, обучает Ласарильо искусству обмана и хитрости посредством суровых уроков и физического насилия. Поведение Ласарильо — обмануть слепого, лишить его вина или хлеба, или уклониться от выполнения какого-либо поручения — продиктовано не злобой мальчика или его незыблемыми принципами, а отчаянной потребностью продлить своё существование и избежать дальнейших страданий. Со временем мальчик на собственном опыте узнаёт, что для выживания необходим прагматизм, а не принципы. Его поступки, такие как замена настоящей колбасы репой или умелая кража хлеба у скупого священника, в собственных глазах Ласарильо не являются моральными проступками, наоборот, он считает их изобретательными решениями своих проблем.

По мере развития сюжета ситуация с последующими хозяевами для мальчика усугубляется. Так, священник, запасающий еду, пока Ласарильо голодает, ещё больше укрепляет главного героя в мысли о том, что социальные институты и власть имущие, за своим внешним лоском, часто скрывают худшие проявления человеческих качеств: жадность, алчность и цинизм. Постоянные попытки Ласарильо стащить еду из сундука священника — это не бунт против существующего порядка, а грубая, животная борьба за существование. Он не подвергает сомнению нравственность воровства; он сомневается в собственном существовании, которое невозможно без воровства. Анонимный автор данной повести намеренно опускает внутренний монолог, в котором Ласарильо взвешивает добро и зло; его внутренние расчёты носят исключительно тактический, а не стратегический характер, а именно: как добыть еду, как избежать наказания, как выдержать очередные бедствия и тяготы, посылаемые судьбой. Отсутствие внутреннего этического конфликта подчёркивает, что Ласарильо действует вне рамок общепринятой в те времена христианской морали, поскольку такие рамки — непозволительная роскошь для столь несчастного существа, как он.

Эпизод с обедневшим дворянином, хотя и предлагает читателю небольшую передышку от неуёмной жадности и алчности предыдущих хозяев, ещё раз иллюстрирует скорее неминуемую адаптацию Ласарильо к суровым реалиям жизни, нежели показывает трансформацию добродетельности, изначально присущей человеческой душе. В этом эпизоде Ласарильо выбирает служение господину, более бедному, чем он сам, не из подлинного милосердия, а из жалости к нему, потому что гордость и благородство дворянина создают Ласарильо иллюзию достоинства и временное спасение от его низменного социального положения. Хотя нельзя всецело утверждать, будто бы на этапе служения идальго он уже полностью утратил свою добродетельность, жалкие остатки которой помогли выжить как ему, так и его нерадивому и чопорному господину. Даже когда мальчику приходится просить милостыню за них обоих, его решения продиктованы прагматической потребностью поддерживать иллюзию «слуги господину», тем самым обеспечивая себе шаткое социальное положение. Когда наконец идальго его бросает, Ласарильо беспокоится не о благополучии господина, а о собственном неустойчивом будущем, когда взаимодавцы и представители власти начинают доискиваться сбежавшего хозяина.

Проблема отсутствия у Ласарильо морального выбора, таким образом, заключается не только в неудачах главного героя, но и в уничтожающем обвинительном приговоре обществу, которое его создало. Представляя главного героя, чьи действия продиктованы чистой необходимостью, анонимный автор критикует лицемерие Церкви, пустоту аристократии и социальное неравенство, лишающие человека тех самых условий, которые необходимы для развития полноценной личности. Моральный выбор, как следует из самой повести, часто предполагает определённую степень безопасности, образованности и поддержки со стороны окружающих — всё это полностью отсутствовало в жизни Ласарильо. Его неспособность поступать нравственно — прямое следствие того, что общество не смогло обеспечить ему элементарного человеческого достоинства и средств для формирования и поддержания своих убеждений и принципов.

Кульминация этой проблемы достигается в печально известном финале повести — «caso» («случай»). Ласарильо, ставший городским глашатаем, несмотря на постыдность занимаемой им должности, считавшейся наравне с палачом и мясником одной из самых непривлекательных в социальном отношении профессий того времени, обретает некоторую стабильность и репутацию. Правда, эта репутация была связана с вступлением в брак по расчёту со служанкой (содержанкой) священника Толедо. С этого момента мальчик Ласарильо окончательно превращается в мужчину по имени Ласарио, нравственность и духовность которого достигла апофеоза своего падения. Он с готовностью принимает распространённые слухи об изменах своей жены, заявляя: «Всякий, кто отрицает её целомудренность, лжёт». Это окончательный выбор — высший акт морального компромисса ради шаткой стабильности. Уже будучи взрослым, Ласарио не выбирает противостоять несправедливости, отстаивать свои супружеские права или отстаивать свою честь; вместо этого он предпочитает закрывать глаза, смиряться с бесчестием ради незначительного материального комфорта и социального положения. Этот выбор сделан не из моральной стойкости или слабости, а из глубоко укоренившегося понимания того, что выживание в его мире всегда важнее абстрактных представлений о добродетели или порядочности. Он усвоил, что истинная безопасность заключается в конформизме и уступчивости более сильным, а не в моральной нравственности и банальной порядочности, без которой человек так и остаётся на всю жизнь неполноценным.

28 августа 2025 года


Рецензии