Зачем Христос омыл ноги ученикам

                Из Евангелие от Иоанна мы узнаем о событиях Великого Четверга, когда накануне иудейской Пасхи Христос совершает немыслимый для Бога поступок: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин.13:1-5). Принято считать, что таким образом Христос перед крестной смертью решил преподнести ученикам последний урок смирения. К этому сводятся основные толкования отцов. Однако есть и другие теологумены [богословские мнения] на события Чистого Четверга, к которым мы еще вернемся.  Нисколько не оспаривая учения отцов, я хотел бы предложить иной взгляд на эту историю. Омовение ног ученикам имеет настолько глубинный характер, что для не посвященных остается не понятым, скрывая суть происходящего за завесой мистического богословия. Попробуем во всем этом разобраться. Для этого необходимо выяснить, почему Господь совершает чин омовения в канун Великой Пятницы, а не ранее; какие именно, с богословской точки зрения, Он совершает действия,  какой они несут вероучительный смысл и, что за этим последовало в дальнейшем.               
                Четверг – это четвертый день при сотворении мира. Но не по порядковому номеру, а по этапу творения. Важно правильно исчислять шесть дней мироздания; не последовательно: 1,2,3,4,5 и 6, а: 1+1+1+1+1+1, то есть одномоментно. Последовательность присуща только времени, которого еще не было. Оно появится значительно позже, как повествует вторая глава  Книги Бытия (Быт.2:1-4). В четвертый день: «создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт.1:16). Другими словами, Писание раскрывает  ведущую роль солнца, луны и звезд в управлении вселенной.
                Омывая ноги ученикам, Господь, как Солнце правды, формировал сонм звезд в лице апостолов, чтобы они  служением Слову, управляли Церковью Христовой и просвещали мир, неся ему свет истины. Как это происходило в практическом и богословском смыслах я скажу чуть позже. Кроме того, омовение накануне Тайной Вечери было приготовлением к принятию Пасхи или закланного Агнца, каковым Господь станет на Голгофе. В Ветхозаветной церкви были несколько обрядов омовения: от частичного перед приемом пищей до полного, при обращении прозелитов, то есть для принимающих иудаизм. Христос, по сути, исполняет последнее, но не с целью приобщения к Ветхому Завету, а ради причастия к Новой Церкви Христовой. Другими словами, это было иудейское крещение наоборот – не в иудаизм, а вместо него. 
                Кроме того, очищение водой символизирует, в том числе, Таинство покаяния в Православной церкви. Можно привести еще несколько толкований по поводу четвертого дня, но это сути не изменит. Поэтому перейдем к самому событию, которому преподобный Нил Сорский дает такое объяснение: «Почему ноги только, а не другой какой член, умыл Господь ученикам? Потому что Спаситель не просто омыл нечистоту, как думал ты, но и вложил Божественную некую силу в пяты апостольские. Поскольку сказано было змею: «ты блюсти будеши» у человека «пяту» (Быт.3:15), – то есть все поведение жизни, посему и омыты ноги учеников, таинственно означающие ноги мысленные. Потому сказано: «даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу» невидимого врага (Лк.10:19). И Исаия говорит: «красны ноги благовествующих мир и благая» (Ис.52:7). Ибо Апостолы Христовы, как положили конец брани диавола, обойдя целую вселенную, так и даровали всем мир и благовествовали нам блага небесные».
                Также понимает действия Христа святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Что значит умовение ног? Святые писатели под ногами разумеют душу. Направить ноги наши на путь мира (Лк.;1,79). Не даст Он поколебаться ноге твоей (Пс.120:3). Значит, умовение ног есть как бы и умовение души. Вы чисты, но не все (Ин.;13:10)». Из этого следует, что святые отцы рассматривали произошедшее в Чистый Четверг, как приготовление апостолов к предстоящему служению, для чего требовались особые дарования, чистота и духовные силы. Наиболее развернутое толкование этому событию дает, водимый Святым Духом, великий отец Церкви преподобный Серафим Саровский. Он различал в человеке тварную энергию, которая после грехопадения стала темной силой и светлую, заложенную в нем от создания. 
                Объясняя предназначение тварной или «творной» силы, как он ее называл, преподобный Серафим в беседе с помещиком Н. Мотовиловым говорит: «Тьму сущую в тебе и во всех людях, Отцы Церкви называют греховною, не потому чтобы она была греховна, а потому что она же есть исполненная возбудительны сил [страстей] часть сущностей входящих в состав наш; так не она [темная энергия] сама по себе греховна, но греховно ея неуместное и несообразное с девственною целию аскетической [добродетельной] употребление; но творную, собственно материю света и материю тьмы находящейся во всех планетах — и в человеке, возбуждающую похоть плотскую; — Но вся она [темная энергия]  тогда во мне была собрана в ступни ног моих и лишь только ниже щиколоток помещалась, а всё прочее тело мое духовно-душевно-плотяное было очищено от тьмы этой творной — или греховной — и было чисто светло лучезарно. Вот почему Господь и у Апостолов умыл только ноги одни, что будучи — очищены благодатию Всесвятаго Духа Божияго, они были чисты от всякия скверны плоти и духа — и тьма  творная [поскольку] находилась и у них тогда лишь только в ступнях ног, — то и надлежало её всю очистить и вовсе истребить из внутренностей их, — ибо она не есть необходимое условие для жизни на земле, — а только совведена в плоть нашу вкушением от плода древа познания добра и зла, — то если бы она осталась в них [учениках] неочищенною и неизтребленною, то по простоте и неучености своей, при исполнении их Святым Духом, они легко бы могли по невежеству и неразумливости…смешать действие и ея с действиями Духа Святаго и ея действия принять за действования Самаго Святаго Духа — в добавок это очищение нужно было еще и потому, что они в последствии времена предназначаемы были вращаться не только среди безчисленнаго множества мущин; но и среди самых прелестнейших женщин, для проповедания посреде их слова Божия, то и они сами по подобию Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Божией Матери долженствовали быть вовсе и начисто изъятыми от всякия скверны плоти и духа. А потому Богочеловек Иисус Христос и сказал Апостолу Петру: « не следует тебя всего умыть но только нозе, — потому что весь чист кроме ног в которых еще оставалась некоторая толика тьмы греховной сей».
                И далее преподобный Серфим проводит приводит в пример апостола Павла: «Святый же Апостол Павел не бывший на Тайной Вечери и не имевши счастия получить омовения ног из Божественных рук Спасителевых в то время не был изъят от этой тьмы греховной, — а потому и говорит: "Дадеся ми пакостник плоти " (2Кор.12:7), — то есть: это тьма греховная или творная, да ми пакости деет …. и вместе с тем в замену оставления в нем тьмы сей греховной далась ему сугубая благодать и сила разумений до того, что даже и Святому Апостолу Петру пришлось сказать суть некая словеса [возразить] — в речениях брата нашего Павла яже недоуменна суть [учение Павла] , — это же значило не то, чтобы Святый Апостол Павел неправильно говорил, но то что по большей разширенности круга его понятий — и по множайшей, сугубейшей полноте дарований Святаго Духа — ему и открывалось множайшее и хотя недоуменное [непонятое] для Петра, но тем неменее истинное и полно-благодатное». Откровения Духа, посланные через Серафима Саровского, требуют некоторого пояснения.               
                Он говорит о том, что по причине грехопадения исказилась человеческая природа. Если в раю у наших праотцов не было страстей как укоризненных, то есть греховных: блудная похоть, алчность, тщеславие,  так и неукоризненных или естественных – голод, жажда, холод и так далее, то после падения человек стал страстным. Это страстность и есть та самая тьма или «творная» энергия, заложенная  в каждом творении. С одной стороны, она действует вопреки первозданной природе Адама, побуждая ко греху, с другой – способствует выживанию человеческого рода, как например, жада, голод, плотское влечение и чадородие. Действия Христа в Чистый Четверг, с одной стороны, служили приготовлением апостолов к предстоящему служению и давали им необходимую силу, а с другой – очищали их от пагубного влияния страстей [темной силы], без чего служение среди язычников в мире, наполненном всевозможными соблазнами, было бы невозможно.               
                Особого внимания заслуживают слова отца Серафима относительно апостола Павла. Он намекает на сильнейшее искушение блудной страстью, которым был одолеваем Павел. Об этом я подробно рассказывал в беседе «На слова "Дано мне жало в плоть"». И причину этого он как раз связывает со мучившего Павла блудной страстью, поскольку тот не сподобился получить очищение от Христа, а значит «тьма греховная» в нем оставалась не исцеленной. Вместе с тем, преподобный Серафим прямо увязывает силу искушений с действием благодати и величием даров Святого Духа: кто сильнее искушается, тот и большего сподобляется. Именно поэтому Павел стал «апостолом языков», учением которого созиждется Вселенская церковь, чего другим ученикам дано не было. Он прекрасно знал суть омовения Христова и понимал действия Спасителя как очищающие душу от греховной тьмы, а не просто обряд уважения к гостю.
                Поэтому Павел, наставляя будущих диаконис, говорит, что вдовицам  надлежит служить: «Хорошо обучая [девиц], дабы созидать девушек целомудренными, смывая грязь с ног девиц» (Тит.2:2-4) [не Синодальный перевод. Встречается у Оригена и некоторых отцов Древней Церкви]. Понятно, что речь идет не о мытье ног гостям, а об очищении душ девственниц от тьмы страстей.
                Примечательно, что Сам Христос не спешит раскрывать ученикам истинный смысл Своего поступка. На вопрос Петра о недостоинстве принять такую честь, Он отвечает: «что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». (Ин.13:7). «Уразумеешь после» – значит по воскрешении и прославления Сына Божьего, когда апостолы приступят к просвещению мира. Как известно, одна тень Петра исцеляла немощных (Деян.5:15). Такова была заложена в нем сила Духа после событий в Сионской горнице. Однако, на тот момент ученики были всего лишь неграмотными рыбаками и не могли вместить скрытый смысл омовения. Поэтому Иисус дает им простое и понятное объяснение: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:13-15). Этим Он предупреждает учеников о недопустимости превозношения полученными дарами друг перед другом и ближними. Одновременно Господь устанавливает равночестное достоинство всех епископов – приемников апостолов. Поэтому Патриарх считается не старшим или главным среди остальных архиереев, а первым среди равных.               
                Таким образом, Христос, омывая ноги ученикам, с одной стороны, научает их и всех будущих христиан скромности и уважительному отношению друг к другу; наставляет не превозноситься и тщеславится имеющими достоинствами, не думать о себе лучше, а о ближнем хуже, а с другой – очищает будущих апостолов от действия страстей, препятствующих их вселенскому служению. Для начинающих главное значение имеет сам факт совершенного Иисусом, поскольку наставляет в любви к ближнему, смирении и скромности. Для совершенных и опытных в духовной брани последователей Христа, омовение, символизирует духовное очищение через добродетель и ведение или точное знание Православной веры, ибо ноги Иисус омывал только Своим ученикам, а не всем подряд. А им может быть только тот, кто не искажает Евангельское учение и хранит его.
                Чин омовения ног, совершенный Христом имеет прежде всего важное духовное значение, поскольку, как говорил Максим Исповедник: «Реальные события, описываемые в Ветхом Завете, уже исполнились, а поэтому буквальное и прямое значение их уже отошло в прошлое. Непреходящим остается только духовный смысл их, бытие которого постоянно и даже все время усиливается и достигает все большего расцвета». Поэтому сподобившийся духовного ведения в познании смыслов, скрытых в Писании за «дебелостью букв», как мудро замечает Максим, становится одним из тех, кому Спаситель дарует очищение от душевной скверны, необходимое для апостольского служения Слову в истине.


Рецензии